Внеурочное учебное занятие на тему «Кристаллические премудрости природы» проведённое в 1 классе.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Занятие, в ходе которого учащиеся получат начальные сведения о кристаллах и узнают способ их выращивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kristallicheskie_premudrosti_prirody.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №289
с углубленным изучением предмета «физическая культура»
Красносельского района Санкт-Петербурга
Внеурочное учебное занятие
на тему
«Кристаллические премудрости природы»
проведённое в 1 классе
в рамках конкурса-фестиваля
«Открытый урок»
в номинации
«Лучшее внеурочное учебное занятие»
учитель начальной школы:
Задорина Ангелина Александровна
Технологии: технология сотрудничества (работа в парах), эксперимент.
Санкт-Петербург
2015
Введение
Кем бы ни стал сегодняшний ученик в будущем — военным, журналистом, переводчиком, водителем — в повседневной жизни он будет иметь дело с различными материалами. Возможно, он станет свидетелем или непосредственным участником новых достижений в различных отраслях человеческой деятельности, которые будут связаны с появлением новых веществ или использованием уже известных.
Как создаются эти вещества, какими свойствами обладают, какие процессы лежат в основе их получения, почему получают так, а не иначе?... На все эти вопросы отвечает химия.
Предлагаемое внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начальной школы, которые в ходе его проведения будут не только пассивными слушателями, но и активными участниками. Проводят это мероприятие два учителя: учитель начальных классов и учитель химии. В качестве помощников — учащиеся 9 классов.
В ходе работы над данным мероприятием мы постарались учесть следующие аспекты:
- психологические особенности учащихся начальной школы;
- уделить внимание не столько теоретическим вопросам, сколько прикладному характеру химии, используя современные мультимедийные материалы;
- возможность проведения учащимися начальной школы химического эксперимента.
Программное содержание:
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к неживой природе;
- Закрепить знания учащихся о разнообразии мира камней и минералов;
- Систематизировать представления учащихся о соли и ее свойствах;
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения;
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники; безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- Развивать мелкую моторику рук, способность развитию умения обследовать вещества;
- Познакомить учащихся с понятием «кристалл»;
- Изучить условия образования кристаллов;
- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам) .
Тема: Кристаллические премудрости природы.
Цели:
- познакомить с разнообразием и красотой кристаллов разных веществ;
- научить описывать свойства вещества — поваренной соли;
- ознакомить со способом выращивания кристаллов из поваренной соли.
Задачи:
1. личностные:
- формировать мотивацию учебной деятельности;
- воспитывать чувство гордости за достижения российской науки;
2. метапредметные:
- познавательные:
- прививать любовь к научным исследованиям;
- развивать интерес к наукам об окружающем мире;
- регулятивные:
- формировать умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом;
3. коммуникативные:
- формировать культуру общения, умения работать в парах;
3. предметные:
- освоение доступных способов изучения природы;
Планируемые результаты:
- научатся характеризовать данное вещество по внешним свойствам;
- получат начальные сведения о кристаллах;
- смогут узнавать изученные кристаллы на иллюстрациях и в натуральном виде;
- узнают способ выращивания кристаллов.
Материал и оборудование:
- Кабинет оснащен компьютером и мультимедийной техникой;
- Плакат «Снежная королева», набор коллекции «Снежинки»;
- Для работы учащихся в парах:
- набор камней и минералов.
- поднос с набором для изучения свойств кристаллов соли (тарелочка с солью, лупа, ложечки, мешочки с солью, пипетка, стаканчик с водой, пластиковая палочка).
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята и гости нашего занятия, которое проходит в рамках конкурса-фестиваля: «Открытый урок». Вести наше мероприятие сегодня будем мы: Задорина Ангелина Александровна (учитель начальных классов) и Соломатина Олеся Юрьевна (учитель химии).
II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.
Учитель начальных классов:
- Тема нашего занятия «Кристаллические премудрости природы». Кристаллические — от слова «кристалл». Прислушайтесь, какое красивое, звучное слово!
