Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности (Словестный – беседа)
| 1-2 мин | -Здравствуйте, ребята. Встали ровно, подравнялись. -Повернитесь к соседу по парте лицом, улыбнитесь ему, и скажите «Желаю тебе успехов на уроке» -Молодцы, тихонечко сейчас сядут девочки и так же тихо сядут мальчики. | -Здравствуйте.
-Желаю тебе успехов на уроке» | Л: нравственно-этическая ориентация. |
II. Актуализация знаний и мотивация (Наглядный – демонстрация) (Решение грамматико-орфографических задач) (Языковой анализ и синтез) | 4-5 мин | -Как должен сидеть ученик? Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать. -Хорошо, вы правы. Открываем тетради записываем число, классная работаю. Сегодня 21 сентября. - Начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня мы пропишем 2 слова «кот» и «коты». Внимательно посмотрите на доску, там показано, как правильно должны быть прописаны эти слова. Не забываем про посадку и наклон тетради. -Какое из этих слов проверочное, а какое проверяемое? | -Ноги на полу, спину прямо, руки вместе, между партой и животом 1 кулачок. - 21 сентября Классная работа
кот-коты
-Слово «кот» проверяемое, а слово «коты» проверяемое, т.к в нем есть безударный гласный в корне слова. | Р: саморегуляция:
|
III. Постановка учебной задачи
(Словесный – беседа) (Проблемное изложение) (Наглядный-иллюстрация) | 2-3 мин | -Кто написал, ставит руку на локоток. Скажите мне, по поднятой руке, чем похожи эти слова? -Верно. А чем они отличаются?
-А как вы думаете, есть у слова «кот» окончание? -Да, у слова «кот» есть окончание, просто оно спряталось и появляется в других формах этого слова («коты» - (нет) «кота» - (дам) «коту»). Такое окончание называется нулевое, и мы его обозначаем пустым квадратиком (ДОСКА Я.) -Хорошо, тогда кто мне назовет тему нашего сегодняшнего урока? -Верно. А какие цели каждый из вас поставил себе на этот урок? | -Эти слова обозначают одно и тоже животное. -В слове «коты» есть окончание «ы», так как это слово во множественном числе (ДОСКА УЧ.) -Да.
-«Основа слова и его окончание. Нулевое окончание» -Повторить, как выделять окончания. Узнать, что такое «основа слова». | Л: анализ;
Р: целеполагание; планирование. П: смысловое чтение; П: осознание и произвольное построение речи. |
IV. Открытие нового знания
(Словестный – объяснение, беседа)
(Практический – упражнение)
(Наглядный – демонстрация)
(Решение грамматико-орфографических задач)
(Языковой анализ и синтез)
(Имитативный – запоминание)
| 7-10 мин | -Да, ребята, вы все верно сказали. Но сегодня на уроке мы с вами успеем узнать, что такое «основа слова» и повторить, что такое «окончание слова». -Так кто мне может ответить на этот вопрос? Что же такое «окончание»? -А как можно узнать, какое у слова окончание?
-Откройте учебник на странице 37. Кто прочитает задание №15? Что нам необходимо в нем сделать?
-Кто догадался, почему слова объединены именно в таки группы? -Верно. Какой группой слов руководит слово «он»? -Слово «она»? -Слово «оно»? -Сейчас посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Там вы видите образец, на котором к каждому слову подбирают пару. -Чем различаются слова в каждой паре? -Давайте попробуем задать команду-вопрос к 1 слову каждой пары. -А теперь команду-вопрос ко 2 слову каждой пары. -Кто-то один выйдет к доске, а остальные у себя на каточках подчеркнут частики-окончания слов, которыми они отличаются (ДОСКА Я+УЧ.) -Мы подчеркнули окончания слов, но у нас осталась другая часть слова, без окончания. Так вот она, ребята, называется основа и подчеркивается вот так (ДОСКА Я) -Откройте свои учебники на странице 38 и прочитайте правило в рамочке с летучей мышью про себя. Проговорите это правило своему соседу по парте сначала 1 вариант, затем 2. Кто хочет рассказать это правило всему классу? |
-Окончание – это изменяемая часть слова.
-Нужно изменить его форму. Т.е употребить слова в разном числе (кот-коты) или задать ему разные команды вопросов (нет кота, говорю о коте) – стр.24. -Нам необходимо прочитать слова. 1 | 2 | 3 | дедушка | девочка | облако | юноша | река | поле | стол | земля | окно |
-Потому что каждая группа слова имеет свой род. 1-м.р. 2-ж.р. 3-ср.р. -1 группой. -2 группой. -3 группой.
| он | она | оно | есть | дедушка | девочка | облако | нет | дедушки | девочки | облака |
- «Есть (кто?)»: дедушка, девочка, облако.
- «Нет (кого?)»: дедушки, девочки, облака.
| он | она | оно | есть | дедушка | девочка | облако | нет | дедушки | девочки | облака |
| Л: анализ; синтез; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Л: построение логической цепочки рассуждений;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Р: саморегуляция.
|
V. Первичное закрепление во внешней речи
(Словестный – беседа)
(Практический – упражнение) (Языковой анализ и синтез)
(Решение грамматико-орфографических задач) | 5-7 мин | -Подчеркните основу слова у себя на карточках, а кто-то один это сделает на доске (ДОСКА УЧ.)
-Скажите, а какие слова не попали на наш образец? -Образуйте устно пары слов к словам: юноша, река, поле.
-А теперь перепишите эти слова к себе в тетрадь, просто парами, как на доске, выделяя их окончания и основу слова.
