Учебное занятие по теме "Определение и понятие. Синонимы и антонимы".
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме
Занятие построено с учетом ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnolog.karta_uroka.docx | 25.69 КБ |
tema.docx | 38.87 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Технологическая карта
Тема «Синонимы и антонимы. Определение и понятие»
Учитель: Андриянова Светлана Васильевна, МОУ «СОШ № 14» г.Воркуты
Тема | Синонимы и антонимы. Определение и понятие. | |
Цель темы | Усвоить понятия «синонимы и антонимы», формировать умение подбирать и отличать близкие и противоположные по значению слова. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Синонимы. Антонимы. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Знать и правильно употреблять понятия «синоним» и «антоним». Уметь находить в тексте синонимы и антонимы. Образовывать пары антонимов, подбирать синонимы к данным словам. | Личностные: формулировать собственную точку зрения на предлагаемый материал. Регулятивные: самооценивание, формулирование целей и структуры работы на уроке. Познавательные: осмысление понятий «синонимы» и «антонимы». Коммуникативные: оценка и контроль действий партнера, сотрудничество. | |
Организация пространства. | ||
Межпредметные связи. | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение. Музыка. Английский язык. Окружающий мир. ИЗО. Физическая культура. | Фронтальная. Индивидуальная. В парах. В малых группах. | Презентация. Интерактивная доска. Рабочий лист. Наглядный материал. |
I этап. Контроль и оценка результатов деятельности. | ||
Формы контроля и оценки. | Ознакомить с жестовыми формами оценки друг друга. | |
II этап. Мотивация к деятельности. | ||
Цель – мотивировать обучающихся на усвоение темы «Синонимы. Антонимы». Ознакомление с понятием «антонимы» | Чтение притчи, автор которой неизвестен: Добро и зло с далеких пор Ведут свой древний, давний спор, Кто наяву, а не во сне Сильней и крепче на земле. О каких понятиях идет речь в стихотворении? Что вы узнали из притчи про добро и зло? О чем спорят? Восприятие зрительных и музыкального файлов слайда: кадры из фильма «Властелин колец» и песня Энии «Может быть». – Есть ли связь между этим фильмом и притчей? - На каком языке поет исполнитель? (Английский). Кто может перевести слова на русский? Эта песня о том, что «может быть, во мраке ночи, вечерняя звезда блеснёт тебе и покажет путь к свету из мрака и тьмы. Главное выбрать правильную дорогу». Как вы думаете, справились ли бы главные герои фильма Фродо и Сэм со злом, если бы не взаимопомощь и выручка? - К какой части речи относятся слова добро и зло? Почему? Если бы вы были художниками, то каким бы цветом изобразили добро и каким зло? Какие это цвета по отношению друг к другу? (Противоположные). Противоположные по своему значению слова в русском языке называются антонимами. Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Лингвистика – это наука о языке. Лексика – это совокупность всех слов русского языка.
