Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе. Тема: Письмо заглавной и строчной букв Ц (ц).
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 34.25 КБ |
prezentatsiya_po_russkomu_yazyku_1_klass.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Новозаволжский»
Урок по русскому языку в 1 классе по теме:
«Письмо заглавной и строчной букв Ц (ц)»
(УМК «Школа 21 века»)
Подготовила:
учитель начальных классов
I категории (стаж 23 года)
Недилько Ольга Владимировна
2019 год
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема: Письмо заглавной и строчной букв Ц (ц).
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Письмо заглавной и строчной букв Ц (ц)».
Задачи:
Образовательные:
- научить писать заглавную и строчную букву Ц, ц; сформировать навык орфографической зоркости; сопоставлять элементы букв; способствовать формированию умения списывать с печатного и письменного текста;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, речи, памяти; способствовать закреплению навыка правильного письма, развитию речи, образного мышления, фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора, научить работать самостоятельно;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование ответственности, любознательности, аккуратности, работоспособность; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету, создать условия для развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают различия печатного и письменного варианта написания буквы Ц; умеют проводить поэлементный анализ и письмо заглавной и строчной буквы Ц, ц; чтение слогов, слов, предложений с этой буквой; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Ц, ц.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ц]; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; классификация звуков по заданному основанию.
Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять свою работу с образцом; вносить коррективы в действия.
Коммуникативные: умеют обосновывать высказанное суждение; задавать уточняющие вопросы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательская деятельность, метод контроля и самоконтроля.
В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:
- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)
- информационно-коммуникационные технологии
-технология развития критического мышления (Кластер)
-технология уровневой дифференциации
- технология проблемного обучения
Дидактическое обоснование:
Пропись №3 1 класс М. И. Кузнецова
«Русский язык. Обучение грамоте» 1 класс, Л.Е.Журова, УМК «Начальная школа 21 века».
Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета, запись слов, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
I.Этап мотивации к учебной деятельности | Уч-ся: Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Учитель: Работаем старательно И слушаем внимательно. Вижу класс наш хоть куда. Мы начнём урок письма. - Посмотрите в окно, сегодня на улице ярко светит солнышко, давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи! | Проверяют готовность к уроку | К: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение слушать и понимать речь других устанавливать отношение ученик- учитель. | |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка проблемы. | -А сейчас мы поиграем в игру «Буква потерялась». Прочитайте слова на карточках. ПОТЕРЯЛАСЬ БУКВА, НАЙДИТЕ ЕЁ ЗАЯ… ОГУРЕ... …АПЛЯ (Дети называют слово, я переворачиваю карточку, с обратной стороны слово и картинка) -Какая буква записана в этих словах? – Что вы узнали о букве Ц на уроке обучения грамоте? (Буква Ц обозначает твёрдый непарный звук, поэтому буквы Е, И не оказывают на букву Ц никакого влияния, буква Ц всегда читается твёрдо.) 1) Составим кластер на доске. (звук согласный, непарный твёрдый, непарный глухой) 2) Составим схему слова цапля (работа в парах) -Какой буквой обозначается звук ц? -Ребята, а кто из вас выйдет к доске и запишет эту букву в словах? -Почему возникло затруднение? -Как быть? | Отвечают на вопросы учителя. -В словах есть согласный звук, который мы изучали. Вспоминают характеристику звука [ц]. Определяют кол-во звуков и букв в слове. Ставят ударение. Проблема | Обобщать, сравнивать, выделять главное. | |
III.Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения. | -Какова же тема нашего урока сегодня? (Письмо заглавной и строчной букв Ц (ц). Какие задачи будем решать во время урока? – Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную и строчную букву Ц,ц. Научимся писать слова и предложения с этой буквой. На уроке мы будем внимательными и старательными. - Где это нам пригодиться? -А сейчас составим план нашей работы. | Определяют тему урока, выдвигают задачи. План 1. Исследуем букву 2. Письмо буквы. 3. Письмо слогов и слов. 4. Письмо предложений. 5. Проверяю и оцениваю. | Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; | |
