Конспект урока "Алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций" (Эльконин-Давыдов, 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя:

  • Формирование умения находить в словах орфограммы слабых позиций;
  • развитие навыка использования алгоритма пропуска орфограмм слабых позиций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16.10.18                                                              ФИО учителя: Кожевникова Т.И.

Школа: № 148                                                             ФИ студента: Гурьянова А.

Класс: 2 «Б»                                                                 ФИО методиста: Батуева Л.И.

Кабинет: 221

Время: 14:20 – 15:00 (2)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения находить в словах орфограммы слабых позиций;
  • развитие навыка использования алгоритма пропуска орфограмм слабых позиций.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций;

- уметь использовать алгоритм при решении частных задач.

Личностные: 

- осознавать личностный смысл учения;

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник: Эльконин - Давыдов, Русский язык. 2 класс (1часть), раздаточный материал, презентация.


Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

- Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

- Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседке по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

Слушают учителя

Выполняют задание

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

2 мин

 - Ребята, скажите мне, пожалуйста, чему вы учились на предыдущих уроках?

- Для чего нам надо было этому учиться?

- Сейчас возьмите, пожалуйста, распечатку. У вас на партах они лежат.

- Давайте прочитаем текст.

- А можете ли вы сказать, почему в ваших работах встречаются ошибки?

1. Составляете ли вы слоговую модель высказывания?

2. Записываете ли вы высказывание под самодиктовку?

3. Перечитываете ли вы свои записи по слогам? Сверяете ли вы орфограммы?

- Отлично, ребята.

- Мы учились находить орфограммы слабых позиций

- Чтобы не допускать ошибки на письме

Читают текст

- Потому что я не проговариваю текст при письме

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: включение в учебную деятельность

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Ребята, вы несколько уроков подряд работали над записью высказываний с пропуском орфограмм слабой позиции, давайте составим правило записи слов с пропуском орфограмм слабой позиции.

- Кто догадался, какова же тема сегодняшнего урока?

- Верно, тема нашего урока «Алгоритм пропуска орфограмм слабой позиции»

- Тогда какие цели мы можем поставить на этот урок?

- Отлично. Составить алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций и научиться работать по данному алгоритму. Молодцы.

Слушают учителя

- Я думаю, тема нашего урока: «Алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций»

- На уроке мы составим алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций и научимся работать по алгоритму

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

7 мин

- Ребята, а что такое алгоритм?

- Верно, алгоритм – это правило (порядок).

- Зачем нам нужен алгоритм?

- С чего же мы начнём? А начнём мы с того, что нужно прочитать слово.

- Отлично, дальше делим слово на слоги.

- Идём дальше. Определяем ударный слог.

- Затем подчёркиваем орфограмму слабой позиции

- И записываем слово с комментированием.

- Итак, у нас получился вот такой алгоритм.

1. Прочитай слово

2. Раздели слово на слоги

3. Определи ударный слог

4. Подчеркни орфограмму слабой позиции

5. Запиши слово с комментированием

- Давайте попробуем использовать получившийся алгоритм на практике.

- Алгоритм – это правило, порядок

- Алгоритм нужен для того, чтобы пользоваться им при работе

- Читаем слово

- Определяем ударный слог

- Подчёркиваем орфограмму слабой позиции

Слушают учителя

Читают получившийся алгоритм работы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Открываем учебник на странице 44, упражнение 50.

- Прочитайте, пожалуйста, что требуется сделать в этом упражнении?

- Верно, нам требуется записать текст, заменяя звуковые записи буквенными.

- Кто прочитает нам первое предложение?

(У реки барсучья нора.)

- В каком слове есть орфограмма слабой позиции.

- Верно, это слово «у реки».

- Кто работает у доски?

- Вспоминаем наш  алгоритм. Что делаем сначала?

- Да, читаем слово, затем делим на слоги (ре-ки)

- Продолжаем. Определяем ударный слог. (КИ)

- Записываем слово с пропуском и подчёркиваем орфограмму слабой позиции.

- В каком ещё слове есть орфограмма слабой позиции в этом предложении?

- Верно, слово «нора». Работаем также, как и с первым словом.