-Прочитайте, что у вас получилось? Разбирая это так Слово: Основа: Окончание:
|
| он | она | оно | есть | дедушка | девочка | облако | нет | дедушки | девочки | облака |
-Юноша, стол, река, земля, поле, окно
| он | она | оно | есть | юноша | река | поле | нет | юноши | реки | поля |
| он | она | оно | есть | юноша | река | поле | нет | юноши | реки | поля |
Слово: юноша; река; поле. Основа: юнош; рек; пол. Окончание:а; а; е. Слово: юноши, реки, поля. Основа: юнош, рек, пол. Окончание: и; и; я. | Л: анализ, синтез.
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;
П: осознанное и произвольное построение речи.
|
Динамическая пауза
(Наглядный-демонстрация) | 1 мин | -А сейчас вставайте со своих мест и повторяйте за мной. Ровно встали все ребята Маршируем, как солдаты. Руки вверх и руки вниз На носочки поднимись. Поднимись еще разок, Улыбнись-ка всем, дружок. И с хорошим настроением, Ты за стол опять садись. |
Ровно встали все ребята Маршируем, как солдаты. Руки вверх и руки вниз На носочки поднимись. Поднимись еще разок, Улыбнись-ка всем, дружок. И с хорошим настроением, Ты за стол опять садись. | Р: саморегуляция. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (Словестный – беседа)
(Практический – упражнение)
(Решение грамматико-орфографических задач) | 10 мин | -Верно. А сейчас сами запишите в группы и выделите окончания у слов: стол, земля, окно. Делаем задание сами, не подглядывая к соседу. Слова переписываем также парами, как писали до этого. -Сейчас прочитайте пары слов, которые у вас получились. Просто пары слов, без разбора пока. -А теперь разберите эти слова у доски по очереди. Слово: Основа: Окончание: -Теперь слова я строке «нет», разбирая это также. -Скажите, что необычного вы заметили?
-Вы правы, вот и Миша это заметил. А как мы называем такое окончание? -Кто может повторить всему классу, что такое нулевое окончание? И как определить основу слова?
-А теперь в паре проговорите это друг другу. Сначала 1 вариант, а затем 2. |
| он | она | оно | есть | стол | земля | окно | нет | стола | земли | окна |
-Слово: стол, земля, окно. -Основ: стол, земл, окн. Окончание: ; я; о.
-Что в слове «стол» появляется окончание, когда им командует слова НЕТ: нет стола. А когда этим словом командует слово ЕСТЬ, у слова нет окончания: есть стол. - Нулевое. -Нулевое окончание, это окончание слова, которое появляется не во всех формах слова. Если в данной форме слова оно спряталось, то мы обозначаем его пустым квадратиком. Чтобы определить основу слова, нужно изменить форму слова и выделить его окончание. Основа слова будет частью слова без окончания. | К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;
Л: анализ, синтез, сравнение;
|
VII. Включение в систему знаний
(Словестный – беседа)
(Практический – упражнение)
(Решение грамматико-орфографических задач) | 10 мин | -А сейчас прочитайте стихотворение, которое я вам раздала на листочках и устно поставьте слова в скобках в правильную форму. КОРАБЛИК Матросская (шапки), (Веревки) в руке, Тяну я (кораблика) По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: — Прокати, (капитана)! (А. Барто) -Выпишите парами слова из скобок с их правильным произношением. Например: шапки-шапка. -Чем эти слова отличаются? -А что у них остается общее? -Хорошо. Выделите окончание и основу этих слов. -Кто пойдет выделит и на доске? -Проверяем. Разбери эти слова в слух по плану: Слово: Основа: Окончание:
-У кого иначе? Почему? -В каких словах вы отметили нулевое окончание? Как вы докажите это? |
Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: — Прокати, капитан!
-шапки-шапка; веревки-веревка; кораблика-кораблик; капитана-капитан. -Окончанием. -Основа. -шапки-шапка; веревки-веревка; кораблика-кораблик; капитана-капитан. Слово: шапки, веревки, кораблика Основа: шапк, веревк, корблик Окончание: и, а, а. Слово: шапкка, веревка, кораблик Основа: шапк, веревк, корблик Окончание:а, а, . -У меня, потому что… -В словах «кораблик», «капитан». Потому что окончание проявляется только того, когда мы изменяем форму слова. | Р: саморегуляция;
П: осмысленное чтение;
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
П: анализ и синтез. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)
(Словесный – беседа)
(Наглядный – демонстрация)
(Языковой анализ и синтез)
(Решение грамматико-орфографических задач) | 2-3 мин | -Итак, наш урок подходит к концу. Сели ровно, подравнялись. -Ответьте полным предложением по поднятой руке мне на вопросы: -Основа слова- это….
-Верно ли утверждение, что у слова «стол» нет окончания?
-Какая была тема нашего урока?
-Какие я поставил перед собой цели? -Посмотрите на слайд. На нем вы видите лестницу успеха. На верхней ступени стоят те ученики, которые активно работали на уроке, поняли тему и смогут о ней рассказать. На средней ступени будут те ученики, которые не очень активно работали на уроки, и которые поняли тему, но нуждаются в повторении. На нижней ступени будут те ученики, которые совсем не поняли новую тему. -Кто стоит на верхней ступени, поднимите руку. На средней? На нижней? -Спасибо за работу на уроке. Вы все большие молодцы. |
-Основа слова, это часть слова без окончания. -Нет. У слова «стол» есть окончание, просто оно спряталось и появляется в других формах этого слова («столы» - (нет) «стола» - (дам) «столу»). Такое окончание называется нулевое, и мы его обозначаем пустым квадратиком. - «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание» - Повторить, как выделять окончания. Узнать, что такое «основа слова». | К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;
П: рефлексия способов и условий действия. |