| |
III этап. Учебно-познавательная деятельность. | ||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У). | Диагностические задания |
Цель – формировать умение формулировать задание и находить пары антонимов. | Задание № 1. (У+З) Сформулируйте задание к словам. (Подобрать пары антонимов). Все ли слова имеют пару? (Нет). Какие слова лишние? На рабочем листе записать пары антонимов. | - Сформулируйте задание к словам на слайде: ЖЕСТОКИЙ РАДОВАТЬСЯ АГРЕССИЯ ВЫСОКО ШИРОКИЙ МИРОЛЮБИЕ ГРУСТИТЬ МИЛОСЕРДНЫЙ - Уберите лишние слова. - Запишите пары антонимов самостоятельно. |
Контроль и оценка результатов деятельности. | ||
Формы контроля и оценки. | Проверка выполняется на интерактивной доске, передвигая карточки со словами к своей паре. Самооценка в виде символа выставляется на рабочем листе: ! отлично справился с работой, без помощи + справился с работой с помощью - не справился с работой ? сомневаюсь в выборе отметки | |
Цель – использовать личный словарный запас для выполнения задания | Задание № 1*. (У) Подобрать пару к словам, оставшимся без пары. Работа парная. На интерактивной доске приписываются рядом со словами антонимы. | - Подберите антонимы к словам, оставшимся без пары: ШИРОКИЙ ВЫСОКО |
Контроль и оценка результатов деятельности. | ||
Формы контроля и оценки | Жестовая и символическая форма оценки. Проверка. | |
Цель – ознакомить с понятием «синонимы» | - Что вы можете сказать о словах зло, жестокий, агрессия? добро, милосердный, миролюбие? (Близкие по значению, схожие). Преобразуем их в одну часть речи – прилагательные. Такие слова называют в русском языке синонимами. – Если бы вы были художниками, то каким бы цветом изобразили синонимы? (Цветовой спектр). | |
Цель – формулирование темы и целей урока. | - Какова тема урока? (Синонимы. Антонимы.). Поставим цели нашего урока. Поставив цели, к чему мы приступим? (К работе, деятельности). Это 2-ой этап структуры любой деятельности. Выполнив работу, к чему мы придем, чего достигнем? (Результата). И в течение всей работы необходимо что производить? (Оценку). - Цели мы поставили, давайте начнем действовать. Вспомним еще раз определения понятий «синонимы» и «антонимы». Итак, черно-белый круг – это … ? (Антонимы). Дайте определение. Близкие по тону цвета в цветовом спектре – это…? (Синонимы). | Построим структуру учебной деятельности. ( Цели я узнаю, что такое синонимы и антонимы; я научусь отличать их друг от друга и подбирать синонимы и антонимы… Деятельность Результат Оценка Антонимы – это ….. Синонимы – это …. |
Контроль и оценка результатов деятельности | ||
Формы контроля и оценки. | Жестовая форма оценки. | |
Цель – вспомнить названия и авторов литературных произведений; расширять словарный запас. | Задание № 2. (З) – Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В литературе). Фронтальный подбор антонимов и синонимов к героям литературных произведений, изображенным на слайдах. Задание № 3. (У) Работа в мини-группах. - Богаты противоположностями и пословицы с поговорками. Задание № 4. (П+У) Работа в группах сменного состава. Объединиться в группы Стороны горизонта, Времена суток, Времена года, Направления сторон. | - Вспомните названия произведений и подберите синонимы и антонимы, характерные для героев. (Рус.нар.сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - добрая-злая, красивая-страшная, молодая-старая (о сестрице и ведьме); В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» - худая, стройная -полная, толстая, трудолюбивая-ленивая; И.А.Крылов «Ворона и лисица» - хитрая, лукавая – простодушная, глупая-умная. - Подберите антонимы к выделенным словам: Ученье – свет, а не ученье - … . Мир строит, а война - … . Знай больше, говори - … . Ласточка день начинает, а соловей - … . Корень учения горек, а плод - … . - Закончите стихотворение, вставив в строчки слова-синонимы, чтобы получилась рифма: В день студеный, … , … Волк нам встретился очень голодный. Мы … . … , уморились, Но присесть, однако, не решились. |
Контроль и оценка результатов деятельности. | ||
Формы контроля и оценки | Проверка на интерактивной доске. Самооценка символическая. Выведение общей самооценки. - Довольны результатом своей работы на уроке? | |
Цель – определить для себя ценностные ориентиры. | Итог. (П) Ценностное ориентирование. - У нашей притчи есть продолжение: «Сильнее Я», - Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло. Я щедро отблагодарю, земные блага подарю, Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!» Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить, Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа. Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню, Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том». Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать. Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор. - И вам выбирать, по какой дороге идти по жизни – дороге добра или зла. Спасибо за урок! |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по теме «Синонимы и антонимы. Определение и понятие».
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» г.Воркуты Автор: Андриянова Светлана Васильевна
2013 год
Аннотация.
