Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Литягина Оксана Николаевна

  Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

г.Называевска

Конспект урока в 3 классе

по теме

«Непроизносимые согласные в корне слова»

УМК «Школа 2100»

Учитель начальных классов

Литягина Оксана Николаевна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

по  теме: «Непроизносимые согласные в корне слова»

Цель:  развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Задачи:

  1. Обучающие:

Формировать:

  • умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;
  • умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова;
  • навыки адекватной самооценки и рефлексии
  1. Развивающие:

Развивать:

  • орфографическую зоркость, познавательную активность,  навыки самостоятельности;
  • устную и письменную речь детей и обогащение их словарного запаса;
  • навыки сотрудничества;
  • умение отстаивать собственную точку зрения
  1. воспитательные:
  • воспитывать позитивно-ценностное отношение к окружающему миру и людям;
  • потребность в самообразовании и культуру умственного труда.

   Тип урока: открытие нового знания.

   Технология деятельностного подхода.

   Метод: проблемно-диалогический.

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс; авт.: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

       Долгожданный дан звонок –

       Начинается урок.

       Каждый день - всегда, везде,

       На занятиях, в игре,

       Смело, четко говорим

       И тихонечко сидим.

      - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

      - Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

- Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!

  1. Минутка чистописания.

Ол   Ос

-  Что вы можете сказать о букве О?

- Прочитайте. В чем особенность написания?

- Какое время года начинается на эту букву?

- Запишите слово осень на следующей строке.

- Какая орфограмма спряталась в этом слове? Как проверить написание?

- Нравиться ли вам осень?

- Нашей гостьей сегодня будет Осень.

  1. Постановка учебной проблемы.

- Осень принесла нам письмо от Хозяйки леса. Что обычно пишут в письмах?

- Подберите синоним к слову новости. (известия)

-Запишите слово известия в тетрадь. Ниже в столбик запишем однокоренные слова к слову известия.

Запись в тетради и на доске:

известия

известный

вестник

весть

весточка

известно

- Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие заметили?

- Какой вопрос возникает?

  1. Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

- Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать?

  1. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
  1.   Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

-Выделите корень.

- Давайте рядом напишем транскрипцию слов.

-Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах известный, вестник и известно количество букв и звуков различное?

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

- Молодцы! Интересные названия придумали.

2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

Откройте учебники на стр.59 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

- Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)

   

  Непроизносимые согласные в корне слова.

- Зная тему урока, давайте дополним цель урока

Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

- Что еще узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми?

ДТВЛ

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

СТН     ЗДН     РДЦ      ЛНЦ      ВСТВ  

-Запишите их себе в тетрадь и запомните их.

3. Подводящая беседа к формулированию правила.

- Как можно проверить написание этой орфограммы?

-А любое однокоренное слово подойдет?  (Нет) – А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится)

Иногда согласные  

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить? 

  1. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

- Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют  правило)

Способ проверки.

Чтобы знать, как написать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Непроизносимые согласные проверяй так:

          грустный- грусть

Звездный- звезда 

  1. Динамическая физминутка.

 Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Закрепление изученного.

- Давайте прочитаем какие вести написаны в письме.

Редко светит со(?)нце. Стоят ненас(?)ные дни. Грус(?)но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Только кое-где еще видны запоздалые поз(?)ние цветы.

- Какие буквы пропущены?

- Пользуясь правилом, проверьте написание этих слов. Какие буквы надо вставить?

- Выпишите  слова в столбик, рядом запишите проверочные слова. Подчеркните орфограмму.

Запись в тетради:

Солнце солнышко

Ненастные ненастье

Грустно грустит

Поздние опоздал

- Самопроверка. 

-Оцените свою работу на полях.

- Какое время года идет за осенью?

-Прочитайте отрывок стихотворения:

Мороз и солнце. День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

-Есть ли в этом отрывке слова с непроизносимым согласным? Какие?

- Какое слово вызвало сомнения? (чудесный) Подберите проверочное.

-Кто автор этого стихотворения?

- Мы знаем много стихотворений А.С.Пушкина, но сегодня мне бы хотелось посмотреть, как вы помните сказки поэта.

-Прочитайте отрывки.

1.Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С печальной думой на лице.

2. Добрый день, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день пасмурный?

Опечалился чему?

- Узнали сказку?

Работа в паре.

-Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимым согласным, и тогда получите текст, который был у А.С. Пушкина.

Запись в тетради:

С печальной – с грустной

Добрый день – здравствуй

Пасмурный – ненастный.

Взаимопроверка. Самооценка.

- Молодцы! Вы хорошо поработали. А теперь послушайте четверостишие.

По лестнице вверх,

По лестнице вниз.

С тобой мы играли

Котенок, вернись!

- Какое слово повторяется в стихотворении?

- Произнесите это слово. Что заметили?

- Какой согласный не произносится?

- Подберите проверочное слово, чтобы согласный т слышался ясно.

- Да, таких слов нет. Это словарное слово. Его написание надо запомнить. Запишите его в словарь, подчеркните орфограмму.

-Но буква т не зря находится в этом слове. Слово лестница произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) – то, с помощью чего лезут.

Работа с деформированным текстом.

- Прочитайте предложения про себя, определите правильную последовательность и составьте текст. (индивидуальные карточки)

Снег повалил хлопьями. Яростные порывы ветра качали гибкие березы. Наступили ненастные дни. Низкая лохматая туча нависла над землей.

- Найдите в тексте слова с изучаемой орфограммой.

-В какой части слова находятся эти согласные?

- Как доказать правильность написания этих слов?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какую задачу ставили?

-Удалось ее решить?

-Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? 

-Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? 

-Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

-На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним.

Пожелание Осени ребятам.

Будьте ребята красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

 

Молодцы!

- Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

  1. Домашнее задание. 

Выучить правило стр.59, упр.1 ст.86


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок проведен в технологии деятельностного метода....

конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития....

Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова."

Презентация к уроку русского языка в 3 классе, УМК "Школа2100"...

Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне".

Урок по программе Школа России в соответствии требованиям ФГОС....

Урок-путешествие по русскому языку на тему: " Непроизносимые согласные в корне слова", 3 класс

Работа с текстом и перфокартой. (У детей текст на парте.)- Учитель читает текст.- «Волшебные вещи бывают не только в сказках, но и в жизни. Приглядитесь повнимательнее. Любуешься сказочной красо...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова"

Методжический материал включает в себя: конспект урока, карточки (раздаточный материал)....