- Ребята, а Вы слышали это слово? (Ответы детей)
- Прекрасно! А кто из Вас видел кристаллы? Какие они? Поделитесь с нами своими впечатлениями.
- Затрудняетесь?
- А хотите узнать ответы на эти вопросы? (Ответ детей)
III. Организация познавательной деятельности.
- Тогда давайте отправимся в увлекательное путешествие в «Мир кристаллов».
- К нам присоединиться необычная спутница (на доске в окружении снежинок расположена Снежная королева). Узнали ее? (Ответ детей)
- А из какого мультфильма она прибыла к нам? (Ответ детей)
- Просмотр фрагмента мультфильма.
- Сейчас Вы увидите фрагмент из этого мультфильма. Посмотрите его внимательно, чтобы правильно ответить на мои вопросы.
(Идет просмотр фрагмента мультфильма)
- Ребята, как Вы думаете:
1. С чем играл Кай в замке Снежной королевы? (Ответ детей)
2. Что выпало из глаза Кая? (Ответ детей)
3. Из чего состоял замок Снежной королевы? (Ответ детей)
(Ответы детей: осколки, льдинки, кусочки...)
- Все верно, а я дополню: «Ответ на все эти вопросы — кристаллы льда! Так в науке называют все то, что Вы перечислили.
2. Музыкальная презентация «Виды снежинок».
- Ребята, Вы, конечно, все трогали руками эти кристаллы. Какие они? (Ответ детей: холодные, прозрачные, хрупкие, твердые...)
- Молодцы!
- Ребята, посмотрите, что окружает Снежную королеву? (Ответ детей: снежинки)
- А Вы знаете, что такое снежинки? (Ответ детей)
- Снежинки — это маленькие кристаллики льда, которые образуются в природе при низкой температуре. Поэтому и наблюдаем их, и любуемся ими мы только зимой.
- Наверное, вы рассматривали их. Расскажите, какие они? (Ответ детей)
- Все снежинки неповторимы по своей красоте, но при этом они будут схожи по одному признаку. Давайте поближе рассмотрим снежинки. (музыкальная презентация «Виды снежинок»). (Ответ детей)
- Ребята,если Вы внимательно смотрели на снежинки, то наверное успели обратить внимание, что у каждой из них по сколько лучей (по шесть лучей). (Ответ детей)
IV. Физкультминутка с музыкальным сопровождением.
- Представьте себе на минутку, что за окном падает снег. В воздухе кружатся, танцуют снежинки. А снежинки — это Вы (танцуют под песню «Снежинки» с видеосопровождением).
V. Формирование умение и навыков. Эксперимент.
- Мотивация к деятельности.
Учитель химии:
- Однако кристаллы создаются не только матушкой-природой, но и людьми. Эти люди — ученые-химики. Представим, что мы с Вами находимся не в классе, а в лаборатории. И Вы не просто ученики, а ученые. Давайте оденем с Вами шапочки ученых и проведем с Вами настоящее химическое исследование, а вот с каким веществом, Вы узнаете, если сможете отгадать мою загадку:
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
Ответ детей (соль).
- Ребята, соль - полезное ископаемое. Добываю ее под землёй в огромных пещерах, сталактидах, и из морской воды. По другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу. Производится соль в разных видах: очищенная; крупного, мелкого помола, кормовая, йодированная, морская. Человек использует белую очищенную поваренную соль, в основном в приготовлении пищи.
- Техника безопасности.
- Хочу напомнить Вам, что, так как мы с Вами не просто ученики, а ученые, и находимся не в классе, а в лаборатории, то перед тем, как начать химический эксперимент, хочу пригласить к нам одного «известного ученого», который расскажет правила безопасного обращения с любыми веществами. Ведь ничего нельзя делать без подготовки. Нужно обязательно знать: «Что делать?», понимать: «Как делать» и помнить: «Как нельзя делать».
