Учебное занятие внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" по теме: "Требуется определение"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Учебное занятие расширяет познания детей в определении членов предложения. В игровой форме учащиеся знакомятся с определением. Учатся находить его в предложении и называть характеристики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_udivitelnyy_mir_slov.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

по теме: «Требуется определение»

Учитель МОУ «сош № 1» г. Валуйки Белгородской обл. Седакова Л.Г.

Класс

3 А

Автор и название программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» составлена на основе программы факультатива «Удивительный мир слов» / Сборник программ внеурочной деятельности : 1 – 4 классы / под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М. : Вентана – граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа 21 века).

Направление  

Интеллектуальное

Тема занятия

Важные обстоятельства

Цели учебного занятия

  1. Обучающие цели:
  • обобщить знания о второстепенных членах предложения.
  1. Цели, ориентированные на развитие личности обучающегося:
  • содействовать формированию интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской культуры.

Задачи

  • Познакомить с «важным» второстепенным членом предложения – определение.
  • Собрать информацию об определение.
  • Выявить особенности этого члена предложения.

Универсальные учебные действия

Обучающиеся на занятии будут:

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Оборудование

Презентация, карточки для коллективной  работы

Ход учебного занятия

1 этап занятия

Подготовительный этап

Организационно-подготовительный

Цель

Подготовка педагога и детей к занятию. Создание благоприятного микроклимата, активизация внимания.

Потрите свои ладошки. Почувствовали тепло? А теперь в группах соедините ладошки, объедините тепло и  хорошее настроение,  пожелайте успешной работы. Пополните свой сундучок новыми знаниями!

2 этап занятия

Подготовительный этап

Диагностический

Цель

Диагностика усвоенных знаний обучающихся по теме предыдущих занятий. Диагностика жизненного и познавательного опыта обучающихся по теме занятия

- Послушайте, пожалуйста, такую историю.

Два мальчика познакомились в летнем лагере. Одного звали  Эрик. Он живёт на крайнем Севере. А другого -  Серёжа,   он  наш земляк.  Весело провели ребята каникулы! Пришло время расставаться и  возвращаться домой. Перед отъездом они пообещали друг другу общаться при помощи переписки. Вот однажды Эрик прислал Серёже письмо.

«Здравствуй, Серёжа! В нашем крае уже наступила настоящая зима. Пушистый снег укрыл всю землю. Деревья нарядил в тёплые серебристые шубы. В морозные  вечера в небе горит северное сияние. Мы с ребятами  весело катаемся на санках и лыжах. Я очень люблю это время года!

На уроке я узнал, что в вашем крае сейчас пора золотой осени. Расскажи мне, пожалуйста, о ней. Жду  с нетерпением письма. Твой друг Эрик.»

Серёжа сразу же сел писать ответ своему другу. И вот что у него получилось:

«Здравствуй, Эрик! Я рад исполнить твою просьбу.

Наступила осень. Деревья нарядились. Листья укрыли. Птицы улетают. Созрел урожай. Мы помогаем. Я люблю!»  

Когда он прочитал своё письмо, то понял, что чего то, не хватает.

- Ребята, давайте поможем Серёже разобраться!

- Какие предложения написал Серёжа?  (Нераспространённые).

- Из чего состоят его предложения?  (Из грамматической основы).

- Что нужно сделать, чтобы предложения получились красивыми, распространёнными? (Вставить второстепенные члены).

- Какие  предложения предлагаете вы?

(Дети предлагают свои варианты).

- Какой сделаем вывод?  Что надо сделать, чтобы предложения стали красивыми? (Использовать второстепенные члены предложения).

Серёжа учёл все ваши пожелания  и переписал своё письмо. Вот что у него получилось:

«Здравствуй Эрик! Я рад исполнить твою просьбу.

В нашем крае наступила золотая осень!  Осенние деревья  нарядились в яркие платья. Разноцветные  листья укрыли  землю пёстрым ковром.  Перелётные птицы улетают на юг. Созрел богатый урожай овощей и фруктов. Мы с ребятами  помогаем  взрослым собирать урожай. Я очень люблю это время года!»

3 этап занятия

Конструирующий этап

Основной

Цель

Обеспечение восприятия обучающимися нового учебного материала

Ещё он приготовил и фото отчёт. Посмотрите, пожалуйста, его.

На доске написано:          Перелётные птицы улетают на юг.

- Что вы видите на экране? (Предложение). Докажите. (Слова связаны по смыслу).

- Вам знакомо это предложение? (Из Серёжиного письма).

- Сделаем грамматический разбора предложения.

- С чего начинаем разбор предложения?

 - Что называют грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое)

- Как найти грамматическую основу предложения? (О ком? или о чём?,  говорится в предложении - подлежащее.  Что,  о нём говорится – сказуемое.).

- Какими частями речи они выражены в нашем предложении?

- Чем являются остальные члены предложения? (Второстепенными).

- Найдите словосочетания и поставьте вопросы.

- На одинаковые ли вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

-Пришла пора раскрыть ещё один секрет русского языка и пополнить наш сундучок новыми знаниями. Для этого составим кластер.

Предложение

                Главные члены                                       Второстепенные члены

        

Подлежащее          Сказуемое

                                                         Определение        Дополнение

                                                                                           

                                                                                Обстоятельство

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Учитель.  Слова могут играть в предложении разные роли: то главные (грамматическая основа), то второстепенные. Слова влияют друг на друга, некоторые, можно сказать, дружат между собой.

- Как вы думаете, с каким из этих второстепенных членов предложения мы познакомимся? Почему?

 На этом занятии мы исследуем второстепенный член предложения - определение. Он требует определения.

