КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание», УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Марцениус Елена Константиновна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание»

 

Цели деятельности учителя: введение понятия «основа слова», формирование умения выделять в слове окончание и основу слова.

Планируемые результаты

Предметные: уметь выделять в слове основу и его окончание, находить нулевое окончание слова, находить информацию в учебнике и анализировать ее.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; хотеть приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», Чуракова Н.А., 2 кл., 1 ч., стр.37-39, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект108 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         21.09.18                                                                                                        ФИО учителя: Сорокина Галина Юрьевна

Школа: 95                                                                                                                           ФИ студента: Марцениус Елена

Класс: 2-7                                                                                                                               ФИО методиста: Кондратьева И.И

Кабинет: 203

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание»

Цели деятельности учителя: введение понятия «основа слова», формирование умения выделять в слове окончание и основу слова.

Планируемые результаты

Предметные: уметь выделять в слове основу и его окончание, находить нулевое окончание слова, находить информацию в учебнике и анализировать ее.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; хотеть приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», Чуракова Н.А., 2 кл., 1 ч., стр.37-39, презентация.

 

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

(Словестный – беседа)

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Встали ровно, подравнялись.
-Повернитесь к соседу по парте лицом, улыбнитесь ему, и скажите «Желаю тебе успехов на уроке»
-Молодцы, тихонечко сейчас сядут девочки и так же тихо сядут мальчики.

-Здравствуйте.

-Желаю тебе успехов на уроке»

Л: нравственно-этическая ориентация.

II. Актуализация знаний и мотивация

 (Наглядный – демонстрация)

(Решение грамматико-орфографических задач)

(Языковой анализ и синтез)

4-5 мин

-Как должен сидеть ученик? Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

-Хорошо, вы правы. Открываем тетради записываем число, классная работаю. Сегодня 21 сентября.

- Начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня мы пропишем 2 слова «кот» и «коты». Внимательно посмотрите на доску, там показано, как правильно должны быть прописаны эти слова. Не забываем про посадку и наклон тетради.

-Какое из этих слов проверочное, а какое проверяемое?

-Ноги на полу, спину прямо, руки вместе, между партой и животом 1 кулачок.

- 21 сентября

Классная работа

кот-коты

-Слово «кот» проверяемое, а слово «коты» проверяемое, т.к в нем есть безударный гласный в корне слова.

Р: саморегуляция:

 

III. Постановка учебной задачи

(Словесный – беседа)

(Проблемное изложение)

(Наглядный-иллюстрация)

2-3 мин

-Кто написал, ставит руку на локоток. Скажите мне, по поднятой руке, чем похожи эти слова?

-Верно. А чем они отличаются?

-А как вы думаете, есть у слова «кот» окончание?

-Да, у слова «кот» есть окончание, просто оно спряталось и появляется в других формах этого слова («коты» - (нет) «кота» - (дам) «коту»). Такое окончание называется нулевое, и мы его обозначаем пустым квадратиком (ДОСКА Я.)

-Хорошо, тогда кто мне назовет тему нашего сегодняшнего урока?

-Верно. А какие цели каждый из вас поставил себе на этот урок?

-Эти слова обозначают одно и тоже животное.

-В слове «коты» есть окончание «ы», так как это слово во множественном числе (ДОСКА УЧ.)

-Да.

 

-«Основа слова и его окончание. Нулевое окончание»

-Повторить, как выделять окончания. Узнать, что такое «основа слова».

Л: анализ;

Р: целеполагание; планирование.

П: смысловое чтение;

П: осознание и произвольное построение речи.

IV. Открытие нового знания

(Словестный – объяснение, беседа)

(Практический – упражнение)

(Наглядный – демонстрация)

(Решение грамматико-орфографических задач)

(Языковой анализ и синтез)

(Имитативный – запоминание)

7-10  мин

-Да, ребята, вы все верно сказали. Но сегодня на уроке мы с вами успеем узнать, что такое «основа слова» и повторить, что такое «окончание слова».

-Так кто мне может ответить на этот вопрос? Что же такое «окончание»?

-А как можно узнать, какое у слова окончание?

-Откройте учебник на странице 37. Кто прочитает задание №15? Что нам необходимо в нем сделать?

-Кто догадался, почему слова объединены именно в таки группы?

