Учебное занятие внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" по теме: "Требуется определение"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Учебное занятие расширяет познания детей в определении членов предложения. В игровой форме учащиеся знакомятся с определением. Учатся находить его в предложении и называть характеристики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_udivitelnyy_mir_slov.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
учебного занятия внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
по теме: «Требуется определение»
Учитель МОУ «сош № 1» г. Валуйки Белгородской обл. Седакова Л.Г.
Класс | 3 А |
Автор и название программы | Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» составлена на основе программы факультатива «Удивительный мир слов» / Сборник программ внеурочной деятельности : 1 – 4 классы / под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М. : Вентана – граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа 21 века). |
Направление | Интеллектуальное |
Тема занятия | Важные обстоятельства |
Цели учебного занятия |
|
Задачи |
|
Универсальные учебные действия | Обучающиеся на занятии будут:
|
Оборудование | Презентация, карточки для коллективной работы |
Ход учебного занятия
1 этап занятия | Подготовительный этап Организационно-подготовительный |
Цель | Подготовка педагога и детей к занятию. Создание благоприятного микроклимата, активизация внимания. |
Потрите свои ладошки. Почувствовали тепло? А теперь в группах соедините ладошки, объедините тепло и хорошее настроение, пожелайте успешной работы. Пополните свой сундучок новыми знаниями!
2 этап занятия | Подготовительный этап Диагностический |
Цель | Диагностика усвоенных знаний обучающихся по теме предыдущих занятий. Диагностика жизненного и познавательного опыта обучающихся по теме занятия |
- Послушайте, пожалуйста, такую историю.
Два мальчика познакомились в летнем лагере. Одного звали Эрик. Он живёт на крайнем Севере. А другого - Серёжа, он наш земляк. Весело провели ребята каникулы! Пришло время расставаться и возвращаться домой. Перед отъездом они пообещали друг другу общаться при помощи переписки. Вот однажды Эрик прислал Серёже письмо.
«Здравствуй, Серёжа! В нашем крае уже наступила настоящая зима. Пушистый снег укрыл всю землю. Деревья нарядил в тёплые серебристые шубы. В морозные вечера в небе горит северное сияние. Мы с ребятами весело катаемся на санках и лыжах. Я очень люблю это время года!
На уроке я узнал, что в вашем крае сейчас пора золотой осени. Расскажи мне, пожалуйста, о ней. Жду с нетерпением письма. Твой друг Эрик.»
Серёжа сразу же сел писать ответ своему другу. И вот что у него получилось:
«Здравствуй, Эрик! Я рад исполнить твою просьбу.
Наступила осень. Деревья нарядились. Листья укрыли. Птицы улетают. Созрел урожай. Мы помогаем. Я люблю!»
Когда он прочитал своё письмо, то понял, что чего то, не хватает.
- Ребята, давайте поможем Серёже разобраться!
- Какие предложения написал Серёжа? (Нераспространённые).
- Из чего состоят его предложения? (Из грамматической основы).
- Что нужно сделать, чтобы предложения получились красивыми, распространёнными? (Вставить второстепенные члены).
- Какие предложения предлагаете вы?
(Дети предлагают свои варианты).
- Какой сделаем вывод? Что надо сделать, чтобы предложения стали красивыми? (Использовать второстепенные члены предложения).
Серёжа учёл все ваши пожелания и переписал своё письмо. Вот что у него получилось:
«Здравствуй Эрик! Я рад исполнить твою просьбу.
В нашем крае наступила золотая осень! Осенние деревья нарядились в яркие платья. Разноцветные листья укрыли землю пёстрым ковром. Перелётные птицы улетают на юг. Созрел богатый урожай овощей и фруктов. Мы с ребятами помогаем взрослым собирать урожай. Я очень люблю это время года!»
3 этап занятия | Конструирующий этап Основной |
Цель | Обеспечение восприятия обучающимися нового учебного материала |
Ещё он приготовил и фото отчёт. Посмотрите, пожалуйста, его.
На доске написано: Перелётные птицы улетают на юг.
- Что вы видите на экране? (Предложение). Докажите. (Слова связаны по смыслу).
- Вам знакомо это предложение? (Из Серёжиного письма).
- Сделаем грамматический разбора предложения.
- С чего начинаем разбор предложения?
- Что называют грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое)
- Как найти грамматическую основу предложения? (О ком? или о чём?, говорится в предложении - подлежащее. Что, о нём говорится – сказуемое.).
- Какими частями речи они выражены в нашем предложении?
- Чем являются остальные члены предложения? (Второстепенными).
- Найдите словосочетания и поставьте вопросы.
- На одинаковые ли вопросы отвечают второстепенные члены предложения?
-Пришла пора раскрыть ещё один секрет русского языка и пополнить наш сундучок новыми знаниями. Для этого составим кластер.
Предложение
Главные члены Второстепенные члены
Подлежащее Сказуемое
Определение Дополнение
Обстоятельство
Учитель. Слова могут играть в предложении разные роли: то главные (грамматическая основа), то второстепенные. Слова влияют друг на друга, некоторые, можно сказать, дружат между собой.
- Как вы думаете, с каким из этих второстепенных членов предложения мы познакомимся? Почему?
На этом занятии мы исследуем второстепенный член предложения - определение. Он требует определения.
- Назовите цели и задачи. (Узнать, что такое определение, на какие вопросы отвечает, что обозначает, какой частью речи выражен)
- Что может обозначать понятие «определение»? Каковы ваши предположения?
Ученики. Ответы детей.
