Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.
Планируемые результаты
Предметные
знать: что такое окончание, форма слова;
уметь: определять окончание, изменять форму слов-названий предметов;
закреплять: знания о роли окончаний слов-названий предметов.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности; развивать самоконтроль и самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 38.96 КБ |
Презентация | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 17. 09.19 ФИО учителя: Залялова Н. А.
Школа: 148 ФИ студента: Вакушина Юлия, 46 гр.
Класс: 2 «М» ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
Кабинет: 209
Конспект урока русского языка
Тема: Окончания слов-названий предметов.
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.
Планируемые результаты
Предметные
знать: что такое окончание, форма слова;
уметь: определять окончание, изменять форму слов-названий предметов;
закреплять: знания о роли окончаний слов-названий предметов.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности; развивать самоконтроль и самооценку.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «ПНШ» учебник Русский язык 2 кл.: Учебник: В 3 ч./ Чуракова Н.А., 2016; учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | Фронтальная форма работы -Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Николаевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь на свои места. Я желаю вам отличного настроения и продуктивной работы. Ребята, сегодня за вашу активность я буду раздавать жетоны, у кого к концу урока наберется больше всего, тот получит положительную отметку, но за нарушение дисциплины я забираю жетоны. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся на свои места. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Частично-поисковой: работа с деформированным словом Наглядный: рассматривание слайда Практический: списывание | 3 мин | Фронтальная форма работы -Ребята, посмотрите на доску, здесь записаны некоторые слоги, из которых можно составить слово, кто догадался, что это за слово? - На какие вопросы отвечают слова-названия предметов? -Молодцы, теперь откройте тетради, запишите число и «Классная работа». -Ребята, кто еще раз прочитает это слово громко 3 раза? -А теперь прочитаем его 3 раза хором, но шепотом. -Молодцы, ребята, теперь давайте рассмотрим типы соединений. Как соединяются буквы П и Р? -Верно, а какое соединение у букв Р и Е? (Далее определяют типы соединений всех букв в слове предметы) -Запишите в тетрадях красивым почерком слово «предметы» три раза, первое слово пишем с большой буквы, остальные через запятую с маленькой. | Отвечают на вопросы. -Предметы -Кто? Что? Работают в тетрадях. -верхнее соединение. -среднее. | Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу. П.: формирование универсальные логические действия грамотности учащихся Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу. П.: формирование универсальные логические действия грамотности учащихся. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа Наглядный: рассматривание иллюстрации Словесный: подводящий диалог Словесный: формирующий диалог | 3 мин | -Ребята, откройте учебники на странице 28 и посмотрите на картинку, давайте ее образно разделим пополам. Что осталось справа? -Верно, а вы знаете, что и у слов в русском языке есть «хвостики», которые могут меняться? Поднимите руку, кто хочет узнать об этих волшебных «хвостиках?» -Хорошо, кто-то уже догадался, о чем мы будем сегодня говорить? -Да, но давайте все-таки прочитаем полное название нашей темы в учебнике, кто хочет? -Да, мы узнаем, что такое окончание слова, т.е. его хвостик, и как оно может меняться. -Сформулируйте цели урока. -Ребята, а как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы доиться этих целей? | -Хвосты Формулируют тему и цели урока. -О «хвостиках» слов. -«Окончания слов-названий предметов». -Цели урока: 1.узнать, как изменяются слова-предметы; 2.научиться определять окончания в словах-названиях предметов. -сделать открытие об окончаниях; -выполнить упражнения для закрепления знаний о формах слов-предметов; -проверить, насколько хорошо мы усвоили нашу тему. | П.: построение речевого высказывания Р.: целеполагание |
IV. «Открытие» нового знания Частично-поисковый: Чтение стихотворения; выбор ответа на поставленный вопрос. Словесный: беседа. Практический: выполнение упражнения; частичный морфемный разбор. Частично-поисковый: анализ деформированного текста. Частично-поисковый: чтение правила; анализ правила; выбор ответа на поставленный вопрос. Частично-поисковый: чтение правила; анализ правила; выбор ответа на поставленный вопрос. | 14 мин | Индивидуальная и фронтальная формы работы. -Найдите упражнение 8 на стр. 28. Кто сможет прочитать стихотворение, поставив слова в скобках в нужную форму? -Хорошо, а как вы думаете, что помогло вашему однокласснику поставить слова в нужную форму? -Правильно, ребята, это рифма, а сейчас запишите стихотворение в тетради, уже с изменёнными