Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Савенкова Наталья Юрьевна

Конспект урока по русскому языку "Русский алфавит или азбука" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русский алфавит или азбука.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:  познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите;

формировать умения пользоваться алфавитом.

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие  речи, мышления, воображения;

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в группе.

Планируемые результаты

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-понимание причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные:

-учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные

-слушать и понимать речь других;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Предметные

- усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

 -умение  использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи:

литературное чтение, математика.

Методы обучения:         

объяснительно-иллюстративный

поисково-исследовательский

Оборудование:

- рабочая тетрадь;

- учебник В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий «Русский язык» 1 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2011

-электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого  «Русский язык»

- авторская презентация в программе PowerPoint.

- компьютеры детей,  компьютер учителя, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

- Чтобы узнать тему урока, расположите буквы так, чтобы получилось слово. (алфавит)

-Кто может сформулировать тему урока?

-Верно. Мы сегодня должны с вами повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

3.Словарная работа.

-Мы часто произносим слово «хорошо». Каково же значение этого слова.

(Работа по электронному приложению.  Словарные слова)

-Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните опасные места. -Запомните  в этом слове сочетание –оро-

-Придумайте предложения со словом «хорошо».

-А теперь работа в группе.

-Что вы видите на доске?

-Как вы думаете, какое будет задание?

-Составьте из данных слов предложение. Прочитайте.

-Запишите предложение в тетрадь. (Как хорошо уметь читать!)

-Взаимопроверка.

- Как вы думаете почему надо уметь хорошо читать?

4.Работа по теме урока.

1) В окошко посмотри:

    То снег, то дождь пошёл.

    Прекрасен этот мир!

    Всё будет хорошо!

-Какое словарное слово нам встретилось в стихотворении?

-Найдите это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено?

-Легко ли вам было его найти?

-А можно было б это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать?

- Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

(Работа по электронному приложению. Анимация )

2) -А где ещё используется алфавит?

(Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит!)

3) -А что такое алфавит? ( Расположение букв в определённом порядке.)

 -По-вашему, азбука и алфавит- это одно и то же?

 -Давайте убедимся в этом, прочитав сведение о языке в учебнике на стр.52 учебника. Откройте учебники, найдите правило, прочитайте его про себя.

 - Как вы думаете, существует алфавит немецкий, английский, татарский, чувашский? Вы правы. Сколько языков существует, столько и существует и алфавитов.

 -Подробнее остановимся, конечно, на русской азбуке. Сколько в русском алфавите букв? (33) Сколько гласных букв? (10) Сколько согласных букв? (21) Сколько букв, не обозначающих звуки? (2)

 -Каждая буква имеет своё место и своё название. Давайте прочитаем алфавит хором.

Упражнение 1 стр.52.

- Назовите первые четыре буквы алфавита, четыре буквы после буквы л, букву, которая находится между буквами п и с.

- Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

4)Выполнение упражнения 1 в рабочей тетради стр. 26.

5) Самопроверка, оценивание своей работы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Работа по презентации.

6) Игра «Угадай слово»

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.(волк)

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.(коса)

6. Закрепление изученного материала.

Упражнение 6 стр.55.

- Прочитайте.

- Все ли буквы названы правильно? Кто ошибся?

- Назовите все буквы правильно.

- Прочитайте последнее задание.  Выполните его самостоятельно.

7.Проверочная работа.

Работа  по электронному приложению(4 задания)

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Что такое алфавит?

 -Сколько букв в русском алфавите?

-Кто уже запомнил алфавит?

-Кому ещё нужно немножко потренироваться?

-Оцените свою работу на уроке.

8.Поведение итогов.

 -Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по теме: «Алфавит»

Данный урок разработан  для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации.

Это промежуточный урок в разделе «Звуки и буквы».

 Структура урока соответствует уроку введения нового знания на основе деятельностного подхода.

 Этап самоопределения к деятельности обеспечивает осознанное вхождение в урок.

Учитывалась рациональная организация урока. Частота чередований видов учебной деятельности соответствует норме.

На уроке происходит не только обучение письму, но и чтению, пересказу, что способствует развитию речи.

  На данном уроке происходит знакомство с двумя видами словарей: орфографическим, толковым

Важным этапом на уроке является групповая работа, учащиеся учатся договариваться друг с другом, сотрудничать.

Планируемые результаты включают все виды универсальных учебных действий.

Рефлексия включает в себя самооценку урока.

Данный урок может быть использован другими УМК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....