Конспект урока по русскому языку «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание» 2 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Вилкова Кристина Сергеевна

Цели деятельности учителя: введение понятия «нулевое окончание», формирование умения выделять в слове окончание и основу слова.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • уметь выделять в слове основу и его окончание;
  • уметь находить нулевое окончание слова;
  • уметь находить информацию в учебнике и анализировать ее.

Личностные: 

  • уметь положительно относиться к учению, к познавательной деятельности;
  • уметь приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект 97 КБ
Файл Презентация261.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         24.09.19                                                                                                      ФИО учителя: Залялова Н.А.

Школа: 148                                                                                                      ФИ студента: Вилкова Кристина, 46 гр.

Класс: 2 «М»                                                                                                      ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 209

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание»

Цели деятельности учителя: введение понятия «нулевое окончание», формирование умения выделять в слове окончание и основу слова.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • уметь выделять в слове основу и его окончание;
  • уметь находить нулевое окончание слова;
  • уметь находить информацию в учебнике и анализировать ее.

Личностные: 

  • уметь положительно относиться к учению, к познавательной деятельности;
  • уметь приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», Чуракова Н.А., 2 кл., 1 ч., стр.37-39, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словестный – беседа

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кристина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Встали ровно, подравнялись.
-Повернитесь к соседу по парте лицом, улыбнитесь ему, и скажите «Желаю тебе успехов на уроке»
-Молодцы, тихонечко сейчас сядут девочки и так же тихо сядут мальчики.

-Здравствуйте.

-Желаю тебе успехов на уроке»

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

 Наглядный – демонстрация

Словестный – беседа

4-5 мин

- Открываем тетради записываем число, классная работаю. Сегодня 21 сентября.

- Начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня мы пропишем 2 слова «кот» и «коты». Внимательно посмотрите на доску, там показано, как правильно должны быть прописаны эти слова. Не забываем про посадку и наклон тетради.

- 24 сентября

Классная работа

кот-коты

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа

Наглядный-иллюстрация

2-3 мин

-Кто написал, ставит руку на локоток. Скажите мне, по поднятой руке, чем похожи эти слова?

-Верно.

-А чем они отличаются?

-Хорошо, тогда кто мне назовет тему нашего сегодняшнего урока?

-Верно. А какие цели каждый из вас поставил себе на этот урок?

-Эти слова обозначают одно и то же животное.

-В слове «коты» есть окончание «ы».

-«Основа слова и его окончание. Нулевое окончание»

-Повторить, как выделять окончания и основу. Узнать, что такое «нулевое окончание».

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

П.: осознание познавательной задачи;

IV. Открытие нового знания

Словестный – объяснение, беседа

Практический – упражнение

Наглядный – демонстрация

Практический -словарный диктант

Практический – упражнение

7-10  мин

-Да, ребята, вы все верно сказали.

-Кто мне может ответить на этот вопрос. Что же такое «окончание»?

-Откройте учебник на стр.38 в синей рамочке правило, давайте  все вместе прочитаем, что такое окончание. Закрыли правило рукой.

-Кто запомнил, что такое окончание?

-Правильно, посмотрите на экран, как мы выделяем окончание.

-А что же такое основа слова?

-Найдите правило ниже и давайте все вместе повторим, что такое основа слова. Закрыли правило рукой.

-Кто запомнил, что такое основа слова ?

-Правильно, посмотрите на экран, как мы выделяем основу слова.

Словарный диктант

-У вас у каждого на парте лежит чистый листочек, подпишите свою фамилию. Мы с вами проведем небольшой словарный диктант. За это вы получите оценку. Я вам буду загадвать загадку, а вы должны записать ответ к себе в листок.

-Записыаем слова. Первое слово с заглавной буквы, остальные через запятую.

Ученик, портфель, ветер, дорога, лопата.

1. Кто учится? Кто же

Там к книжке приник?

Учитель поможет,

Учись ученик.

2. Несу за плечами дом,

Живут постоянно в нем

Книжки, ручки и тетрадки.

Ты готов сказать отгадку?

3. Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.

4. Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.

5. Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе…

-Листочки предаем мне с последней парты.

-Теперь откройте учебник на странице 37 задание №15. Кто прочитает задание? Что нам необходимо в нем сделать?

15.Прочитай слова.

1

2

3

дедушка

девочка

облако

юноша

река

поле

стол

земля

окно

-Кто догадался, почему слова объединены именно в таки группы?

-Верно. Какой группой слов руководит слово «он»?

-Слово «она»?

-Слово «оно»?

-Посмотрите на образец, на котором вы видите, что к каждому слову подбирают пару.

-Давайте попробуем задать вопрос к 1 слову каждой пары.

-А теперь вопрос ко 2 слову каждой пары.

-Окончание – это изменяемая часть слова.

Повторяют.

-Часть слова, которая изменяется.

-Это часть слова без окончания.

Повторяют.

-Это часть слова без окончания.

Выполняют задание.

-Нам необходимо прочитать слова.

-Потому что каждая группа слова имеет свой род. 1-м.р. 2-ж.р. 3-ср.р.

-1 группой.

-2 группой.

-3 группой.

он

она

оно

есть

дедушка

девочка

облако

нет

дедушки

девочки

облака

- «Есть (кто?)»: дедушка, девочка, облако.

- «Нет (кого?)»: дедушки, девочки, облака.

Л: анализ; синтез;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: построение логической цепочки рассуждений;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Р: саморегуляция.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словестный – беседа

Практический – упражнение

Наглядный - демонстрация

5-7 мин

-Открываем тетради запишите Упражнение 15. Посмотрите на экран, вам нужно разделить лист тетради примерно на 3 колонки, каждую колонку отмеряем примерно 3 пальчика, приложили и отметили карандашом.

-Первую строку таблицы мы с вами разобрали, ваша задача записать оставшиеся слова столбиком одно под другим. К каждому слову задаем вопрос. Если не понятно поднимите руку.

-Чем различаются слова в каждой паре?

-Подчеркнут частики-окончания слов, которыми они отличаются.

-Кто нам повторит правило, что такое окончание? Верно.

-Мы подчеркнули окончания слов, но у нас осталась другая часть слова, без окончания. Кто помнит, как называется эта часть? Верно.

-Подчеркните основу слова у себя в тетради.

-Ребята посмотрите на эти слова и скажите, у этих слов есть окончания?

-А дававйте с вами в этом убедимся. С помощью слов помощников измените слово стол. Есть (что)? стол, нет (кого?) стола. Теперь так же слово кот.

-Ребята, у этих слов есть окончание и оно называется нулевым.

-Давайте прочитаем с вами правило все вместе хором. А кто может его повторить?

Уровень 1

Спиши слова. Выдели окончания.

К дому, дома, за домом перед домом, в доме.

Уровень  2

Спиши слова. Выдели окончания.

Собака, собаки, собаке, с собакой.

Красный, красная, красное, красные.

Пишу, пишет, пишем.

Уровень 3

Спиши текст .,дописывая в словах подходящие по смыслу окончания.

У меня есть подруг… .Я часто бываю у подруг… .Я подарила подруг… интересную книгу. Вместе с подруг… мы учим уроки.

Уровень 4

Выпиши выделенное слово вместе со словом, обозначающим действие.

В саду играла девочка. Мама позвала девочку. Она принесла девочке куклу.

он

она

оно

есть

дедушка

девочка

облако

нет

дедушки

девочки

облака

-Окончанием.

-Изменяемая часть слова.

-Основа.

Стол, кот.

-Нет, у этих слов нет окончания.

Повторяют хором.

Повторяет правило.

Л: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: осознанное и произвольное построение речи.

Динамическая пауза

1 мин

Р: саморегуляция.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словестный – беседа

Практический – упражнение

Наглядный-демонстрация

10 мин

-Давайте с вами еще раз вспомним что такое окончание и основа слова, нулевое окончание.

-У каждого из вас лежат карточки со словами. Подпишите свою фамилию. Вам нужно выделить в словах окончание и основу слова.

-На выполнение у вас 5 минут. Учебники закрыли.

-Теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Если правильно выделено окончание и основа слова, то над словом ставим +, если неверно, то -.

Поменяйтесь обратно листочками, поднимите руку у кого нет ошибок или есть 1 ошибка- поставьте 5, у кого 2-3 ош.- оценка 4, у кого 3 ош.-3, и больше 3 оценка 2.

-Передайте листочки с последних парт вперед.

Повторяют что такое основа и окончание,нулевое окончание.

Собака, сорока, воробей, ворона, заяц, медведь, корова, лисица, петух, ветер.

Проверяют работу соседа.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: контроль ;

П: поиск и выделение необходимой информации;

VII. Включение в систему знаний

Словестный – беседа

Наглядный -демонстрация

Практический – упражнение

10 мин

-Теперь откройте учебники на стр.40 задание 16.

есть

Нет

дам

любуюсь

Морж

моржа

моржу

Моржом

сом

Сома

сому

сомом

Вам нужно с помощью слов есть, нет, дам, любуюсь, доказать что у слов морж и сом есть окончания. Слова будем выписывать в 4 столбика. Посмотрите на экран как вам нужно разделить лист тетради. Каждое слово нужно записать в одной строчке и выделить окончание.

Выполняют задание.

Р: саморегуляция;

П: осмысленное чтение;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П: анализ и синтез.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – беседа)

(Наглядный – демонстрация)

 

2-3 мин

-Итак, наш урок подходит к концу.

-Ответьте полным предложением по поднятой руке мне на вопросы:

-Основа слова- это….

-Верно ли утверждение, что у слова «стол» нет окончания?  

-Какая была тема нашего урока?

-Какие я поставил перед собой цели?

-Посмотрите на слайд. На нем вы видите лестницу успеха. На верхней ступени стоят те ученики, которые поняли тему и смогут о ней рассказать. На средней ступени будут те ученики, которые поняли тему, но нуждаются в повторении. На нижней ступени будут те ученики, которые совсем не поняли новую тему.

-Кто стоит на верхней ступени, поднимите руку. На средней? На нижней?

-Домашнее задание у вас на карточке.

-Спасибо за работу на уроке. До свидание.

-Основа слова, это часть слова без окончания.

-Нет. У слова «стол» есть окончание, просто оно.  Такое окончание называется нулевое, и мы его обозначаем пустым квадратиком.

- «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание»

- Повторить, как выделять окончания и основу слова. Узнать, что такое «нулевое окончание».

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: рефлексия способов и условий действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Двадцать четвёртое сентября. Классная работа.

Слайд 3

Тема урока : Основа слова и его окончание. Нулевое окончание Цель урока : выделять основу и окончание; находить нулевое окончание.

Слайд 4

Окончание дедушка , девочка , облако Основа дедушк а , девочк а , облак о

Слайд 7

юноша река поле юноши реки поля стол земля окно стола земли окна

Слайд 8

Стол, кот. есть нет стол стола кот кота

Слайд 9

Окончание, которое мы не видим, называется НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ и обозначается пустой клеткой: стол , кот

Слайд 10

Собак а сорок а вороб ей ворон а заяц медведь коров а лисиц а петух ветер

Слайд 11

Критерии оценивания 0-1 ошибка – оценка«5» 2-3 ошибки – оценка «4» 4 ошибки – оценка «3» больше 4 ошибок – оценка «2»

Слайд 13

есть нет дам любуюсь морж моржа моржу моржом сом сома сому сомом

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие», УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие» Цели деятельности учителя: знакомство с правилом разделительного написания частицы «не» со словами, называющи...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание», УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание» Цели деятельности учителя: введение понятия «основа слова», формирование умения выд...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» 2 класс "Начальная школа 21 века"

Цели и задачи:Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;Развивать орфографическую зоркостьРазвивать внимание, мыш...

Конспект урока по русскому языку « Какие слова пишутся с заглавной буквы» 2 класс. Начальная школа 21 века.

Тема урока: « Какие слова пишутся с заглавной буквы» 2 классЦель:  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собстве...

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...