словами в скобках, так как прочитал их ваш одноклассник. -Ребята, а сейчас посмотрите на доску и сравните слова, которые были в скобках с теми, что вы записали. Как вы думаете, чем они отличаются? -Верно, подчеркните в своих тетрадях окончания у слов, которые вы изменили. -Молодцы! -А для чего словам изменяться? -Да, а давайте сейчас прочитаем это стихотворение, но без изменения формы слов, кто желает? -Ребята, поднимите руку, кому бы понравилось читать такое стихотворение? - Так почему же нельзя было оставить слова без изменений? - Конечно, кто еще раз проговорит, для чего же служат эти маленькие частички слов? - Посмотрите на слайд и сравните еще раз слова в каждой паре. Это разные слова или разные формы одного и того же слова? - Прочитайте правило Летучей Мыши. - Чем различаются разные формы одного и того же слова? -Всегда ли разные формы одного слова различаются окончанием? -Проанализируйте предложения из правила. -О чем говорится в первом предложении? -А как вы догадались? -Верно, значит, в этом предложении слово пенал является главным членом предложения. -А о чем говорится во втором предложении? -Да, а что я сделал? -Ребята, значит в первом случае слово «пенал» является главным ЧП, а во втором второстепенным, мы доказали с вами, что это разные формы, но все же слова написаны одинаково, и в 1 и во 2 предложениях – «пенал». -Задайте вопросы к слову «пенал» в каждом предложении, докажите, что это слово стоит в разных формах. -Хорошо. | Читают текст упражнения 8. Отвечают на вопросы учителя. -Рифма Записывают стихотворение. Сравнивают пары слов. -Окончаниями. Выделяют окончания. Отвечают на вопросы учителя. - Для связи слов в предложении. -Потому что слова уже не связаны друг с другом, исчезает рифма в стихотворении. - Для связи слов в предложении. - Это разные формы одного и того же слова. - Окончанием. -Не всегда. -о пенале -задали вопрос: упал (что?) пенал -Обо мне. -Увидел пенал | П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания К.: умение полно и точно выражать мысли; . П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания К.: умение полно и точно выражать мысли. П.: поиск и выделение информации. |
V. Первичное закрепление Практический: выполнение упражнения; частичный морфемный разбор. Практический: выполнение упражнения; частичный морфемный разбор. | 7 мин | Фронтальная форма работы. -Найдите упр.9 на стр. 29. Кто прочитает задание? -Кто еще раз объяснит, что нужно сделать? -Поднимите руку, кто хочет прочитать и записать у доски первую строчку, изменив форму слова в скобках? -Записывай. Что изменилось? И почему? -Подчеркни окончание. -Хорошо, кто проделает такую же работу со второй строчкой? - Записывай. Что изменилось? И почему? -Молодец, подчеркни окончание. -Кто поработает со следующей строкой? (Далее проделывают данную работу с последними двумя строками). -Хорошо, ребята, кто сейчас сможет сделать вывод, с помощью чего мы изменяли формы слов? |
Читают задние. -Нужно изменить слова в скобках, чтобы строчки рифмовались. -Прибежали две собаки. -Изменилось окончание, т.к. изменилось число слова. -Посмотреть на поле маки. -Изменилось окончание, т.к. изменилось число слова из-за того, что эта строчка должна рифмоваться с первой строчкой. -Мы изменили формы с помощью окончаний. | П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу. П.: построение речевого высказывания |
Динамическая пауза. | 1 мин | -Ребята, скажите хором, на какой вопрос отвечают одушевленные предметы? -А неодушевленные? -Верно, давайте сейчас немного отдохнем, если я называю одушевленный предмет, то вы поднимаете руки вверх и подтягиваетесь, а если неодушевленный, то делаете наклон вниз, будьте внимательны: собака, книга, парта, мышь, мама, компьютер, ручка, тетрадь, учитель. | Выполняют физические упражнения. | Р: мобилизация силы и энергии. |
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практический: самостоятельная работа. Практический: выполнение упражнения; частичный морфемный разбор. Частично-поисковый: взаимопроверка по эталону; взаимооценка. | 5 мин | Индивидуальная форма работы. -Посмотрите на доску, в этом задании нужно дописать окончания в словах. Чистое окн... , стоять у окн... , свет в окн..., нет окн…, растет под окн… . -Что нужно сделать, чтоб правильно подобрать окончание? -Верно, давайте устно определим окончание у первого словосочетания. -Хорошо, записывайте и подчеркивайте окончание, с остальными словосочетаниями работаете и записываете самостоятельно. -Теперь обменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш и проверьте работу своего соседа по эталону с доски. Будьте внимательны в проверке. Если все написано правильно, то рядом с ответом ставьте «+», если что-то неверно, ставьте «-». А затем посчитайте количество +. -Поставьте своему соседу отметку по критериям на доске: 5 «+» - 5 4 «+» - 4 3 «+» - 3 1-2 «+» - 2 -Обменяйтесь обратно, посмотрите на свои отметки. Поднимите руку, у кого 5 или 4? -Молодцы, вы были очень внимательны, хорошо