Учебное занятие проводится во 2 классе средней общеобразовательной школы.
Возрастные особенности детей 7 - 8 лет.
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо. Высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные в эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Физические особенности
- Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
- Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
- Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).
Интеллектуальные особенности
- Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
- Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
- Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
- Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.
Эмоциональные особенности
- Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
- Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
- Ребенок нуждается в любви и опеке.
Социальные особенности
- Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Интерактивная доска Classic Solution используется на уроке в течение 20 минут (общее время) в чередовании с работой детей на рабочих листах, работой в мини-группах и группах сменного состава, физминуткой. На доску проецируется яркая презентация с иллюстрациями и текстом, используется музыкальный файл, позволяющие использовать зрительные и слуховые анализаторы детей. Используется возможность задействовать двигательные анализаторы при перемещении карточек-антонимов и письме с помощью электронного карандаша. На занятии огромное место отводится ценностной ориентации детей младшего школьного возраста.
Цели: - организовать деятельность учащихся по усвоению понятий «синонимы», «антонимы».
- формировать умение подбирать и отличать близкие и противоположные по значению слова.
Оборудование: интерактивная доска Classic Solution, проектор, колонки, презентация, рабочие листы для учащихся.
Ход занятия: 1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня выдался довольно холодный, морозный, студёный день, но я сейчас испытываю очень тёплые чувства. И, по правде говоря, не буду лгать, идя сегодня на занятие, я немного переживала, тревожилась, волновалась, но увидев ваши добрые и умные глаза, я успокоилась!
- Мне интересно было бы узнать и ваше эмоциональное состояние. Давайте попробуем сегодня на уроке для выражения своих мыслей и чувств использовать жестовые символы. Так мы увидим мнение каждого ученика и оценим высказывания друг друга. Если вы испытываете эмоции и чувства, схожие с моими (волнение, тревожность), то покажите такой жест – согнутые пальцы в кулак и поднятый вверх большой палец. Если же совершенно противоположные, отличные от моих, то, как вы думаете, какой будет жест? (опущенный вниз большой палец). Если же у вас есть дополнения, замечания к высказываниям говорящего, просто поднимите руку.
- Итак, выразите свои эмоции. Спасибо! (В течение всего занятия дети оценивают друг друга жестами согласия - несогласия).
2. Вводная часть. – А теперь внимание на экран. (Слайд 2). Притча о добре и зле:
Добро и зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле.
- Прочитайте это стихотворение про себя. Кто готов прочитать его вслух?
- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении? (Добро и зло.) Подчеркнуть их с помощью электронного карандаша на интерактивной доске.
- Что вы о них узнали? (ведут спор, кто главнее и сильнее). Кто согласен с ответами - выразите жестом согласия. С чем ассоциируются у вас эти слова? Внимание на экран (Слайд 3 с изображением воинов зла и добра из фильма «Властелин колец», главных героев Фродо и Сэма + муз.файл песни Энии «Может быть»):
- Кадры из какого фильма вы видите на экране? («Властелин колец»). Есть ли связь этого фильма с притчей? (Да). Вы слышите музыкальный отрывок из этого фильма. Это исполнительница Эния с песней «Может быть». На каком языке поет она песню? (На английском) Кто может перевести слова на русский?
- Перевод такой: «Может быть, во мраке ночи, вечерняя звезда блеснёт тебе и покажет путь к свету из мрака и тьмы. Главное выбрать правильную дорогу». Мы видим двух главных героев, которые помогают друг другу в борьбе со злом.
- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные) Почему? (Отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предметы). - А если бы вы были художниками, то какими цветами изобразили бы «добро» и «зло»? (Черный и белый). (Слайд 4).
- Какие эти цвета по отношению друг к другу? (Совершенно противоположные).
- Противоположные по своему значению слова в русском языке называются антонимами. (Слайд 5 с определением понятия «антонимы» из словаря). (На доску – карточка АНТОНИМЫ).
- Обратите внимание на выделенное словосочетание – одной и той же части речи.
