Урок русского языка: "Суффиксы слов, называющих предметы"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка на тему: «Суффиксы слов, называющих предметы».
обучающий аспект
- уметь находить суффиксы в словах по алгоритму (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь образовывать слова с помощью суффиксов (познавательные универсальные учебные действия);
развивающий аспект
- развивать речь за счёт расширения словарного запаса (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать логическое мышление при построении умозаключений (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать умение определять цель деятельности, оценивать её результат (регулятивные универсальные учебные действия);
воспитывающий аспект:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру (личностные универсальные учебные действия);
- воспитывать культуру сотрудничества во взаимодействии с одноклассниками (коммуникативные универсальные учебные действия).
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
– Добрый день, ребята.
У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Улыбнемся и друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Урок хотела бы начать с пословицы:
Слайд 1. | «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости». |
– Как вы понимаете ее? (Ответы детей)
• Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем их и используем.
То маленькое зернышко знаний, которое мы приобретаем каждый день, складывается в колосок, а колоски наполняют амбары. Так пополняются и наши знания.
Сегодня вас ожидают много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:
- Определить тему урока.
- Познакомиться с новыми суффиксами слов, называющих предметы
- Научиться образовывать слова-предметы суффиксальным способом
Как вы считаете, какую задачу мы должны поставить перед собой первой? Второй? третьей?
– Ребята! Давайте вспомним, какую тему ему мы изучаем? СУФФИКС
Она для нас не новая, и поэтому давайте вспомним то, что мы уже знаем о суффиксе:
Выберите правильный ответ.
1.Суффикс – это…
• часть слова
• часть предложения
• слово
2. Суффикс стоит
• после корня
• после окончания
• перед корнем слова
3. Суффикс нужен для…
• связи слов в предложении
• для образования новых слов
^^^^^
Откройте учебник на стр. 45.
Прочитайте тему сегодняшнего урока «Суффиксы слов, называющих предметы».
Тема у нас есть, теперь мы должны поставить цель урока , чему мы будем , чему мы хотим научиться на этом уроке
Цель: научиться «делать» слова с помощью суффиксов, называющих предметы.
1.Чистописание: чик, ик, , иш, ок, к, иц, их Как вы думаете почему мы выписываем именно эти сочетания? Распределите эти суффиксы по значению 1. Уменьшительно- ласкательное 2. увеличивающее значение |
2. Словарная работа: Девочки выписывают 5 словарных слов и образуют однокоренные слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а мальчики 5 слов с суффиксами увеличивающими значения.
3. Работа над новой темой: Прочитайте тему сегодняшнего урока «Суффиксы слов, называющих предметы».
В чистописании у нас остались суффиксы их, иц образуйте от слова ВОЛК два других слова с этими суффиксами. Покажем письменно:
Волчица_ волк + иц +а (ч/к) ; волчиха
Можно ли сказать ,что у этих суффиксов одинаковый смысл?
4. Работа по учебнику Упр.50,51 стр.47.
5. Вывод : Суффиксы ник и ниц обозначают НЕ людей мужского или женского пола, а ПРЕДМЕТЫ мужского и женского рода.
6. Физкультминутка.
7. Работа в парах.
«Поиграем». Ваша задача заключается в том, что бы образовать новые слова, при помощи суффиксов их, иц, ник, ниц,
слон – ___________________ верблюд -______________________ тигр – _______________________ певец - ____________________ сахар-___________________________ петух -____________________________ | . слон – ___________________ верблюд -______________________ тигр – _______________________ певец - ____________________ сахар-___________________________ петух -____________________________ |
8. Итог урока
Прочитайте тему сегодняшнего урока «Суффиксы слов, называющих предметы». С какими новыми суффиксами мы познакомились: их, иц, ник, ниц
Цель: научиться «делать» слова с помощью суффиксов, называющих предметы.
Вспомним пословицу с которой начинали урок. «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости». Много ли мы мудрости добавили? Поднимите руку те кто доволен своей работой, работой своего товарища. Кому было сегодня легко на уроке?
- Где можно применить новое знание?
- Какое у вас настроение к концу урока? Нарисуйте смайлика на полях тетради.
(Дети рисуют смайлика).
Учитель: Мне приятно, что ваше хорошее настроение сохранилось. Вы – молодцы! Мне вы очень понравились. Спасибо за работу!
9. Д,з Карточка с моделью слова на доске:
8. Дидактическая игра «Мое ласковое имя».
– А сейчас поиграем в игру, в которой каждый из вас должен придумать себе ласковое имя и сказать, с помощью какого суффикса оно образовалось.
Вова – Вовочка.
Настя – Настенька.
Влад – Владик.
Артём – Артёмка и т.д.
- На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
- Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи,
Но на пляж идут ….
- А теперь образуйте слова с помощью суффиксов
ВОЛК-
-ИЦ-, -ОНОК-, -АТ-, -ИХ-, -ИЩ-
МОРЖ-
-ИХ-, -ОНОК-, -АТ-, -ИЩ-, -ОВ-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов"
презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов." 2 класс. УМК "Начальная школа 21 век"...
Урок русского языка" Суффикс и его роль в слове" 3 класс
Урок в 3 классе УМК "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка "Суффиксы в словах" 2 класс
1. Учебный предмет: русский язык (УМК « Планета знаний»)2. Класс 23. Тема урока « Суффиксы в словах»4. Тип урока изучение нового материала5. Цель: исследовать...
Урок русского языка. Суффиксы слов, называющие предметы и признаки.
Конспект по русскому языку...
Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс
Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффи...
Технологическая карта урока русского языка "Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса"(УМК "Начальная школа XXl века", 3 класс)
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление с новой морфемой «постфикс» и с правописанием слов, называющих действия, оканчивающихся на «сь» и «ся»Зада...