постарались и заслужили свои отметки. -А у кого 3 или 2? Не расстраивайтесь, ребята, у вас тоже все получится, если в следующий раз постараетесь и будете более внимательными. | Выполняют задание. -Нужно задать вопрос к этому слову. -Чистое (что?) Окно, окончание О Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку. | Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу. П.: формирование универсальные логические действия грамотности учащихся. К.: взаимопроверка |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа Наглядный: презентация. Практический: выполнение упражнения; частичный морфемный разбор. | 3 мин | Фронтальная и парная формы работы. -Ребята, еще раз вернемся к правилу летучей мыши и вспомним чем же различаются разные формы слова? -А как его определить? -Верно,сейчас поработайте в паре с соседом. -На слайде вы видите слова, первая строчка для 1 ряда, вторая-2 ряда и третья для 3 ряда. Лучи, луча, к лучу, у луча. Землю, о земле, землей, на земле. Солнце, солнца, к солнцу, солнцем. -По очереди задавайте вопросы к каждому слову и определяйте его окончание. Но не нарушаем дисциплину, помним о жетонах, я буду ходить по классу и слушать, кто правильно выделяет окончания, а кому еще раз нужно повторить правило. -Молодцы, ребята! -Откройте дневники и запишите д/з: Р.т. стр. 16, упр.19. | Отвечают на вопросы. -Окончанием. -Задать вопрос к этому слову. Выполняют задание учителя. | П.: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К.: умение полно и точно выражать мысли К.: работа в парах |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: обобщающая беседа | 2 мин | Деятельностная -Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей? Почему? Что мы для этого сделали? - Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке? -Закончите предложения: Сегодня на уроке я повторил(а) … Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне было интересно … Мне было трудно … Мне было непонятно … -Отлично, урок окончен, до свидания! | Проводят самоанализ деятельности. -Узнали, как изменяются слова-предметы, научились находить окончания. -Да, достигли, т.к. изучили правило, делали упражнения на закрепление. | П.: построение речевого высказывания П.: осуществление синтеза |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ме пред ты предметы
Тема урока: «Окончания слов-названий предметов». Цели урока: -узнать, как изменяются слова-предметы; -научиться определять окончания в словах-названиях предметов. Что нужно сделать: сделать открытие об окончаниях; выполнить упражнения для закрепления знаний о формах слов-предметов; проверить, насколько хорошо вы усвоили тему.
лопух – лопух ом ; волнушк а – волнушк и ; рос а – рос у .
Чистое окн ... , стоять у окн ... , свет в окн ..., нет окн …, растет под окн … . Чистое окн о , стоять у окн а , свет в окн е , нет окн а , растет под окн ом .
5 «+» - «5» 4 «+» - «4» 3 «+» - «3» 1-2 «+» - «2»
Лучи, луча, к лучу, у луча . Землю, о земле, землей, на земле . Солнце, солнца, к солнцу, солнцем.
Домашнее задание. Рабочая тетрадь стр. 16, упр.19.
Тема урока: «Окончания слов-названий предметов». Цели урока: -узнать, как изменяются слова-предметы; -научиться определять окончания в словах-названиях предметов. Что нужно сделать: сделать открытие об окончаниях; выполнить упражнения для закрепления знаний о формах слов-предметов; проверить, насколько хорошо вы усвоили тему.
Закончите предложения Сегодня на уроке я повторил(а) … Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне было интересно … Мне было трудно … Мне было непонятно …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку № 49 2 четверть для 3 класса по УМК «Начальная школа XXI века»
Конспект урока по русскому языку № 49 2 четвертьпо теме: "Однородные члены предложения" для 3 класса по УМК «Начальная школа 21 века» Основными целями данного урока ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание НЕ с глаголами" 4 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС
Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Зд...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....
Конспект урока русского языка по теме «Имя прилагательное» 3 класс, УМК: «Начальная школа XXI века»
технлдлгическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное"...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова - названия предметов разного рода"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о родах; формирование умения выделять окончания слов-названий предметов разного рода; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографической зоркости; во...
Разработка урока по русскому языку. Тема: "Соотнесение слов - названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"
Разработка урока для 2 класса...
Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по падежам" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по падежам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об изменении прилагательных по падежам-Формирование умений изме...