- А что значит лексическое значение»? Внимание на следующий слайд. (Слайд 6: Лингвистика – это наука о языке. Лексика – совокупность всех слов русского языка).
- Итак, что же такое антонимы? Если понятие усвоили, перейдём к заданиям. Внимание на следующий слайд. (Слайд 7 со словами:
жестокий радоваться
агрессия высоко
широкий миролюбие
грустить милосердный
- Какое задание можно придумать с этими словами? (Подобрать пары антонимы ). Это задание индивидуальное.
- Все ли слова имеют пару? (Нет. Нет пары у слов широкий и высоко. Слова с помощью анимации исчезают со слайда).
- Выполним проверку. (Слайд 8. Дети на ИД передвигают карточки, образуя пары-антонимы, оценивают друг друга жестом, исправляют ошибки, если имеются).
- Найдите среди этих слов сущ-ые и прилагательные. Докажите. (Правило о сущ. и прил.)
(Жестокий – милосердный, агрессия – миролюбие).
- А теперь вернёмся к словам, у которых не было пары. Задание № 1* - подобрать пару самостоятельно к словам высоко и широкий. Проверка. (Слайд 9 – вписать в пустые карточки, используя электр. карандаш, антонимы низко, узкий ). Какие орфограммы в этих словах?
- Сегодня мы будем оценивать себя ещё и знаковыми символами. У вас на рабочем листе есть поле «Оцени себя» с символами: ! – отлично, восхитительно выполнил работу,
+ были затруднения, но справился
- много ошибок, не справился
? затрудняюсь в оценивании
- Оцените себя за Задание № 1 на полях.
- Внимание на следующий слайд. (Слайд 10.)
ДОБРО ЗЛО
МИЛОСЕРДНЫЙ ЖЕСТОКИЙ
МИРОЛЮБИЕ АГРЕССИЯ
- Мы прекрасно справились с нахождением противоположностей. Заметили ли вы ещё какую-нибудь взаимосвязь?
(Да. Слова левой половины очень схожи друг с другом по значению, а также правой).
- Но надо бы их преобразовать в одну часть речи. (ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ. МИРОЛЮБИВЫЙ – АГРЕССИВНЫЙ. На ИД выполнить преобразование)
- Такие слова в русском языке называются синонимами. ( Слайд 11 с определением понятия из словаря.)
- Если бы вы были художниками, какими цветами изобразили бы синонимы? (цветами, схожими по тону из цветового спектра. Слайд 12).
- Итак, я надеюсь, тема нашего урока вам ясна? (Синонимы и антонимы). А нужно ли нам их знать? (Синонимы и антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной). Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам, музыкантам, актерам…)
3. Постановка целей и задач. Знакомство со структурой любой деятельности.
- Раз и нам их знать необходимо, давайте поставим ЦЕЛИ (Слайд 13) нашего занятия:
- Я УЗНАЮ …..
- Я НАУЧУСЬ ….
- Когда цели поставлены, что же дальше делать? (Начать работать, выполнять деятельность для достижения целей). Поэтому наш следующий этап – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Выполнив деятельность, к чему нужно прийти? (РЕЗУЛЬТАТ). И при этом в течении всей деятельности что необходимо выполнять, что мы с вами и делаем весь урок? (ОЦЕНКА).
На слайде последовательно появляются карточки: ЦЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТ
ОЦЕНКА
4. Закрепление первичное.
- Скажите, а если трудно самому подобрать синоним или антоним, какой помощью можно воспользоваться? (Спросить у старших, посмотреть в словаре…)
- А еще можно воспользоваться редактором Word. Внимание на слайд. (Слайд 14 с показом, как найти синонимы через редактор Word, печатая слово и щелкая правой кнопкой мыши ).
- Задание № 2. Вспомните и запишите противоположные и близкие по значению слова, сказанные мной в начале урока о погоде и моих чувствах. Задание парное. Проверка. Оценивание.
5. Физминутка.