-Верно. Какой группой слов руководит слово «он»?

-Слово «она»?

-Слово «оно»?

-Сейчас посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Там вы видите образец, на котором к каждому слову подбирают пару.

-Чем различаются слова в каждой паре?

-Давайте попробуем задать команду-вопрос к 1 слову каждой пары.

-А теперь команду-вопрос ко 2 слову каждой пары.

-Кто-то один выйдет к доске, а остальные у себя на каточках подчеркнут частики-окончания слов, которыми они отличаются (ДОСКА Я+УЧ.)

-Мы подчеркнули окончания слов, но у нас осталась другая часть слова, без окончания. Так вот она, ребята, называется основа и подчеркивается вот так (ДОСКА Я)

-Откройте свои учебники на странице 38 и прочитайте правило в рамочке с летучей мышью про себя. Проговорите это правило своему соседу по парте сначала 1 вариант, затем 2. Кто хочет рассказать это правило всему классу?

-Окончание – это изменяемая часть слова.

-Нужно изменить его форму. Т.е употребить слова в разном числе (кот-коты) или задать ему разные команды вопросов (нет кота, говорю о коте) – стр.24.

-Нам необходимо прочитать слова.

1

2

3

дедушка

девочка

облако

юноша

река

поле

стол

земля

окно

-Потому что каждая группа слова имеет свой род. 1-м.р. 2-ж.р. 3-ср.р.

-1 группой.

-2 группой.

-3 группой.

он

она

оно

есть

дедушка

девочка

облако

нет

дедушки

девочки

облака

- «Есть (кто?)»: дедушка, девочка, облако.

- «Нет (кого?)»: дедушки, девочки, облака.

он

она

оно

есть

дедушка

девочка

облако

нет

дедушки

девочки

облака

Л: анализ; синтез;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: построение логической цепочки рассуждений;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;

Р: саморегуляция.

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Словестный – беседа)

(Практический – упражнение)

(Языковой анализ и синтез)

(Решение грамматико-орфографических задач)

5-7 мин

-Подчеркните основу слова у себя на карточках, а кто-то один это сделает на доске (ДОСКА УЧ.)

-Скажите, а какие слова не попали на наш образец?

-Образуйте устно пары слов к словам: юноша, река, поле.

-А теперь перепишите эти слова к себе в тетрадь, просто парами, как на доске, выделяя их окончания и основу слова.

-Прочитайте, что у вас получилось? Разбирая это так

Слово:

Основа:

Окончание:

он

она

оно

есть

дедушка

девочка

облако

нет

дедушки

девочки

облака

-Юноша, стол, река, земля, поле, окно

он

она

оно

есть

юноша

река

поле

нет

юноши

реки

поля

он

она

оно

есть

юноша

река

поле

нет

юноши

реки

поля

Слово: юноша; река; поле.

Основа: юнош; рек; пол.

Окончание:а; а; е.

Слово: юноши, реки, поля.

Основа: юнош, рек, пол.

Окончание: и; и; я.

Л: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: осознанное и произвольное построение речи.

Динамическая пауза

(Наглядный-демонстрация)

1 мин

-А сейчас вставайте со своих мест и повторяйте за мной.

Ровно встали все ребята

Маршируем, как солдаты.

Руки вверх и руки вниз

На носочки поднимись.

Поднимись еще разок,

Улыбнись-ка всем, дружок.

И с хорошим настроением,

Ты за стол опять садись.

Ровно встали все ребята

Маршируем, как солдаты.

Руки вверх и руки вниз

На носочки поднимись.

Поднимись еще разок,

Улыбнись-ка всем, дружок.

И с хорошим настроением,

Ты за стол опять садись.

Р: саморегуляция.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Словестный – беседа)

(Практический – упражнение)

 (Решение грамматико-орфографических задач)

10 мин

-Верно. А сейчас сами запишите в группы и выделите окончания у слов: стол, земля, окно. Делаем задание сами, не подглядывая к соседу. Слова переписываем также парами, как писали до этого.

-Сейчас прочитайте пары слов, которые у вас получились. Просто пары слов, без разбора пока.

-А теперь разберите эти слова у доски по очереди.

Слово:

Основа:

Окончание:

-Теперь слова я строке «нет», разбирая это также.

-Скажите, что необычного вы заметили?

