Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание слов с удвоенной согласной" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Учебный  предмет:  русский язык
Класс:  2
Тема урока:  «Правописание слов с удвоенной согласной»  
Тип урока:  общеметодологической направленности.
Цели урока:  дать представление о словах с удвоенными согласными и способами их  переноса

Планируемые результаты: 

- Овладевают изучаемыми нормами русского языка;

- сравнивают, классифицируют слова ,

 - формируют  представление о многообразии норм языка;

- различают орфографические и грамматические нормы;

- закрепляют опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

Методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 2 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

 Техническое обеспечение: мультимедийная презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями, орфографические словари

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный  предмет:  русский язык
Класс:  2
Тема урока:  «Правописание слов с удвоенной согласной»  
Тип урока:  общеметодологической направленности.
Цели урока:  дать представление о словах с удвоенными согласными и способами их  переноса

Планируемые результаты: 

- Овладевают изучаемыми нормами русского языка;

- сравнивают, классифицируют слова ,

 - формируют  представление о многообразии норм языка;

- различают орфографические и грамматические нормы;

- закрепляют опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

Методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 2 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

 Техническое обеспечение: мультимедийная презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями, орфографические словари

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

                                                                                            1 этап. Мотивации.

Цель этапа: 
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

-установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Учитель читает стихотворение.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету прока.

-  Урок русского языка.

Восточная мудрость гласит:

Слайд 1.

Приобретать знания – храбрость.

Приумножать – мудрость.

А умело применять – искусство!

-Как вы понимаете это высказывание? -Почему применять знания это искусство?

- Я желаю вам быть на уроке  активными, думающими, работоспособными и дружными, а самое главное умело применять имеющиеся знания – показывать свое искусство. (табличку искусство учитель прикрепляет на доску)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Ученики высказывают свое мнение

Личностные.

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Регулятивные:

 - принятие и сохранение учебной задачи.

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:    
актуализация знаний через пробное учебное действие.

1.Проверка домашнего задания

-С каким типом текста работали?

-Докажите.

-Определим орфограммы в выделенных словах.

Оцените цветовым  кругом выполнение д.з

Какое слово встретилось в упр.,,которым можно описать состояние погоды на этой неделе?

учитель прикрепляет на доску карточку (оттепель) 

Что оно означает?

- Открываем тетради, записываем число

10 декабрября классная работа

Запишем слова искусство и оттепель в тетрадь

-Через сколько дней наступит суббота? учитель прикрепляет на доску карточку суббота)  запишем и это слово

Будут выходные пойдете гулять в парк.

-Давайте мысленно  сейчас прогуляемся. А поможет нам в этом поэт Александр Блок.

Слайд 3.

2.Формулировка темы урока

 Ясным заревом алея,

Уводила вдоль пруда

Эта узкая аллея

В сны и тени навсегда.

-Прочтите строки еще раз, куда нас пригласил А.Блок?

-Найдите в стихотворении, какие слова звучат похоже, а пишутся по-разному?

Слайд 4.

-Что означают эти слова? Как узнать?

АЛЛЕЯ- слово пришло из польского языка в 18 веке, а поляки заимствовали его французского языка. Обозначает – проход, дорога. В словаре С.И. Ожегова: дорога с рядами деревьев по обеим сторонам.

АЛЕЯ (что делая?) глагол- краснея

-Так видит аллею Василий Поленов, картина «Березовая аллея»

- Запишите слово аллея  в тетрадь. Подчеркните удвоенные буквы в словах 

-Посмотрите на слова, сформулируйте тему  урока.(Правописание слов с удвоенными согласными)

-Чему должны сегодня научиться ?

Работать будем по плану  
– Давайте вместе составим план урока  
План 

Первая задача, которую  всегда ставим на уроке .рус. яз

  1. Грамотно писать слова

Писали ,но не хватило строки

  1. Переносить слова с удвоенными согласными,.

-Что узнали про слово аллея --Куда обращались за информацией

-Как назовем это действие?
3.Исследовать слова и образовывать новые..