- Назовите цели и задачи. (Узнать, что такое определение, на какие вопросы отвечает, что обозначает, какой частью речи выражен)

- Что может обозначать понятие «определение»? Каковы ваши  предположения?

Ученики. Ответы детей.

Учитель. «Определение» - многозначное слово, то есть оно имеет много значений. Нас интересует только лингвистическое  (наука о языке).

- Я попросила Ульяну найти объяснение значения этого термина с помощью толкового словаря.

Ученик: Определение - в грамматике: второстепенный член предложения,  обозначающий признак или свойство другого члена предложения - главного или второстепенного. 

Учитель.  Какие новые знания об определении  вы почерпнули из словаря?

Поиграем в игру, чтобы определить на какие вопросы отвечает  определение.

Книга (какая?) интересная, мальчик (какой?) умный,  озеро (какое?) глубокое,   птицы (какие?) перелётные, сумка (чья?) мамина, в строю (который?) первый,

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка!

Занимай свои места.

Как живёшь? Вот так!

Как идёшь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Как летишь?  Вот так!

Как плывёшь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!

4 этап занятия

Конструирующий этап

Систематизированный

Цель

Обеспечение осознанности усвоения новых знаний, способов действий и их применения. Самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Как сидишь? Вот так!

- А сейчас поработаем в группах.  Попробуем  использовать определения в предложениях и определять какой частью речи они являются. Выберите руководителя группы. Помните о  правилах работы в группах.

Учитель.  Перед вами на столах задания. Прочтите их внимательно и приступайте к выполнению.  Если справитесь,  поднимите вместе вверх руки.

Задание 1 группы

  Вставьте  в предложения определения и узнайте  кто это? Определите, какими частями  речи   являются определения.

В ……… классе учится мальчик …………………… . Глаза ………………….., волос  ……………………... .                                                                                                                                                 Он ……………………,  …………………………. . Ответственно относится к учёбе. ……………………….  со старшими. Всегда ………………………..  . Занимается ………………………. кружке по волейболу. Это ………………………. .

Слова для справок:  нашем, среднего роста, голубые, русый, вежливый,  воспитанный,  уважительный, опрятный,  в спортивном.

нашем классе учится мальчик среднего роста. Глаза голубые, волос русый.   Он   вежливый, воспитанный. Ответственно относится к учёбе. Уважительный  со старшими. Всегда опрятный. Занимается в спортивном кружке по волейболу. Это  Никита Манин).

Задание 2 группы

Составьте   предложения. Найдите определения, какими частями  речи   являются определения.

  1. Ребята, лесу гуляли, по осеннему.
  2. Вдруг, под высоким, увидели, они,  дубом, ежа.
  3. Он, копошился, листве, в пышной.  
  4. Ёжик, себе, для зимнего, постель, сна, готовит.

Ребята гуляли по осеннему лесу. Вдруг они  под высоким дубом увидели  ежа. Он копошился в пышной листве.  Ёжик готовит себе постель для зимнего сна.

                                                                                                                                                                                                                                                                                   Задание 3 группы

Составьте предложения про нашу школу,  используя определения. Определите, какими частями  речи они  являются.

(Мы учимся в первой школе. Наша школа большая, светлая. В ней уютные  просторные классы. Учителя проводят интересные уроки. Все стараются быть -доброжелательными).

Задания 4 группы

Составьте синквейн на тему: осень.   В предложении используйте определение.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – предложение, несущее определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Задания 5 группы

Найдите в стихотворении определения. Какой частью речи они являются. Поставьте над каждым словом ударение.

Приветливые птичьи голоса.

В лучах зари берёзки - белоснежки.

И с папоротника крупная роса

Спускается   в тарелку сыроежки.

(После выступления всех групп, делается вывод).

- Сделаем вывод: какими частями речи могут выступать определения? (Прилагательным, существительным, местоимением, числительным).

5 этап занятия

Итоговый этап

Аналитический

Цель

Анализ качества и уровня усвоения обучающимися теоретических и практических знаний и умений, анализ и оценка достижения цели занятия

Наш сундучок пополнился новыми знаниями удивительного русского языка. О чём мы узнали? (Об определении).

-   Что вы узнали об определении? (На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?)

6 этап занятия

Рефлексивный 

Аналитический

Цель

Самооценка обучающимися собственной деятельности,

Оценка сотрудничества, результата деятельности

- Перед вами осеннее дерево.

Если   секрет вами усвоен  и было легко применять его в заданиях, прикрепите листок на ветку дерева.

Если вы не до конца поняли, о чём идёт речь,  вы испытывали затруднения  в работе над заданиями, прикрепите лист под деревом.

-  Посмотрите, какое нарядное у нас дерево. И хоть пора золотой осени уже проходит, хочется ещё немного задержать её. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие кружка внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по теме "Дал слово- держи его"

Данное занятие учить детей держать данное слово и обещание.Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специа...

Учебное занятие в рамках внеурочной деятельности по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Тема занятия "Знакомство с кукольным спектаклем "Как Зайчик научился говорить "Нет!"...

Внеурочное учебное занятие на тему «Кристаллические премудрости природы» проведённое в 1 классе.

Занятие, в ходе которого учащиеся получат начальные сведения о кристаллах и  узнают способ их выращивания....

Проектирование и разработка учебного занятия в системе внеурочной деятельности

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе внеурочной деятельности существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, вклю...

Мастер - класс. Особенности формирования смыслового чтения на учебных занятиях ОРКСЭ. Мнемонические приемы запоминания информации при работе с определениями и понятиями.

Традиционные методические приёмы создают условия для учащегося овладеть метапредметными результатами освоения образовательной программы.  Такими приёмами как этимологическое знакомство со словарн...