Учебное занятие кружка внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по теме "Дал слово- держи его"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Затульная Зоя Ивановна

Данное занятие учить детей держать данное слово и обещание.Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dal_slovo-_derzhi.docx30.69 КБ
Office presentation icon dal_slovo_-_derzhi_ego.ppt925.5 КБ
Файл samoanaliz.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие кружка   внеурочной  деятельности «Этика – азбука добра»  

Учитель: Затульная Зоя Ивановна

Тема учебного занятия:   Дал слово - держи его.

Методическая цель: формировать убеждение, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.

Цели учебного  занятия:

1. Образовательные:

- обеспечить в ходе занятия закрепление ранее изученного материала

 - продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;

2. Развивающие:

- работать над развитием речи, мышления;

3. Воспитательные:

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;

- формировать представление о честности,  смелости, верности слову и обещанию;

Планируемые УУД:

  • познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;
  • коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения  и следовать им;
  • регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности;
  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил, важности исполнения роли «хорошего человека»; развивать умение объяснять самому себе «что нужно обещание выполнять».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультфильм «Честное слово», карточки с заданиями для работы в группах, карточки с пословицами, «Сердечко честности», карандаши, солнышки, плакат, клей.

Оформление доски: плакат для солнышек, девиз: «Добро желаешь – добро и делай».

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивационный этап (2 минуты)

Дети встают в круг. Упражнение «Передай свою улыбку».

Когда встречаем мы рассвет, то говорим…..

С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой….

При встрече через много лет вы крикните друзьям….

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго….

И вы запомните совет: дарите всем друзьям…

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы ….

А теперь передайте своими улыбки друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца занятия. И девиз нашей встречи        

                                  Добро желаешь – добро и делай.

Дети хором произносят ПРИВЕТ

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)

Сегодняшнее занятие мы начнем с истории, которая произошла с ребятами. Внимательно  посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»

                                  « Честное слово»

А дело было так. Ребята решили всей компанией пойти на представление в цирк. Собрали деньги на билеты и стали соображать, кому поручить их купить.

- Давайте мне, - заявил Петухов, - я там все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.

- А не подведёшь?- усомнилась Наташа. Она почему-то на Васю не очень надеялась.

- Что ты! Честное слово! – поднял Петухов руку.

Утром ребята начистились, нарядились и ровно в половине двенадцатого собрались около цирка. Васи ещё не было. Все понимали, что достать билеты в выходной день нелегко.

- Наверное, в очереди стоит,- посочувствовала Лена.

Прошло 5…10…минут. Вася не появлялся. Мимо проходили оживлённые, взволнованные  мальчики и девочки. Они вынимали билеты из карманов и скрывались в дверях цирка.

У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов?

До начала представления оставалось 5 минут.

- А может быть, возьмём билеты сами? – робко предложила Лена. Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хватит и на 2 билета. Ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое.

Стрелка на больших часах у входа подошла к 12 часам. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвенел 3 звонок. Раздалась весёлая музыка. Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса.

Как обидно стоять и мёрзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слёзы. В этот момент показался деловитый и озабоченный Петухов.

- Ну, как? Все собрались? Сейчас мы всё организуем!

Но над кассой уже висело объявление: «На сегодня все билеты проданы».

Ведущий. Как, по вашему мнению, реагировали ребята на этот поступок Васи?

Какие чувства испытывали ребята в этой ситуации?

Что можно посоветовать Васе?

Что значит быть верным своему слову?

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой.

Инсценировка «Честное слово»

Ответы детей.

Дети пытаются ответить на вопрос.

Тема – Дал слово- держи его.

Цель- научиться держать слово, если пообещал.

Личностные УУД: 

Иметь представление о честности, о выполнении обещания

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Этап открытий новых знаний.

( 20 мин)

1.  Постановка проблемы

2. Выдвижение гипотезы

4. Работа с эталоном.

( 5- 7 мин)

Ребята, давайте с вами посмотрим фрагмент мультфильма по  рассказу Л. Пантелеева «Честное слово».

- Вам понравился герой этого рассказа?

- Ребята, как вы считаете, нужно ли держать обещанное  слово?

  • Трудно ли было мальчику оставаться верным долгу до конца?

-   С чем ты согласен в поведении малыша, а с чем нет?

Как бы ты поступил сам?