.Чтобы не допускать ошибок ,что надо делать

4.Проверять

Отвечают на поставленные вопросы.

Ученики производят проверку д.з

Оценивают работу «Светофор»

Производят анализ текста

Ученики устанавливают метапредметные связи.(ок.мир и математика)

Делают записи в тетради

Решают проблемно-ситуативное задание.

Производят поисковую работу,анализ стих.строк

Ученик работает по словарю С.И. Ожегова.

Пишут в тетрадях

Формулируют тему урока.

Ученики ставят учебные цели

Формулируют цели урока составляют план работы

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Коммуникативные:

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственного мнения (позиции)

Познавательные:

-использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;.

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

-учет правила в планировании и контроле способа решения.

                                                                         3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:
обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

1.Писать слова

-Что бы писать слова правильно ,чем мы пользуемся.(правилами)Какие орфограммы уже изучали?

Слова с удвоенной согласной .относятся к какой  орфограмме?

Откроем учебники на стр.120 Найдем сообщение профессора Самоварова.

Найдите и прочитайте какое слово  главное- определяет тип орфограм. (запомнить)

-Какой сделаем вывод?

Значит , это слова с непроверяемыми орф.  Иначе -словарные слова.

 А  где у нас живут слова написание которых надо запомнить?

(В орфографическом  словаре)

- Открываем  наш словарь  на стр 141.

Найдите и прочитайте слова с удвоенными согласными. запишите любые два. Подчеркните удвоенные согласные

Повторим вывод

Как надо проверять слова с удвоенной согласной?

 .Смотрела многим ученикам не хватало строки для записи слов ,о чем сейчас будем говорить?

Второй пункт плана :

2.Правила переноса с удвоенной согласной

-Выполним упр. 179 Прочитаем задание

.В этом упражнении нам нужно разделить слова с удвоенной согласной для переноса.

-Какое правило нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?

 -Сверьти работу по эталону.

Вывод Как переносить слова с удвоенной согласной ?

Чтобы не допускать ошибок,что нужно делать (проверять) Переходим к 3 пункту плана

3.Проверять

Упр.180 .Прочтите,выполните задание Произведите самооценку

Вывод:работать аккуратно ,проверять работу

(учитель вывешивает на доску слово аккуратно)

Учителль оговаривает проект выхода в случае затруднения

 

 Ответы учеников на поставленные вопросы.

Работают по учебнику, применяют правило на практике.

Ученики производят самооценку работы по эталону.

Ученики работают с орфографическими словарями на партах.

Смотрят видео сюжет из электронного приложения к учебнику.

Производят самооценку ,прием

 « +,-  «

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-умение задавать вопросы;

-использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- осуществление пошагового контроля по результату;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-различение способа и результата действия.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-поиск разнообразных способов решения задач

Физкультминутка   

 

Выполняют  танцевальные упражнения.

                        4 этап  Этап включения изученного в систему знаний.

Цель этапа:   
формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

Слова: аккуратно ,аккура́тный. Заимствованы в XVIII в. из польского языка, а восходит к латинскому accuratus — «старательный, точный» -Что сейчас будем делать?(исследовать)

4.Исследование. « Словарный сундучок » ( толкование новых слов ) Вожжи,

Терраса.-Объясните значение этих слов

Упр 181

 Запишите слова по образцу.Образуйте новые слова

 -Что заметели ?

Исследовали слова и что заметили ?

В родственных словах признаках появляется удвоенные согласные

.Гимнастика для глаз «Ночь –

день – бабочка»

Самостоятельная работа с применением  уровневой дифференциации.

1 уровень: замените  данные толкования  словами, которые имеют удвоенные согласные. Запишите их в тетрадь. Определи, в какой части слова стоит удвоенная согласная.

  а) Солёная вода для засолки овощей.

 б) Собрание картин или камней.

 в) Художественное произведение небольшого размера.

г) Шестой день недели.

