Методическая разработка урока русского языка в 3 классе "Многозначные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Шахова Екатерина Станиславовна

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Многозначные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoznachnye_slova.docx152.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку в 3 классе

«Многозначные слова»

Учитель : Шахова Екатерина Станиславовна

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Станиславовна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столах должен лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш и разд. материал.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Готовятся к  уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя).

Личностные УУД

(правильная посадка за партой).

Минутка чистописания.

Актуализация знаний.

Формулирование темы и цели урока.

Откройте свои тетради. Запишите 22 октября, классная работа..

Прочитайте. 

Русский язык  богат, красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

Запишите красиво и аккуратно эту цитату себе в тетрадь.

Сегодня на уроке нам предстоит убедиться в истинности это высказывания.

Что должно иметь слово, чтобы мы поняли, о чём идёт речь?

Сколько у слова может быть значений?

Кто сможет сказать, что будем исследовать на уроке?

Кто знает, как называются слова, у которых много значений?

Правильно, слова, которые имеют несколько значений,  называются многозначными.

Сформулируйте тему урока.

Определите цели урока.

лексическое значение

Не знаем

Сколько значений имеет слово

Многозначные

Многозначные слова

Узнать, сколько значений имеет слово

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Словарная работа

Отгадайте по лексическому значению слово и запишите его.

1. Придя домой из школы, я

Очень есть хочу, друзья.

Маму это рассмешит,

Скажет: "Ну и ...!"

2. Один кг равен 1000…

3. Открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания.

4. По ветру летит, 
В воздухе кружит, 
Жёлтою монеткой 
На траве лежит.

5. Это слово однокоренное слову весна. 

6.  Единица веса в метрической системе мер, равная 1000 граммам.

7. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов. 

8. Группа людей, объединенных общими делами, общей работой.

9.  Соблюдающий во всем порядок, точность; соблюдающий чистоту; точный в отношении времени, исполнения чего-либо.

10. Химически простое вещество (или сплав), обладающее особым блеском, ковкостью. Алюминий, железо, медь…всё это?

Что объединяет эти слова? Подчеркните удвоенные согласные  

Поставьте ударение и выделите орфограмму в каждом слове.

Аппетит

Грамм

Бассейн

Осенний (лист)

Весенний

Килограмм

Коллекция

Коллектив

Аккуратный

Металл

- Удвоенная согласная.

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Открытие новых знаний.

Наблюдение.

Прочитайте шуточное стихотворение.

http://porusskomu.ru/assets/uploads/452/454/463/519/images/2017-01-05_11-17-43.jpg

Почему стихотворение шуточное?

В каких значениях слово перо используется в стихотворении?


Давайте проверим, все ли значения этого слова мы теперь знаем.

Как проверить?

Что узнаем при помощи толкового словаря? К нам на урок пришел толковый словарь Ожегова. Перед вами словарная статья. Сколько значений у слова «перо»?


Прочитайте в словарной статье все значения слова.

Какие значения вы не знали?

Откройте стр.79 учебника, прочитаем слова профессора Самоварова.

Большинство слов русского языка имеет только одно значение. Но есть слова, у которых  несколько значений. Такие слова называют многозначными. Все значения у многозначного слова обязательно связаны между собой.

Узнали мы, как называются слова, у которых несколько значений? Как?

Что вы узнали о значениях многозначного слова? А как вы это понимаете?

Докажите, что все значения слова «перо» связаны между собой

Выполним  упражнение 127. Работа в парах.

Рассмотрите изображения. Найдите общее в значениях каждого многозначного слова. Спишите предложения, многозначные слова подчеркните.

1.Раздался гром, сверкнула молния, полил дождь.

2.Стало жарко. Андрей расстегнул молнию на куртке.

3.Маленький колокольчик звенел в руках малыша весело и звонко.

4.Сергей с любопытством рассматривал темно-голубой колокольчик, который вырос у дороги.

Проверка.

-Прочитайте диалог Ани и Вани.

Почему говорят, что значения одного многозначного слова связаны между собой?

У многозначного слова все значения хоть и разные, но всегда связаны по смыслу.

Какой вывод можем сделать?

Что общего вы нашли в

значениях слова

«молния»?

Что общего вы нашли в значениях слова «молния»?

Что общего вы нашли в значениях слова «колокольчик»?

