Урок русского языка. Суффиксы слов, называющие предметы и признаки.
план-конспект урока по русскому языку
Конспект по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._suffiksy_slov_nazyvayushchie_predmety_i_priznaki.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по русскому языку.
Тема: «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.» (ПНШ)
Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;
правописание буквосочетаний ЧН, ЧК.
Планируемые результаты:
Предметные:
- отрабатывать навык образования слов, называющих признаки;
- отрабатывать правописание ЧК, ЧН
- подбирать однокоренные слова
Личностные:
-формирование интереса к учебному предмету
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности
Регулятивные:
- формирование умения оценивать результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы
Познавательные:
-формирование умения анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков
Коммуникативные:
Умение слушать и ступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Основные понятия: чередование звуков
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы: учебник, Обратный словарь, ТПО
Ход урока
- Орг. момент
Приветствие:
Хочется начать урок с добрых пожеланий друг другу
Соприкасаемся пальчиками с соседом по парте и говорим:
- Желаю
-Успеха
- Большого
- Во всем
- И везде
- Здравствуй.
«Здравствуйте», - ты скажешь человеку.
«Здравствуй», - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет целый век.
Учитель: Давайте откроем тетрадки и посмотрим на домашнее задание.
Что было задано домой? (Выписать из обратного словаря слова-названия признаков и разобрать по составу.) Дети зачитывают слова и называют суффиксы.
А теперь минутка чистописания .Выбрать любые три слова-признака на –ный, которые вы ещё не записали, из обратного словаря, и образовать от них однокоренные слова – предметы. Дети называют слова из словаря. Будьте внимательны, т.к не от всех слов это возможно сделать.
Записывать будем в столбик одно под другим:
облачный огуречный воздушный
облако огурец воздух
Выделим корни, окончания основы и суффиксы в словах, обозначающих предметы. Первый столбик пишет учитель. Дальше у доски работают два ученика со вторым и третьим столбиком.
Какие орфограммы заметили в словах?
Поставьте стрелочки показывающие их образование.
Кто может предположить, какова тема нашего урока, и чем на нём мы будем заниматься?
Постановка задач урока :
-Какие задачи перед собой поставим?
Дети:
1.Научиться образовывать родственные слова-признаки и слова-названия предметов.
2. Узнать с помощью каких суффиксов они образованны.
Актуализация опорных знаний.
-Что нам уже известно из темы урока?
(Знаем что такое суффикс, что сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака)
Прошу помнить об этом постоянно, т.к. весь урок нам будут встречаться именно такие слова.
-Что такое суффикс?
Учитель: А что же нового мы узнаем сегодня на уроке?
Дети: С помощью чего образуются слова-признаки, слова-предметы.
Итак, будем учиться образовывать слова-названия признаков и слова названия – предметов с помощью суффиксов и исследуем какие же это суффиксы, а результат исследования запишем в табличку.
3.Изучение нового материала.
-Кто самый наблюдательный?
С помощью чего образуются слова-признаки?
Ваше предположение ?
Дети : Слова, называющие признаки образуются с помощью суффикса «н», «к» Давайте запишем их в таблицу. ( На доске учителя таблица). Но сначала повторим правило, на какие вопросы отвечают слова названия признаков. Дети отвечают.
Суффиксы слов-признаков (прилагательных) | Суффиксы слов-признаков предметов(существительных) |
-н-, -к-, |
А теперь давайте с помощью учебника узнаем, с помощью чего образовались слова названия предметов.
Упр.34 Работа с обратным словарём. У доски работают три человека.
задачка речка аптечка
задача река аптека
Выделяем корни, окончания основу и суффикс. Показываем стрелочкой образование слов. С помощью какого суффикса образовались новые слова?
Суффиксы слов-признаков (прилагательных) | Суффиксы слов-предметов (существительных) |
-н-, -к-, | -ч, |
Давайте запишем его в нашу таблицу. Какой оттенок придаёт суффикс «Ч» новым словам?
Как вы думаете ребята, мы достигли нашей цели?
Могут ли все слова признаки и предметы иметь только такие суффиксы? На уроке литературного чтения мы с вами не раз говорили о том, что русский язык самый богатый язык в мире. Поэтому и суффиксы служащие для образования слов очень разнообразны. И мы в этом сейчас убедимся.
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Мы проверим, у кого самый большой словарный запас.
Дети работают самостоятельно, образуя родственные слова с корнем –дом-.( 2 мин. ) А теперь поочерёдно прочитайте друг другу получившиеся слова, и допишите себе те слова, которых у вас не было. Определим, у какой пары получилось больше слов. Выделите суффиксы в словах. (Домашний, домовой, домовитый, домик, домище, домина, надомный, бездомный, домосед, домохозяйка) Дети поочерёдно дописывают новые суффиксы в таблицу на доске.
Суффиксы слов-признаков (прилагательных) | Суффиксы слов-признаков предметов(существительных) |
-н-, -к-, -ов-, | -ч-,-ик-,-ищ-, -ин-, -н-, -к-,-ов-, |
Физминутка
6. Закрепление изучаемого материала.
Первый вариант работает с синим цветом, второй вариант с зелёным цетом. Взаимопроверка (слайд 9-10). Разбираем слова по составу и заполняем таблицу.
Суффиксы слов-признаков (прилагательных) | Суффиксы слов-признаков предметов(существительных) |
-н-, -к-, -ов-,-лив-,-ев-,-ен-,-ив-,-чив-,-еньк- | -ч-,-ов-, -ик-,-ищ-, -ин-, -н-, -к-,-ик-,-ик-,-ечк-,-инк-,-еньк-,-оньк-,-чик- , -щик- |
7.Подведение итога урока.
Запишем нашу таблицу в тетради для опорных схем и в дальнейшей нашей работе над составом слов мы будем дополнять её, поэтому оставим место для новых суффиксов.
Итак, сегодня на уроке мы учились образовывать слова, называющие признаки и предметы. Наш урок достиг цели? Да.
Оценивание, д/з – на выбор- упр 36 Ч.3 или выписать 10 слов из Обратного словаря с ЧН-ЧК и разобрать слова по составу.
10. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК" .
Региональный семинар по УМК ПНШ....
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока русского языка и мультимедийная презентация)Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. 2 класс
Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. 2 класс...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»
Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...
Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки.
Открытый урок в рамках декады начальной школы....
Урок русского языка: "Суффиксы слов, называющих предметы"
Урок комплексного применения знаний....
Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),
Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...