2 уровень:  восстановить деформированные предложения, записать в тетрадь и обозначить изучаемую орфограмму.

Инна, рассказ, длинный, читает.

ребята, группа, собирает, листья, осенней, коллекции, для.

- Работы будут мною проверены и выставлены оценки.

Работа в малых группах  игра «собери слова»

мас

сум

груп

шос

рас

пер

хок

тен

кей

рон

па

нис

са

ма

се

сказ

 - Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

- Проверим, что у вас получилось.

-Назовите математические слова (масса, сумма)

-Назовите спортивные слова (хоккей, теннис)

- Назовите слова, связанные с дорогой (шоссе, перрон)

-Какие слова не назвали? (группа, рассказ)

(по ходу дети записывают названные слова)

 

 Учащиеся производят исследования данных слов.

Делают выводы.

Высказывают предположения.

Делают гимнастику для глаз

Работают на карточках.

Определяются с выбором задания

Дети отвечают на вопросы и заполняют карточку - помощник.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают над расширением словарного запаса.

Выполняют самостоятельную работу.

Ученики работают в малых группах. Составляют и образовывают слова с удвоенными гласными.

 

Личностные:

--формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- структурирование знания.

5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: 
самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.


1.Игра кроссворд со словарными словам

. Графический диктант «Плюс – минус».

- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс – минус». Я буду читать слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».

Слова для графического диктанта:

Анна, ананас, программа, кроссовки, голос, класс.Проверка по эталлону

 2.-Что изучали?

-Какие правила повторяли?

-Что узнали нового?

Оцени свою работу на ленте смайликов.

3.Д/з

-Учебник стр.121 №182

-выучить словарные слова

-найти в словарях слова с удвоенной согласной и составить с ними предложения.

-найти редкое слово с удвоенной согласной ,объяснить значение

Ученики разгадывают кроссворд.

Ученики отвечают на вопросы.

Производят самооценку работы на уроке на ленте смайликов.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Приемы, используемые на уроке.

Этап

Приёмы

УУД

                                                                                            1 этап.      Мотивации.

Цель этапа: 
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

  • Побуждение
  • Прием   работы с восточной мудростью. 

Личностные.

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Регулятивные:

 - принятие и сохранение учебной задачи.

2 этап.  Актуализации и пробного учебного действия.

 
Цель этапа:    актуализация знаний через пробное учебное действие. 

  • Прием метапредметных связей
  • Проблемная ситуация.
  • Прием   работы со словарём: толковый словарь С.И. Ожегова
  • Художественный метод «Работа по картине»

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Коммуникативные:

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственного мнения (позиции)

Познавательные:

-использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;.

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

-учет правила в планировании и контроле способа решения.

                                                3 этап. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:  
обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

  • Работа с орфографическим словарем
  • Видео сюжет
  • Прием самооценка

 

 

 

 

 

 

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-умение задавать вопросы;

-использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- осуществление пошагового контроля по результату;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-различение способа и результата действия.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-поиск разнообразных способов решения задач

Физкультминутка

  • Приемы работы с несловесными средствами:  мимикой, движениями, жестами.

                        4 этап   Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа:   
формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

  • Работа на карточках
  • Приём мини исследования
  • Работа в группах
  • Самостоятельная работа

 

Личностные:

--формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- структурирование знания.

5 этап. Рефлексии учебной деятельности 

Цель этапа: 
самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

  • Решение кроссворда
  • Опрос-итог
  • Незаконченные предложения
  • Лента смайликов

Домашнее задание

Учебник стр.52 №80

-выучить словарные слова

-найти в словарях слова с удвоенной согласной и составить с ними предложения.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание сочетания ЖИ-ШИ" во 2 классе для детей с ТНР

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе для детей с ТНРТип урока: урок систематизации полученных знаний.Целевая аудитория: учащиеся 2  класса...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание возвратных глаголов» (4 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме  «Правописание возвратных глаголов»  (4 класс, УМК "Школа России")....