-Вы правы, вот и Миша это заметил. А как мы называем такое окончание?

-Кто может повторить всему классу, что такое нулевое окончание? И как определить основу слова?

-А теперь в паре проговорите это друг другу. Сначала 1 вариант, а затем 2.

он

она

оно

есть

стол

земля

окно

нет

стола

земли

окна

-Слово: стол, земля, окно.

-Основ: стол, земл, окн.

Окончание:   ; я; о.

-Что в слове «стол» появляется окончание, когда им командует слова НЕТ: нет стола. А когда этим словом командует слово ЕСТЬ, у слова нет окончания: есть стол.

- Нулевое.

-Нулевое окончание, это окончание слова, которое появляется не во всех формах слова. Если в данной форме слова оно спряталось, то мы обозначаем его пустым квадратиком. Чтобы определить основу слова, нужно изменить форму слова и выделить его окончание. Основа слова будет частью слова без окончания.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

Л: анализ, синтез, сравнение;

VII. Включение в систему знаний

(Словестный – беседа)

(Практический – упражнение)

(Решение грамматико-орфографических задач)

10 мин

-А сейчас прочитайте стихотворение, которое я вам раздала на листочках и устно поставьте слова в скобках в правильную форму.

КОРАБЛИК

Матросская (шапки),

(Веревки) в руке,

Тяну я (кораблика)

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

— Прокати, (капитана)!

(А. Барто)

-Выпишите парами слова из скобок с их правильным произношением. Например: шапки-шапка.

-Чем эти слова отличаются?

-А что у них остается общее?

-Хорошо. Выделите окончание и основу этих слов.

-Кто пойдет выделит и на доске?

-Проверяем. Разбери эти слова в слух по плану:

Слово:

Основа:

Окончание:

-У кого иначе? Почему?

-В каких словах вы отметили нулевое окончание? Как вы докажите это?

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

— Прокати, капитан!

-шапки-шапка; веревки-веревка; кораблика-кораблик; капитана-капитан.

-Окончанием.

-Основа.

-шапки-шапка; веревки-веревка; кораблика-кораблик; капитана-капитан.

Слово: шапки, веревки, кораблика

Основа: шапк, веревк, корблик

Окончание: и, а, а.

Слово: шапкка, веревка, кораблик

Основа: шапк, веревк, корблик

Окончание:а, а,  .

-У меня, потому что…

-В словах «кораблик», «капитан». Потому что окончание проявляется только того, когда мы изменяем форму слова.

Р: саморегуляция;

П: осмысленное чтение;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

П: анализ и синтез.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – беседа)

(Наглядный – демонстрация)

(Языковой анализ и синтез)

(Решение грамматико-орфографических задач)

2-3 мин

-Итак, наш урок подходит к концу. Сели ровно, подравнялись.

-Ответьте полным предложением по поднятой руке мне на вопросы:

-Основа слова- это….

-Верно ли утверждение, что у слова «стол» нет окончания?  

-Какая была тема нашего урока?

-Какие я поставил перед собой цели?

-Посмотрите на слайд. На нем вы видите лестницу успеха. На верхней ступени стоят те ученики, которые активно работали на уроке, поняли тему и смогут о ней рассказать. На средней ступени будут те ученики, которые не очень активно работали на уроки, и которые поняли тему, но нуждаются в повторении. На нижней ступени будут те ученики, которые совсем не поняли новую тему.

-Кто стоит на верхней ступени, поднимите руку. На средней? На нижней?

-Спасибо за работу на уроке. Вы все большие молодцы.

-Основа слова, это часть слова без окончания.

-Нет. У слова «стол» есть окончание, просто оно спряталось и появляется в других формах этого слова («столы» - (нет) «стола» - (дам) «столу»). Такое окончание называется нулевое, и мы его обозначаем пустым квадратиком.

- «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание»

- Повторить, как выделять окончания. Узнать, что такое «основа слова».

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: рефлексия способов и условий действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

План-конспект урока по русскому языку "Работа основы слова", 3 класс.(учебник Репкина)

План-конспект урока по русскому языку 3 класса по теме "Работа основы слова"(учебник Репкина)...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие», УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие» Цели деятельности учителя: знакомство с правилом разделительного написания частицы «не» со словами, называющи...

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...