- Прорабатываем полностью упражнение. Работа у доски. Работа по алгоритму.

Выполняют задание

- Нам требуется записать текст, заменяя звуковые записи буквенными и пропуская орфограммы слабых позиций

- У реки барсучья нора

- В слове «у реки»

- Читаем слово

- Делим его на слоги

- Определяем ударный слог

- Записываем слово с пропуском и подчёркиваем орфограмму слабой позиции

- В слове «нора»

Работают вместе с учителем

Разбирают упражнение до конца

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

П: выполнение действий по алгоритму 

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

2 мин

- А сейчас давайте проведём физминутку

- Встаём все

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение задания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Практический: самостоятельное выполнение задания

10 мин

- Давайте устно разберём упражнение 51.

- Что у нас дано в этом упражнении?

- Да, совершенно верно. Даны фразы. Это обращение.

- Прочитайте, пожалуйста, эти предложения.

- Спасибо. Наша задача найти орфограммы слабых позиций и поработать с ними по нашему алгоритму.

- Ищем первое слово с орфограммой слабой позиции. Верно, слово «сестрица».

- Прочитайте слово

- Разделите его на слоги

- Верно, сест-ри-ца

- Определите ударный слог (ри)

- Отлично. Подчеркните орфограмму слабой позиции (Е)

- А сейчас вы в парах объясните друг другу оставшиеся слова из упражнения.

1 вариант проговаривает алгоритм работы по слову «не пей» и «братец», второй вариант – слова «тебе», «козлёночком».

- Первый вариант, начали, а я прохожу и сл ушаю.

- Молодцы, спасибо. Второй вариант, ваша очередь. А я слушаю, кто как работает.

- Молодцы. Закончили работу.

- Аналогично устно разбираем все слова из упражнения.

- А сейчас выполняем письменно упражнение 51 самостоятельно.

- Не забывайте пользоваться нашим алгоритмом. Следим за посадкой. Пишем красиво и аккуратно.

Слушают учителя

- Даны фразы с  обращением

Читают предложения

- Слово «сестрица»

- Сестрица

- Сест-ри-ца

- Слог РИ

- Сестрица

Выполняют упражнение устно вместе с учителем по алгоритму

Работаю по вариантам

В парах рассказывают друг другу алгоритмы.

Выполняют задание самостоятельно

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выполнение действий по алгоритму 

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: выполнение действий по алгоритму 

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

VII. Включение  систему знаний

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

3 мин

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 45, упр. 52.

- Посмотрите все, пожалуйста, на это задание. Вам необходимо будет записать текст, заменяя звуковые записи буквенными.

- Кто ещё не записал домашнее задание?

- Над какой темой мы с вами сегодня работали?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Достигли ли мы поставленных целей?

-  Было ли сложно? Почему?

Записывают домашнее задание

Слушают учителя

- Все записали

- Мы работал и над темой «Алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций»

- Мы ставили цель составить алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций и научиться работать по алгоритму

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания 

К: управление поведением партнёра

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

5 мин

–  Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось...

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Слушают учителя

Дополняют фразы

Выполняют задание

Слушают учителя

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

1. составить алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций; 2. научиться работать по алгоритму.

Слайд 12

Учебник: стр. 45, упр.52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

Урок по системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова «Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных» проводится во втором классе. На уроке дети отрабатывают умения писать с пропуском букв «...

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя учебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используяучебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков"

Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»Триединая цель урока:...

Русский язык.Тема урока: «Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций»

Данный урок строился в соответствии со следующей схемой: мотивация учащихся к уроку – актуализация субъективного опыта – восприятие и осмысление учащимися нового материала – организация первичного зак...

Конспект урока по русскому языку "Упражнения для проверки орфограмм слабой позиции в корне слов" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: усвоение  учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова Планируемые результаты:Предметные: систематизировать и обобщить знания обучающи...

Карточки с пропуском орфограмм по русскому языку для проверки знаний по теме "Словарные слова"

Индивидуальные  карточки с пропуском орфограмм  по русскому языку для проверки знаний по теме "Словарные слова"   2 класс УМК " Перспектива"...