рабочая программа по родному( русскому) языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
В соответствии с письмом Министерства образования и науки от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 была разработана рабочая программа по данному курсу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_rus_yaz.docx | 356.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 “О реализации прав граждан на получение образования на родном языке”, письмом Минобразования Новосибирской области от 10.09.201838925-03/25 « Об обязательном введении родного языка» о введении дополнительного часа на изучение государственного или родного языка, ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
ЦЕЛИ: овладение родным (русским) языком, как средством общения, формирования у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в устной и письменной форме.
Для реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения. Формирование вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в начальной школе. Урок родного языка позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Он расширит и систематизирует полученные знания учащимися, закрепит практические умения и навыки, позволит восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На этом уроке предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
ЗАДАЧИ: – развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
– развитие мышления и речи;
– развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
– обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям; – развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
– развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
– воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
- практические занятия с применением занимательных игр; - игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей; - орфографический и лексический анализ текстов художественной литературы; - самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; - творческие мастерские; - занятие - исследование; - занятие-путешествие; - занятие-викторина.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий;
- метод проектов;
-контроль и взаимопроверка.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2-4 классах по 1 часу в течении первого полугодия (17 учебных часов).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной (русский) язык»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной (русский) язык»
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
- осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе;
- об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
2 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык и литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Учащиеся узнают:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
Научатся:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
3 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык и литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звукобуквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами, правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
4 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной (русский) язык и литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема).
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- задавать вопросы;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Учащиеся узнают:
- основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;
- монолог и диалог как разновидность речи;
- лексическое значение слов;
- прямое и переносное значение слов;
- иностранные заимствования;
- речевой этикет: формы обращения;
- предложение: простое и сложное;
- тему, микротему, основную мысль текста;
- стили речи: разговорный, книжный, художественный;
- типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;
- композицию текста.
Научатся:
- исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространёнными речевыми и грамматическими ошибками;
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения;
- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов;
- выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учётом особенностей текста;
- редактировать простое и сложное предложение;
-исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее;
- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение красной строки, правильное заполнение строк;
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
III. Содержание тем учебного курса
Программа учебного курса «Родной (русский) язык и литература» на уровне начального общего образования предполагает изучение следующих разделов:
2 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Основные виды деятельности:
Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).
Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).
Узнавать слово по его лексическому значению.
Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.
Производить звуко-буквенный разбор слова.
Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные
слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки – на какой вопрос отвечает) и
составлять предложение с данным словом. Находить опасные места в словах.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Основные виды деятельности:
Называть признаки предложения.
Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение.
Составлять схемы предложений и предложения по схемам.
Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.
Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
Читать предложения с разной интонацией.
Называть признаки текста.
Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.
Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.
Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.
Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Основные виды деятельности:
Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям
Вести диалог с автором при чтении текста.
Ставить к словам вопросы кто? или что?
Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Классифицировать слова по вопросу.
Объединять слова в тематические группы.
Конструировать словосочетания и предложения.
Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.
3 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Основные виды деятельности:
Повторить материал изученный во 2-ом классе.
Знать опознавательные признаки изученных орфограмм и грамотно писать слова с данными орфограммами.
Иметь представление о значении слова, словах синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо-временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Основные виды деятельности:
Обучающиеся узнают:
-предложение: простое и сложное;
- тему, микротему, основную мысль текста;
- стили речи: разговорный, книжный, художественный;
- типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;
- композицию текста.
Обучающиеся научатся:
- редактировать простое и сложное предложение;
- определять стили речи с учётом особенностей текста;
- исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее;
- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение красной строки, правильное заполнение строк;
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Раздел 3. Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Основные виды деятельности:
Обогащение и усложнение словарного запаса, развитие четкой, ясной речи.
Развитие мелкой моторики.
Развитие потребности изучать предмет, увлеченности русским языком.
4 класс
Раздел 1. Речь. Техника и выразительность речи. Слово.
Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры. Фразеологизмы. Диалектизмы. Сравнение, эпитеты, олицетворение. Метафора. Пословицы и поговорки. Афоризмы.
Основные виды деятельности:
Обучающиеся узнают:
- основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность;
- монолог и диалог как разновидность речи;
- лексическое значение слов;
- прямое и переносное значение слов;
-иностранные заимствования;
- речевой этикет: формы обращения;
Обучающиеся научатся:
- исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространёнными речевыми и грамматическими ошибками;
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения;
- определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов;
- выделять в тексте стилистически окрашенные слова.
Раздел 2. Предложение и словосочетание. Текст.
Художественный стиль. Общее понятие. Рифма. Диалог и монолог. Драматические импровизации. Композиции текста. Основные элементы композиции. Работа с деформированным текстом. Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль.
Официально-деловой стиль. Тезисы. Конспект. Аннотация. Я пишу письмо. Личный дневник. Лингвистический турнир. Работа с текстом.
Основные виды деятельности:
Обучающиеся узнают:
-предложение: простое и сложное;
- тему, микротему, основную мысль текста;
- стили речи: разговорный, книжный, художественный;
- типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;
композицию текста.
Обучающиеся научатся:
- редактировать простое и сложное предложение;
- определять стили речи с учётом особенностей текста;
- исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее;
- правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение красной строки, правильное заполнение строк;
- создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку ...
Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса.Имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.3. Содержание ...
рабочая программа по родному русскому языку 2 кл 2 часа внеделю
рабочая программа...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...