Открытый урок русского языка «Суффикс как часть слова». 2 класс. УМК « Начальная школа 21века»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение
«Частная общеобразовательная школа «Ступени»
Открытый урок русского языка «Суффикс как часть слова». 2 класс. УМК « Начальная школа 21века»
Выполнила учитель начальных классов
Гумина Ольга Михайловна.
(niceLelya@yandex.ru)
Открытый урок русского языка «Суффикс как часть слова». 2 класс. УМК « Начальная школа 21века»
Цели урока:
Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: интерактивная доска, проектор
Методическая литература: Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный этап.. | Взаимное приветствие -какие условные обозначения вы видите на доске. -что вы можете сказать о содержании нашего урока? -а тему урока мы сформулируем немного позже. | Взаимное приветствие - ключ, перо, «КУНЯ» (надпись на доске)
- Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык («КУНЯ»), откроем «Тайну языка» (ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо) | Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. |
2. Каллиграфическая минутка | - Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш,ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (образец написания букв на доске) - Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием «лучшей» буквы). | Прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой. | Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Работа в парах | -Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) На доске слова «школа» и «школьник». - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите. -Назовите 2 различия между этими словами - выделим известные нам части слов в обоих словах? - какие возникли затруднения? | - школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»). - Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение. - Различия в составе и оттенке значения. - Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – а школьник - (нулевое). Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества |
4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. | - Почему вы её никак не обозначили? - сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения | - Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала. Работа с учебником | Работа с упражнением 1 на станице 107 -Прочитайте пары слов. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится? -Так какую же тайну языка мы сегодня откроем? - На странице 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь. Выделите роль суффикса в слове. | Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-) - Она находится между корнем и суффиксом. - Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь. Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление. | - Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов. - Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия. - В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова? - Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили? Проверка усвоения знаний о значении суффиксов: - какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? | Фронтально письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разногласий. - Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе. - У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-. | Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса. | - Разделитесь на группы (по 4 человека). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111. | Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения. Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм. | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; |
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | Работа с уражнением 3 на странице 109 - Вставьте слова, выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс. - Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-; | Самостоятельная работа. Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству |
7. Словарная работа Работа в парах | - От какого слова образовано слово «собачка»? - на ваших партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение из данных слов. - Какое предложение у вас получилось? - Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слову «кот» слово. - В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс? -образуйте новое слово. Какое предложение у вас теперь получилось? -Запишите это предложение в тетрадь. Выделите в слове «котёнком» известные вам части слова. В слове «собака» подчеркнём «опасное» место, постараемся выучить написание этого слова. | - от слова «собака» с помощью суффикса -к- – Собака играет с котом. - Суффикс –ёнок- поможет образовать слово котёнок - Между корнем и окончанием. - Между корнем кот- и окончанием -ом. - Собака играет с котёнком. Работают самостоятельно в тетради. «Собака» – безударная непроверяемая гласная в корне. | Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |
8. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. | - Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное? - Запишите в дневник д.з. | Рассматривают упражнения, изучают задание. – в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 5 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике «гирей» - «трудное задание». | Регулятивные: контроль , коррекция; Личностные: самоопределение. |
9. Рефлексия деятельности. Итог урока. | - Чем понравился урок? - Что нового узнали? - Всё ли понятно? - Что ещё хотелось бы узнать? Выставление и аргументация оценок за урок | Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя. | Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21век"
Рабочая программа курса "Литературное чтение" разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ к УМК "Начальная школа XXI века"). Программа рассчитана на 102 часа, содержит ...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа по технологии для 2 класса. УМК "Начальная школа 21века"
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по технологии /Лутцевой/ по программе "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-" 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»
Учитель: Демочко Галина ЯковлевнаМесто работы: МОБУ «СОШ с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района Приморского краяУМК «Начальная школа XXI века»Класс: 2Предмет: русский языкИспользуемое обо...
Технологическая карта урока по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Выделение значимых частей слова" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: рефлексии.Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся об окончаниях существительных во множественном числе в разных падежах.Задачи урока:Дидактические:1. Вспомнить, как изменяются...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 3 класс. УМК "Начальная школа 21века".
Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе согласно базисному плану)...
Технологическая карта урока 2 класс русский язык :Суффикс как часть слова.
Русский язык 2 класс Школа 21 века Технологическая карта урока Тема:суффикс как часть слова....