 

Недавно мы с вами знакомились со словами-омонимами. Что такое омонимы?

А вы сумеете отличить омонимы и многозначные слова?

Рассмотрите картинки к слову «дождевик» на стр. 78

Почему картинки разные? Совпадают ли значения у этого слова?

Попробуйте сделать вывод: чем  отличаются омонимы и многозначные слова?

о, что быстро

мелькает в небе, и

застежка, которая

также быстро

застегивается.

Потому что ребенок не знает , что у лука тоже есть перья

Перо у курицы, перо лука (зеленая часть)

Посмотреть в толковом словаре

Сколько значений имеет это слово

4

Что слово может иметь несколько значений, все значения связаны между собой

Все эти предметы похожи на перо птицы

У многозначных слов значения разные , но они связаны по смыслу.

Молния быстро мелькает в небе,  и застежка-молния быстро застегивается.

Предмет, издающий звон, и цветок похожи по форме  на колокольчик.

Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют ранее значение

Нет, дождевиком  называют и   гриб, и непромокаемое пальто

У многозначных слов значения связаны по смыслу, у омонимов  разные значения

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Физминутка

Видеоролик.

Закрепление нового материала

Работа в группах

А теперь посмотрите на упр.128, стр.80.

Рассмотрите рисунки. Прочитайте словосочетания. Определите, какое значение имеет слово хвост в каждом словосочетании.

Объясните, как связаны между собой значения многозначного слова.

Хвост поезда, хвост самолета, хвост из волос, хвост обезьяны, хвост очереди.

Спишите словосочетания. Составьте с ними 3 предложения.

А теперь вы выполните №129 устно в парах. Определите, в каком значении употреблены выделенные слова.

Будьте внимательны, ниже вам дан материал для справок.

1. Ребята нашли старинный клад. 2. Берегите наш язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев.) 3. Хозяйка острым ножом режет овощи. 4. Мясо подали с острым соусом.

 Материал для справок: Клад - 1. Спрятанные ценности. 2. Нечто, отличающееся достоинствами. Острый - 1. Хорошо заточенный. 2. Сильно действующий на вкус.

Проверка.

Работа в группах

Задание:   определите лексическое значение выделенного слова. Объясните, как связаны между собой значения многозначного слова.

1 группа: Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.

У кого есть еще иголки? (Ёж)

2 группа: Мама надела соломенную шляпку. У белого гриба коричневая шляпка.

3 группа. На уроке мы рассматривали географическую карту. Мама сняла деньги с банковской карты.

Какие еще бывают карты ? (В играх, игральные)

4 группа. На небе сияли звезды. Ребята вырезали из серебряной бумаги звезды.

Кого называют звездой? (яркую, знаменитую личность)

5 группа. У Пети на носу веснушки. Нос лодки ударился о берег.

6 группа.  От чемодана оторвалась ручка. . Письмо было написано шариковой ручкой.

Хвост поезда – конец поезда, последние вагоны

Хвост самолета- конец самолета

Хвост из волос- концы волос

Хвост обезьяны – конец туловища

Хвост очереди- конец очереди

Хвост-то, что расположено в конце чего-то.

1.клад-1)спрятанные ценности.

2.клад-2)нечто, отличающееся достоинствами.

3.острым-3)хорошо заточенный.

4.острым-4)сильно действующий на вкус.

Иголка- 1. Швейный инструмент;2. Видоизмененные листья у сосны.  (продолговатые и колючие)

Шляпка- 1. Головной убор; 2.- часть гриба. (похожи по форме, надеваются сверху. )

Карта- 1. чертеж части земной поверхности; 2. Специальная пластиковая карта, с ее помощью можно снимать деньги. ()

Звезда- 1. Небесное тело. 2. Изображения (фигура звезды)

Нос- 1. Часть тела(лица); 2. Начало лодки (заостренная выпирающая вперед часть)

Ручка- 1. Часть чемодана за которую держат или берут рукой; 2. Письменная принадлежность (держат рукой)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Итог урока

- Какая тема нашего урока?

- Какая была цель урока?

-Многозначные слова.

-систематизировать знания о многозначных словах.

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Рефлексия.

- Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я узнал …

Я понял …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Оцените свою работу за урок. Спасибо за урок, до свидания!

Дети продолжают фразы.

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...