Учитель. «Определение» - многозначное слово, то есть оно имеет много значений. Нас интересует только лингвистическое (наука о языке).
- Я попросила Ульяну найти объяснение значения этого термина с помощью толкового словаря.
Ученик: Определение - в грамматике: второстепенный член предложения, обозначающий признак или свойство другого члена предложения - главного или второстепенного.
Учитель. Какие новые знания об определении вы почерпнули из словаря?
Поиграем в игру, чтобы определить на какие вопросы отвечает определение.
Книга (какая?) интересная, мальчик (какой?) умный, озеро (какое?) глубокое, птицы (какие?) перелётные, сумка (чья?) мамина, в строю (который?) первый,
Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка!
Занимай свои места.
Как живёшь? Вот так!
Как идёшь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как летишь? Вот так!
Как плывёшь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
4 этап занятия | Конструирующий этап Систематизированный |
Цель | Обеспечение осознанности усвоения новых знаний, способов действий и их применения. Самоконтроль и коррекция знаний и способов действий |
Как сидишь? Вот так!
- А сейчас поработаем в группах. Попробуем использовать определения в предложениях и определять какой частью речи они являются. Выберите руководителя группы. Помните о правилах работы в группах.
Учитель. Перед вами на столах задания. Прочтите их внимательно и приступайте к выполнению. Если справитесь, поднимите вместе вверх руки.
Задание 1 группы
Вставьте в предложения определения и узнайте кто это? Определите, какими частями речи являются определения.
В ……… классе учится мальчик …………………… . Глаза ………………….., волос ……………………... . Он ……………………, …………………………. . Ответственно относится к учёбе. ………………………. со старшими. Всегда ……………………….. . Занимается ………………………. кружке по волейболу. Это ………………………. .
Слова для справок: нашем, среднего роста, голубые, русый, вежливый, воспитанный, уважительный, опрятный, в спортивном.
(В нашем классе учится мальчик среднего роста. Глаза голубые, волос русый. Он вежливый, воспитанный. Ответственно относится к учёбе. Уважительный со старшими. Всегда опрятный. Занимается в спортивном кружке по волейболу. Это Никита Манин).
Задание 2 группы
Составьте предложения. Найдите определения, какими частями речи являются определения.
- Ребята, лесу гуляли, по осеннему.
- Вдруг, под высоким, увидели, они, дубом, ежа.
- Он, копошился, листве, в пышной.
- Ёжик, себе, для зимнего, постель, сна, готовит.
Ребята гуляли по осеннему лесу. Вдруг они под высоким дубом увидели ежа. Он копошился в пышной листве. Ёжик готовит себе постель для зимнего сна.
Задание 3 группы
Составьте предложения про нашу школу, используя определения. Определите, какими частями речи они являются.
(Мы учимся в первой школе. Наша школа большая, светлая. В ней уютные просторные классы. Учителя проводят интересные уроки. Все стараются быть -доброжелательными).
Задания 4 группы
Составьте синквейн на тему: осень. В предложении используйте определение.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – предложение, несущее определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Задания 5 группы
Найдите в стихотворении определения. Какой частью речи они являются. Поставьте над каждым словом ударение.
Приветливые птичьи голоса.
В лучах зари берёзки - белоснежки.
И с папоротника крупная роса
Спускается в тарелку сыроежки.
(После выступления всех групп, делается вывод).
- Сделаем вывод: какими частями речи могут выступать определения? (Прилагательным, существительным, местоимением, числительным).
5 этап занятия | Итоговый этап Аналитический |
Цель | Анализ качества и уровня усвоения обучающимися теоретических и практических знаний и умений, анализ и оценка достижения цели занятия |
Наш сундучок пополнился новыми знаниями удивительного русского языка. О чём мы узнали? (Об определении).
- Что вы узнали об определении? (На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?)
6 этап занятия | Рефлексивный Аналитический |
Цель | Самооценка обучающимися собственной деятельности, Оценка сотрудничества, результата деятельности |
- Перед вами осеннее дерево.
Если секрет вами усвоен и было легко применять его в заданиях, прикрепите листок на ветку дерева.
Если вы не до конца поняли, о чём идёт речь, вы испытывали затруднения в работе над заданиями, прикрепите лист под деревом.
- Посмотрите, какое нарядное у нас дерево. И хоть пора золотой осени уже проходит, хочется ещё немного задержать её. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие кружка внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по теме "Дал слово- держи его"
Данное занятие учить детей держать данное слово и обещание.Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специа...
Учебное занятие по теме "Определение и понятие. Синонимы и антонимы".
Занятие построено с учетом ФГОС....
Учебное занятие в рамках внеурочной деятельности по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Тема занятия "Знакомство с кукольным спектаклем "Как Зайчик научился говорить "Нет!"...
Внеурочное учебное занятие на тему «Кристаллические премудрости природы» проведённое в 1 классе.
Занятие, в ходе которого учащиеся получат начальные сведения о кристаллах и узнают способ их выращивания....
Проектирование и разработка учебного занятия в системе внеурочной деятельности
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе внеурочной деятельности существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, вклю...
Проектирование и разработка учебного занятия в системе внеурочной деятельности
методическая разработка...
Мастер - класс. Особенности формирования смыслового чтения на учебных занятиях ОРКСЭ. Мнемонические приемы запоминания информации при работе с определениями и понятиями.
Традиционные методические приёмы создают условия для учащегося овладеть метапредметными результатами освоения образовательной программы. Такими приёмами как этимологическое знакомство со словарн...