  • Как вы понимаете, что такое обещание?
  • Правильно, данное обещание надо выполнять: обещал - сделал.

 -  А прав ли мальчик, что дал честное   слово незнакомым мальчикам?

У: - Вначале  хорошо подумай,

      Потом, давай честное слово.

Обязательность - верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

Работа в группах:

  •  Выберите из предложенного списка слова, которые характеризуют мальчиков
  • 1 группа – первый случай мальчика Васю
  • 2 группа – мальчика из рассказа «честное слово»

Сравните эти две характеристики. Каким бы ты хотел стать? Почему? Объясни.

Давайте попробуем составить правила о том, как держать свое слово и обещание:

  • Не обещай не подумав.
  • Если не смог сдержать слово, то честно признайся.
  • Если трудно сдерживать слово, то начни с небольшого обещания, но обязательно доведи его до конца.
  • Не перекладывай свои обязанности, свои дела, свою вину на другого.

Физминутка

Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко,  рассказывает о своем  выполненном обещании, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.

А теперь давайте вместе  с Маленьким Принцем посетим пятую планету и познакомиться с фонарщиком (А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц», глава 14), который честно и четко выполняет «уговор»: вовремя зажигает и гасит фонарь.

Работа в парах

Продолжи пословицы.

1. Слово давать, так слово держать.

2.  Не давши слово – крепись, а давши – держись.

3.  Уговор дороже  денег.

4.  Будь своему слову  хозяин.

5.  Слово держать – не по ветру бежать.

 6.Нет большего позора, как не выполнить уговора

7. «Помогу, помогу», – пришло: «Не могу

8. Коли взялся за гуж – не говори, что не дюж.

9. Не корми завтраками, а сделай сегодня.

10. На ошибках учатся.

11. Помогай не словом, а делом.

12. Уговор дороже денег.

Индивидуальная работа

  1. Вычеркни лишние предложения:

Обещал – делай!

Дал слово – сдержи его.

Дал слово – можно забыть о нем.

Объясните, почему вы выбрали это предложение.

 (Честный, пустозвон, безответственный, ответственный, нечестный, халатный, лживый, правдивый, обманщик, достойный человек, не умеет держать своё слово, умеет держать своё слово )

1гр. Пустозвон, безответственный, нечестный, лживый, обманщик, не умеет держать своё слово

2 гр. Смелый, честный, ответственный, умеет держать слово

Ответы детей: Если раз солгал, не сдержал слово, то в другой раз тебе не поверят. Тебя не будут уважать. С тобой никто не захочет дружить…

Не нужно обещать, не обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь другому.

Верность слову, обещаниям невозможно без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом

Собирают пословицы

Вычеркивают лишнее предложение

Дал слово – можно забыть о нем.

Личностные УУД: Иметь представление о честности, о верности к слову и обещанию Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль

5. Итог

Рефлексия

( 10 мин)

Я хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно прислушайтесь к моему совету.

Если клялся народу солдат, что в бою не отступит назад,-

Твёрдо знают российские люди: - Будет насмерть стоять он. Будет!

Если мастер уральский сказал, что досрочно он сварит металл,-

Твёрдо знают российские люди: - Будет плавка до срока. Будет!

Если слово колхозник даёт, что двойной урожай соберёт,-

Твёрдо знают российские люди: - Будет хлеб в закромах. Будет!

Так держи своё честное слово, так же честно и так же сурово,

Как на пашне твой брат, на заводе отец.

Как сдержал своё слово на фронте боец.

Чтобы знали российские люди: - Как сказал ученик, - так и будет.

Если нынче отличником быть обещал, пусть на завтра пятёрка украсит журнал,

Если нынче дал слово расти закалённым, завтра выйди на яркий ковёр стадиона.

Чтобы рядом стояли слова и дела, чтоб Отчизна тобою гордиться могла!

- Какие слова вам показались самыми главными?

- О чем мы сегодня говорили?

(Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.)

Рисунок «Солнышко»
Ребята, а теперь нарисуйте солнышко, но без лучиков и повесьте свой рисунок на стенд. А теперь вспомните цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия и если вы считаете, что вы достигли результата, то нарисуйте  к своему солнышку один лучик. Это будет значить, что данное слово в начале урока вы сдержали. Вот теперь, когда вы будете, давать слово или  обещание всегда будете вспоминать  о своем солнышке и стараться держать слово, поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце четверти, мы  по солнечным лучикам  посчитаем, сколько раз ваше  солнышко помогло быть честными.