В класс входит ученый-химик, приветствует учащихся и рассказывает правила техники безопасности в стихах (его роль исполняет ученик 9 класса; он в халате, защитных очках, перчатках; в одной руке — держит пробирку, а в другой — противопожарное полотно):
При работе с веществами
Не берите их руками
И не пробуйте на вкус.
Реактивы не арбуз.
Слезет кожа с языка
И отвалиться рука
Задавай себе вопрос
Но не суй в пробирку нос.
Будешь кашлять и чихать,
Слезы градом проливать.
Помаши рукой ты к носу
Вот ответ на все вопросы.
С веществами неизвестными
Не проводи смешивания неуместные.
Незнакомые растворы
Ты друг с другом не сливай,
Не ссыпай в одну посуду,
Не мешай, не поджигай.
3. Принятие проблемы.
- Спасибо нашему ученому. Теперь правила техники безопасности Вы знаете.
- Ребята, любое химический эксперимент начинается с того, что необходимо подробно узнать данное вещество и изучить его свойства. У нас с Вами это вещество — соль.
- Посмотрите перед Вами стоят подносы, на которых располагается все необходимое для опытов (тарелочки с солью, лупа, ложечка, мешочки с солью, пипетка, стаканчик с водой, стеклянная палочка). Значит можете приступать к работе.
- А в чем дело? Почему не приступаете к работе? (Ответ детей)
- Понятно! Вам не хватает знаний. А как мы можем получить знания? (Ответ детей: из интернета, из книг, из учебника, от учителя, из инструкции...)
- Вы правы, но так как Вы у нас еще только начинающие ученые, то я для Вас сегодня, буду «проводником» в удивительный мир химии.
- Давайте приступим:
1) Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов.
2) Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется)
Вывод: Соль сыпучая.
3) Пощупайте мешочки с солью (на ощупь кристаллики твердые, издают хруст)
Вывод: Соль твердая, хрустящая.
4) Пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась).
Вывод: Соль впитывает воду.
5) В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась).
Вывод: Соль растворяется в воде.
6) Воду попробовать на вкус (Вода стала соленой)
Вывод: Вода стала соленой.
- Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод:
Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая.
- Молодцы, много интересного вы теперь знаете о соли.
- Ребята, мы, с Вами через лупу смотрели и изучали кристаллы соли. А ведь все твердые вещества в природе состоят из кристаллов. Они очень красивы, обладают четкостью линий и симметрией. Люди всегда восхищались их цветом, блеском и формой. Украшали ими себя и жилище. Кристаллы можно дарить в качестве сувениров и подарков, природные кристаллы растут очень долго. Ученые научились выращивать их на производстве, их называют исскуственными.
- Давайте вместе с Вами вырастим «кристалл-снежинку».
4. Описание опыта «Выращиваем кристалл».
В банку наливаем горячую воду. Засыпаем в воду соль (учащиеся по очереди высыпают туда соль со своих подносов, а уже затем учитель химии досыпает нужное количество) и размешиваем, пока она не перестанет растворяться. Фильтруем для получения чистого раствора. На середину палочки привязываем нитку с нашей «снежинкой» на конце. Нитка должна доходить до середины банки. Карандаш кладем на середину банки, и нитку с нашей «снежинкой» опускаем в раствор. Осторожно ставим в место, где банку никто не будет беспокоить. «Снежинка» в течение недели обрастет кристалликами соли, и опыт будет завершен. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут наши кристаллы соли. Для этого заведём блокнот, и будем в ней делать зарисовки каждый день.
- Итак, мы можем сделать вывод: соль состоит из кристаллов. Кристаллы соли можно вырастить самим.
- Вы ребята молодцы, хорошо мне помогли в совместной работе в нашей лаборатории. Надеюсь, что и впредь вы будете интересоваться явлениями неживой природы и происхождением минералов, давайте снимем шапочки и отдохнем.
VI. Физкультминутка.
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Чайки в небе закричат,
Черепахи зашуршат.
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит.
Соли в речку брошу я -
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли нам найти?