Игра «Карлики – великаны, пол - потолок, вправо – влево, вверх – вниз». Путаница.
6. Закрепление.
- Где ярко прослеживается борьба добра со злом? (В сказках, баснях). Внимание на экран. Подбор синонимов, антонимов. Коллективная работа.
(На слайдах 15, 16, 17 иллюстрации с изображением Аленушки и ведьмы из рус.нар.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - молодая – старая, красивая – страшная, светлая – тёмная; Ленивицы и Рукодельницы из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» - ленивая – трудолюбивая, худенькая – полненькая; Лисы и Вороны из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» - хитрая, лукавая, плутоватая – простая, простодушная; умная – глупая).
- А еще богаты синонимами и антонимами пословицы и поговорки. (Слайд 18). Задание № 3 – вставить в пословицы пропущенные слова, противоположные по смыслу. Задание групповое. Дети работают четверками. Оценивание.
- Ученье – свет, а не ученье - …….. .
- Мир строит, а война - …….. .
- Знай больше, говори - …….. .
- Ласточка день начинает, а соловей - ……. .
- Корень учения горек, а плод - ……. .
- Задание № 4 (группы сменного состава) – закончить стихотворение, вставив в строчки слова-синонимы, чтобы получилась рифма. (Объединиться по группам: стороны горизонта (Запад – Восток), время суток (День – Ночь), время года (Зима – Лето), направления сторон (Вправо – Влево) . Названия групп и незаконченные стихи прописаны на раздаточных рабочих листах). Оценивание.
-В день …, … , …
Волк нам встретился очень голодный. (студеный, морозный, холодный) День - Ночь
- Мы … , … , … ,
Но присесть, однако, не решились. (устали, уморились, утомились)
- …. , …. , … был путь,
Только про трудности эти забудь. (трудным, тернистым, тяжелым) Пол - Потолок
- … , … , …
Подходят ли нашему саду? (решетки, ограды, заборы)
- Все … , да … ,
Но грибов не находили. (ходили, бродили)
- В тот … , … и … денек Зима - Лето
Уж очень устал мой любимый конек. ( горячий, знойный, жаркий)
- В болоте … , …
И нет в нем твердой тропки. (вязко, топко) Запад - Восток
- … , … , …
Был котенок и очень красивым. ( веселым, игривым, шаловливым)
- Выставление итоговой отметки в правом верхнем углу рабочего листа.
7. Итог урока. Возвращение к притче. (Слайд 19).
- Найдите в стихотворении еще синонимы и антонимы. (Древний, давний, далекий. Сильней, крепче. Наяву – во сне).
- У этого стих-я есть продолжение. На самом деле это притча – мудрость жизни.
(Слайд 20). Прочитайте:
«Сильнее Я», - Сказало Зло,- кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю, земные блага подарю,
Машины, деньги, мощь и власть. Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть, но только я могу любить,
Хоть за душою ни гроша, для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю, зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом и много счастья в доме том».
Не знаю, что еще сказать… Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далеких пор не оставляют этот спор.
- Желаю и вам найти свою дорогу в жизни. Главное, выберите правильный путь. Спасибо за урок! Хочу вам поставить отличную отметку за урок. (Слайд 21 – смайлик с жестом «отлично!»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Синонимы и антонимы".
Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....
Практический материал для знакомства с понятиями:синонимы,омонимы, антонимы
В занимательной форме учащиеся лучше воспринимают материал. Данный материал можно использовать на уроке при работе со словом....
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Формирование понятий синонимы-антонимы
Наборы упражнений с разными частями речи, которые формируют навык определения синонимов и антонимов....
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...
Изучение антонимов, синонимов и антонимов в начальной школе
Презентация к уроку на тему "Антонимы, синонимы". Материал презентации можно использовать как на уроке изучения нового материала, так и на этапе закрепления....
Внеурочное занятие по русскому языку "Синонимы и антонимы" (2 класс)
Методические материалы...