Читают подготовленные ученики.

Рисуют «Солнышко»

Познавательные УУД:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД:

Самоконтроль и коррекция.

Личностные УУД: Иметь представление о честности, о верности к слову и обещанию Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.

Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дал слово – держи его.

Слайд 2

«Честное слово»

Слайд 3

Вначале хорошо подумай, Потом, давай честное слово. Обязательность - верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

Слайд 4

Работа в группах Честный, пустозвон, безответственный, ответственный, нечестный, халатный, лживый, правдивый, обманщик, достойный человек, не умеет держать своё слово, умеет держать своё слово

Слайд 5

1 группа Пустозвон, безответственный, нечестный, лживый, обманщик, не умеет держать своё слово 2 группа Смелый, честный, ответственный, умеет держать слово достойный человек

Слайд 6

Правила, о том как держать слово Не обещай не подумав. Если не смог сдержать слово, то честно признайся. Если трудно сдерживать слово, то начни с небольшого обещания, но обязательно доведи его до конца. Не перекладывай свои обязанности, свои дела, свою вину на другого.

Слайд 7

«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери

Слайд 8

Работа в парах Продолжи пословицы. Слово давать, Не давши слово – крепись, Уговор дороже Будь своему слову Слово держать – так слово держать. а давши – держись . денег. хозяин. не по ветру бежать .

Слайд 9

Работа в парах Нет большего позора, «Помогу, помогу», – пришло: Коли взялся за гуж – Не корми завтраками, На ошибках Помогай не словом, как не выполнить уговора «Не могу». не говори, что не дюж. а сделай сегодня. учатся. а делом.

Слайд 10

Вычеркни лишнее предложение Обещал – делай! Дал слово – сдержи его. Дал слово – можно забыть о нем.

Слайд 11

«Солнышко»

Слайд 12

Молодцы!!!



Предварительный просмотр:

Самоанализ учебного   занятия кружка внеурочной деятельности

 «Этика: азбука добра»

Тема учебного занятия:   Дал слово - держи его.

Форма проведения:         беседа.

Методическая цель: формировать убеждение, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.

Цели учебного  занятия:

1. Образовательные:

- обеспечить в ходе занятия закрепление ранее изученного материала

 - продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;

2. Развивающие:

- работать над развитием речи, мышления;

3. Воспитательные:

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;

- формировать представление о честности,  смелости, верности слову и обещанию;

Планируемые УУД:

  • познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;
  • коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения  и следовать им;
  • регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности;
  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил, важности исполнения роли «хорошего человека»; развивать умение объяснять самому себе «что нужно обещание выполнять».

    Свое занятие мы построили в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание были включены  элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, был  тщательно  продуман каждый этап урока, составлялись задания, подбирались вопросы, использовались  различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах занятия ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Выбранные мною методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были  использованы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; просмотр фильма; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.

Формы организации деятельности на учебном занятии: фронтальная, групповая и парная. Активность учащихся на разных этапах урока была высокой.  

Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на занятии.

Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на занятии  использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность занятия была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Анновская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза А.Н. Гайдаша

Корочанского района  Белгородской области»

КОНСПЕКТ

учебного занятия

кружка «Этика: азбука добра»

«Дал слово – держи его»

2 КЛАСС

                                                                     

                                                       Учитель  начальных классов

                                                Затульная Зоя Ивановна

Анновка 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Внеурочка. Календарно-тематическое планирование кружка "Этика:азбука добра"

С поступлением детей в школу появляется необходимость воспитания поведения в обществе.Основная цель курса - формирование у детейнравственных ориентиров при построениидеятельностного общения и взаимоот...

Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

конспект занятия по кружку "Этика.Азбука добра"

конспект занятия  по кружку "Этика.Азбука добра" для учеников 3 классов...

конспект занятия по кружку "Этика.Азбука добра"

конспект занятия  по кружку "Этика.Азбука добра" для учеников 3 классов...

Открытое занятие кружка "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности в 1 А классе.

Открытое занятие кружка «Этика: азбука добра» по внеурочной деятельности по   теме: «Улыбка ангела»  в 1 А классе    ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска...

Программа внеурочной деятельности кружка «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности

Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой,  В.И.Петровой в с...