IV.Открытие нового знания (заглавная буква Ц). Реализация построенного проекта выхода из затруднения. Пальчиковая гимнастика | 1. Работа в тетрадях. Правила посадки. Знакомство с буквой Ц. Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за буква и как она записывается. 1) Рассмотрите образец заглавной письменной буквы Ц. 2) Сравните печатные и письменные буквы Ц. Чем они похожи, чем отличаются? (парная работа) 3) Из скольких элементов состоит буква? 4) Соберите букву из элементов. (парная работа) Учитель рассказывает о направлении движения руки при написании буквы Ц. (Буква Ц состоит из трех элементов. Заглавную букву Ц начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.) - А теперь учимся в тетради, но сначала проверьте свою посадку и положение прописи на парте (работа в прописи, индивидуальная помощь ученикам) - Письмо «в воздухе»: -А теперь запишите букву в тетради под счёт. - Подчеркните ту букву, которая вам особенно понравилась, которая больше всего похожа на образец. -У кого возникли затруднения? -Как их исправить? Молодцы. Утро настало, солнышко встало. (Тянутся руками к «солнышку».) Привет,Большак! Привет, Ладошка! (Гладят ладошку.) И потянулись! (И ещё раз тянутся.) - Попробуйте придумать слова, которые пишутся с заглавной буквы Ц. -У нас в тетради есть такое слово. -Прочитайте это слово. Цветаева -Почему слово пишется с заглавной буквы? - Это фамилия поэта Марины Цветаевой. Она писала стихи. С её стихами вы познакомитесь в старших классах. -Марина Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках. - Прочитайте предложение. Цапля стоит словно статуя - О ком говорится в предложении? - Цапля - это кто? -Что цапля делает? -Какое слово вам непонятно? -Кто сможет объяснить значение этого слова? (Статуя - скульптурное изображение человека или животного во весь рост. Неподвижно стоящий человек. Дифференцированная работа 1) – Запишите по образцу фамилию автора этих замечательных стихов. 2) - Прочитайте предложение. Запишите. (Самооценка деятельности на уроке). | Я тетрадочку открою и как надо положу. Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. Составляют план работы над буквой Ц. 1. Рассмотреть буквы. 2. Сравнить буквы (печатная, прописная) 3. Определить элементы букв. 4. Сконструировать буквы. 5. Научиться писать под счёт. (Буква Ц состоит из трех элементов.) ИКТ. Слайд (Самооценка собственной деятельности на уроке). Подчёркивают букву. Знакомятся с биографией М.И.Цветаевой. Имена собственные пишутся с большой буквы. 1) Слово Цветаева (слабые уч-ся) 2) Цапля стоит словно статуя. (Сильные уч-ся) Оценивают работу с помощью сигнальных карточек. | Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия; учитывать выделенные учителем ориентиры деятельности; осуществлять итоговый и пошаговый Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе | |
Физминутка | На моей руке пять | Слайд | ||
V. Открытие нового знания (строчная буква ц). | – Рассмотрите образец строчной буквы ц. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? – Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы ц. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.) – Перечислите элементы письменной строчной буквы ц. В состав каких букв входят эти элементы? (чем похожи и чем отличаются) С. 47 Письмо слов по образцу. – Обратите внимание на то, как пишутся слова «цирк» и «цифры». А теперь произнесите их и послушайте. Что заметили? | (прописать элементы и саму букву ц). (Расстояние между буквами, ширину и высоту букв). (Работа в парах) (цвет, лица, цирк, цифры ) Слышим звук ы , а написана буква и в этих словах | Познавательные: общеучебные – усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному основанию (твердые и мягкие согласные звуки, гласные – согласные и т. д.); моделирование звукового состава слова. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий; анализировать собственную работу; вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге; слышать, точно реагировать на реплики; формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; стремятся к активному взаимодействию с учителем и одноклассниками | |
VI. Обобщение нового знания. Проблемный вопрос. | Наблюдение над особенностями написания букв И, Ы после Ц -Если буква Ц обозначает всегда твёрдый согласный звук, то какую гласную букву нам хочется написать после неё? (Ы или И) -Но это не так. Посмотрите на слова: цыган, цирк, ножницы. - Почему в одних словах мы пишем букву Ы, а в других словах букву И? Давайте вместе попытаемся выяснить это. - Посмотрите на экран и прочитайте слова: 1) - Огурцы, молодцы, ножницы, 2) - Цирк, циркачи, цифра 3) Цыган, цыпочки, цыплёнок, цыц.