VII. Закрепление и включение в систему знаний.
1. Учитель начальных классов:
- Ребята, мы с вами по «Окружающему миру» изучали тему «Красивые камни в нашем доме. Давайте немножко вспомним.
- Мы уже рассматривали тогда некоторые камни, различные поделки и украшения из них. А сейчас у Вас появилась еще одна возможность познакомиться с другими камнями и рассмотреть их кристаллы поближе.
(рассматривание коллекции)
2. Учитель химии:
- Каждый камень по-своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые называют одни камни минералами, а другие горными породами. Минералы считаются более дорогими камнями, из них изготавливают различные украшения, а горные породы применяются при строительстве и в промышленности (учитель химии).
Ребята, посмотрите, все они разные, непохожие друг на друга. Отличаются они цветом; бывают яркие камни, бывают нежные, переливающиеся всеми цветами радуги, бывают невзрачные булыжники.
- Где в природе можно встретить камни? (ответ детей: камни находятся в земле, в горах, по берегам рек, озер и морей).
- В организме человека также могут образовываться кристаллы. Посмотрите вот так, выглядят кристаллы, которые образуются в почках человека и причиняют большую боль обладателям «таких сокровищ» (слайд).
- А вот так выглядит витамин РР, без которого кровь будет плохо перемещаться в человеческом организме (слайд).
- Все это создает матушка-природа. Вот они кристаллические премудрости природы!
VII. Рефлексия.
Учитель начальных классов:
- Все это очень интересно, но наше путешествие в «Мир кристаллов» подходит к концу и хочется услышать, что нового вы сегодня узнали, чему научились.
- Продолжите фразу:
- я сегодня узнал...
- я научился...
- мне было...
IX. Творческое задание.
Учитель начальных классов:
Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить творческое задание: дорисовать снежинку по образцу.
X. Подведение итогов.
Учитель химии:
- Ребята, мы очень рады, что сегодня Вы получили новые знания и прекрасно справились с ролью ученых-химиков. На память об этом занятии хотим вручить Вам дипломы «Юный химик», в котором написано, какой «Камень-талисман» соответствует Вашему имени и будет защищать своего хозяина от болезней, приносить удачу, а также служить прекрасным украшением + маленький подарок: описание нашего опыта «Выращиваем кристалл».
- А вручать их Вам будет наш уже с Вами друг — ученый-химик (учитель называет ФИО ученика, тот встает и к нему подходит «ученый-химик»).
Ученик 9 класса (ученый):
- Я рад был с Вами познакомиться и хотел бы проститься с Вами такими словами:
- Химия — всех наук царица.
- Химия — всех важней.
Синтез различных компонентов
Это подвластно ей.
Может помочь в беде больному
И чудо сотворить.
Может согреть зимой холодной-
Нам без нее не жить!
СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ! ВСЕ МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.Истоминой
Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.ИстоминойНазвание УМК: «Гармония» Предмет: Математика Класс: 3Тема урока: Учимся решать задачи.Место и рол...
Открытое учебное занятие по английскому языку во 2-м классе "The ABC-Party".
Основной целью окрытого занятия является подведение итогов работы за первое полугодие на начальном этапе изучения английского языка. На занятие происходит закрепление и обобщение изученного матер...
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...
Учебное занятие "Чувство Родины" по ОРКиСЭ в 4 классе (Модуль "Основы светской этики")
Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ "Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ". Модуль "Основы светской этики". Подготовили и провели учител...
Учебное занятие по математике " «УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ» 1 класс.
Цели урока: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно производить классификацию объектов по двум существенным признакам (объедин...
Игра как один из подходов к организации современных учебных занятий в аспекте требований ФГОС НОО (мастер-класс)
Описание дидактических игр по теме «Словообразование»...
Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» на тему "Слова одинаковые, но разные"
Данное внеурочное занятие актуально тем, что направлено на развитие языковой интуиции и ориентирования обучающихся в пространстве языка и речи, развитие устойчивого познавательного интереса к русскому...