Методическая разработка урока русского языка: Поговорим о значении слова.Многозначные слова.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Данная разработка нацелена на правильное использование и употребление в своей речи многозначных слов,расширение своего словарного запаса ,развитие интереса к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока русского языка:Многозначные слова. | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор конспекта: Ткач В.А. Конспект урока русского языка № 2: « Многозначные слова и их роль в речи».
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Многозначные слова», развитие умения употреблять многозначные слова в своей речи, расширение лексического запаса обучающихся с помощью словарей.
Задачи:
- формировать у учащихся потребность обращаться к словарям русского языка;
- показать детям на примерах необходимость расширения их словарного запаса;
- закрепить представление о слове как языковом знаке.
формы деятельности: коллективная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа; урок проводится с использованием современных методов обучения: поисково-исследовательского, проблемного, наглядного, практического
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Климановой Л.Ф., Т.В. Бабушкиной (М.: «Просвещение», 2015г.)
Используемые технологии:
- Педагогика сотрудничества
- ИКТ
- Технология коллективной мыслительной деятельности
- Игровые технологии
Ход урока.
Начинаем урок русского языка.
На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом, были внимательны, сосредоточены.
Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Это будет девизом нашего урока.
Запишите число и классная работа.
Я напоминаю вам о правильной посадке.
#1055;рочитайте высказывание известного русского писателя, нашего земляка, Михаила Александровича Шолохова
Величайшее богатство народа – его язык!
М. Шолохов.
Как вы его понимаете?
Запишите высказывание с соблюдением норм каллиграфии. Поставьте ударение в словах и отметьте орфограммы.
#1048;зучение нового материала.
Прочитайте название раздела, над которым мы начнем работать.(с.95)
-Как вы думаете, какие знания вы сегодня получите?
(Узнаем что-то новое о словах, узнаем о значении слов, узнаем, у слов одно значение или несколько)
(Предлагаю упражнение-игру. Содержание соотносится с новой темой. На столе лежит коробка, на которой написано: «Всё свежее!»)
- Ребята, предположите, что может быть в этой коробке?
-Проверим ваше предположение.
(Достаю полотенце, хлеб, фрукты, газету)
- А что сюда не положили, но тоже может быть свежим? (воздух, ветер, идеи…)
- Что можем сказать о слове свежий?
-Какое открытие мы сделали о слове свежий?
-Как , вы думаете, как называются слова, у которых много значений?
(Многозначные)
-Сформулируйте тему урока. (На доске – Многозначные слова).
Правильно, тема нашего урока – многозначные слова.
Постановка первой учебной проблемы.
Запишите словосочетания со словом свежий
Свежее полотенце – чистое
Свежий хлеб – только испечённый
Свежая газета – только выпущенная
- -Каким является слово свежий? Почему?
Прочитаем правило с. 96.
Постановка второй учебной задачи.
-А как мы определили, что у слова свежий много значений?
(Использовали его с разными словами)
Постановка третьей учебной задачи.
-Значение слова определить непросто. Куда мы можем обратиться за помощью?
-Найдите в словаре слово свежий. Давайте уточним его значение.
-Что значит чистое полотенце? …..
-Проанализируйте свою деятельность, чем мы занимались на данном этапе?
(Искали слова в словаре, чтобы узнать их значение)
-Какой вывод мы можем сделать?
(Чтобы узнать значение слова посмотри в толковый словарь.)
-Подведем итог по схеме.
Схема (слайд) озвучить схему.
Проведем наблюдение.
Внимательно прочитайте предложение.
- Кто готов объяснить выбор букв? Постановку знаков препинания?
- Запишем предложение в тетрадь.
На тр.ве играют з.л.тые лучи в.сен.его со.нца лё.кий в.терок ш.лестит в з.лен. д.рев?ев.
(Запись с комментированием и объяснением орфограмм). Проверить с помощью сигнальных карточек. Подчеркните грамматические основы, запишите характеристику предложения.
-Как вы думаете, в предложении есть многозначные слова?(играют, золотые ). Докажите, что они многозначные. (Придумать словосочетания)
- Запишите в тетрадь словосочетания 3 словосочетания со словом золотая.
Записать на доске . Проверка. Как их понимаете?
Золотые сережки, золотая осень, золотые руки
-Объясните значения.
ФИЗМИНУТКА.
6. Постановка второй учебной проблемы.
Мы постараемся выяснить:- А зачем нужны многозначные слова?
- Давайте вернёмся к предложению, с которым работали вначале урока. Прочитайте его без многозначных слов.
- Какой вывод сделаем, зачем они нужны?
(Они делают речь богатой и выразительной)
- Вы правы, многозначные слова делают речь яркой, образной, поэтичной.
#1047;акрепление знаний. Т.З. № 555.
-Прочитайте стихотворение. Какими словами играет автор?
Воспользуемся словарем учебника.
-Найдите, сколько значений у слова бьют, заяц?
Запишите 2 стихотворения в свою тетрадь и объясните, как будете решать орфографические задачи.
#1054;братимся к учебнику. С.96 № 559.
-Почему мальчик попал в смешное положение?
(Он употреблял слова, значение которых не знает)
-Какой мы ему можем дать совет?
Прочитайте совет авторов.
А сейчас вы поработаете самостоятельно и попробуете применить полученные на уроке знания.
Действуйте по инструкции.(Слайд) Задание
Объясните значение слова
Найдите слово в толковом словаре.
Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.
Какие слова называются многозначными?
Подготовьте отчёт о работе по плану.
План отчёта
Я работал(а) со словом (назвать слово).
Это слово имеет____значений. Перечислить.
Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.
Вывод: Многозначными называются слова ________________.
Итог урока.
-Какие новые знания вы получили?
(Мы узнали, что у слова может быть несколько значений. Такие слова называются многозначными.
Чтобы узнать значение слова пользуйся толковым словарем)
#1056;ефлексия.
-Оцените свою деятельность на уроке по плану.
#1054;ценки за урок.
7. Домашнее задание.
- Для домашней работы я предлагаю задания по выбору. Одно – наиболее трудное, исследовательское. Вам нужно узнать, каких слов в русском языке больше – многозначных или однозначных. Для этого необходимо посчитать их количество в заданном тексте и сделать вывод.
Второе – более простое. Составить предложения с предложенными словосочетаниями.
- Спасибо за урок. Приятно было видеть лес рук. Вы замечательно работали! Глазки у вас горели! Вы золотые ребята!
1. Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных. Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.
#1057;оставь предложения, используя словосочетания.
серебряный колокольчик – лиловый колокольчик
острый нож – острое слово
море впечатлений – бескрайнее синее море
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Значение суффиксов".
Урок соответствует требованиям ФГОС по программе "Школа России"....
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "От значения слова - к правильной букве"
Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"
Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...
Методическая разработка урока русского языка "Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу", 3 класс
Методическая разработка...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.
Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....
Методическая разработка урока русского языка для 3 класса. Тема: "Приставка. Её значение для образования новых слов".
На этапе актуализации ученики отгадывают словарные слова по лексическим загадкам, подбирают к ним подходящие по смысте глаголы. Выделяют приставки. Попадают в затруднение.По п...