Почему в одних словах после Ц пишется Ы, в других – И. -Обратите внимание на то, как пишутся слова «цирк» и «цифры». -А теперь произнесите их и послушайте. Что заметили? -Прочитайте слова, в которых ц в начале; в середине; на конце. -Какое правило они нарушают? -А какую букву надо писать в середине и начале слова после Ц? (И) -А когда пишем Ы после Ц?
Дифференцированная работа по карточкам 1) Распределение слов по группам. 2) Запишите данное предложение письменным шрифтом. 3) Задание с буквами. Найдите лишнюю, зачеркните её. - А сейчас мы можем написать слово огурец, цапля? | Исследовательская работа Слайд 1) Буква ы пишется в конце слова 2) Буква и пишется в середине слова 3) Слова- исключения Выполняют самостоятельно (Самооценка деятельности на уроке). У доски записывают буквы в словах. | ||
VII. Итог урока. Рефлексия. | Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. Давайте подведем итог. - Какая цель была поставлена в начале урока? - Цель урока была достигнута или нет? – Что было самым трудным? Как вы думаете, почему? – Какие задания сегодня были для вас наиболее интересны? - Дополните фразы: Я узнал… Я научился … Я умею… - А кто хочет себя похвалить за урок? За что? - А цыплёнок какой довольный. Благодаря вам он узнал, как написать букву в слове цыплёнок. Он предлагает вам собрать цветок из лепестков. Сейчас вы выберите себе лепесток: если все понятно было на уроке –зелёный, было трудно, но я справился - жёлтый, мне было очень трудно и мне нужна помощь – красный. Загадаете ваше самое заветное желание, прикрепите лепестки и. если верить, оно обязательно сбудется. Спасибо за урок. Вы умнички!
| Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные Оценивать уровень владения учебным действием… «Что я не знаю, умею, трудно…» Анализировать эмоциональное состояние от полученного результата (успешного, неуспешного) Оценивают степень успешности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
16 декабря.. Классная работа. Тема: Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц».
Задачи урока: Образовательные: 1)научить писать заглавную и строчную букву Ц, ц ; сформировать навык орфографической зоркости; сопоставлять элементы букв; способствовать формированию умения списывать с печатного и письменного текста; Развивающие: 2) создать условия для развития фонематического слуха, речи, памяти; уметь доказывать своё мнение; научить работать самостоятельно; Воспитательные: 3) использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ц ы ган ц и рк ножниц ы Подумай!
Огурц ы Молодц ы Ножниц ы Ц и фра Ц и ркачи Ц и рк Подумай! Ц ы ган Ц ы почки Ц ы плёнок Ц ы ц
Ц ы ган Ц ы почки Ц ы плёнок Ц ы ц Исключение из правил
Итог урока Чем занимались на уроке? Что вызвало затруднение?
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс Тема «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»
Методическая разработка урока по ФГОС на тему "Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения" с презентацией. Данный урок является первым уроком в теме «Предложения» и первым уроком п...
Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. Тема: Учимся различать предлоги и приставки.
Цель: создать условия для освоения новых знаний по теме «Приставки и предлоги».Планируемые результаты:v Предметные: Развитие умения различать сходные приставки и предлоги; развитие умения правил...
Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"
Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."
-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг.(подснежник)Легенда гласит:"Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник......
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."
-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг....Легенда гласит:"Однажды старуха Зима......
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс. Тема " Неопределенная форма глагола"
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО УМК "Перспектива"...