Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание возвратных глаголов» (4 класс, УМК "Школа России").
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Григоренко Юлия Анатольевна

Методическая разработка урока русского языка по теме  «Правописание возвратных глаголов»  (4 класс, УМК "Школа России").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка по теме

«Правописание возвратных глаголов»

 (4 класс, УМК "Школа России")

Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

 - Прочитайте пословицы:

(Не) бравшись за топор, избы (не) срубишь. (Не) сиди сложа руки, так (не) будет скуки. Своя ноша (не) тянет.

- Спишите, раскрывая скобки. Какое правило нужно для этого вспомнить?

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

 Грамоте учиться — всегда пригодится.

— Назовите возвратные глаголы. (Учиться, пригодится.)

— Сравните их. Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а пригодится— без мягкого знака.)

— Как это можно объяснить? (Возвратные глаголы пишутся по-разному.Если глагол отвечает на вопрос что делать? (т.е. н.ф.) – пишется мягкий знак. Если глагол отвечает на вопрос что сделает? (т.е. 3 лицо) – мягкий знак не пишется).

— Сформулируйте тему урока. (Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.)

— Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 216 (с. 104). 

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— На какой вопрос отвечает каждый глагол?

— В какой форме глагол оканчивается на –ться, а в какой на –тся?

— Сделайте вывод. (Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ться, а в форме третьего лица – на –тся).

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе? (По вопросу и по форме: неопределенной или 3 лица).

Упр. 217 (с. 104). Коллективная работа

— Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)

— Что такое коромысло? (деревянное приспособление в виде длинной палки для ручного ношения двух вёдер).

— Назовите возвратные глаголы. (Купаться, купается, валяется). Объясните их написание. (Купаться – неопределенная форма глагола, отвечает на вопрос что делать?, пишется с мягким знаком перед – ся. Купаются – форма 3 лица, отвечает на вопрос что делают?, пишется без мягкого знака перед –ся.)

— Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.)

— Какой можно сделать вывод? (Правописание –тся и –тьсяв глаголах является орфограммой.)

— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105.

— Выполните самостоятельно письменное задание к упражнению. Выполните разбор глагола повисли по составу.

VI. Физкультминутка

— Пришло время проверить себя на внимательность, а заодно размяться.

—  Я называю глаголы. Если назвала возвратный глагол – вы топаете, не возвратный – хлопаете. Если вам сложно определить – пожимаете плечами, но пожимать плечами можно только в крайнем случае.

—  Какой показатель возвратного глагола мы знаем? (суффикс –ся или –сь).

Вскарабкаться, примчаться, уйти, выскочить, смеяться, убирал, убирался, умывался, умывал, учится.

VII. Продолжение работы по теме урока

Упр. 218 (с. 105). 

— Прочитайте глаголы в неопределённой форме. Назовите показатель неопределённой формы. (Суффикс -ть.)

Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы перед -ся пишется мягкий знак.

— Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа 

(Окончание –ешь или -ишь.)

Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак.

—  Назовите показатель глаголов 3-го лица. (Окончание –ет или -ит.)

Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак.

— Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 220 (с. 105) – резерв.

VIII. Рефлексия

Работа по карточкам

— Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

1) Слухами земля полнит..ся. 2) Упасть — не беда, беда — не подняться. 3) Друзья познают..ся в беде. 4) Лучше оступит..ся, чем оговорит..ся. 5) Как аукнет..ся, так и откликнет..ся.

- Оцените свою работу на уроке. Заполните оценочную карточку.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Когда в глаголах пишется -ться, а когда —тся!

Домашнее задание

Упр. 219 (с. 105), с. 104 выучить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.

Цели: Ознакомить учащихся:с суффиксами –ек, -ик;со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;повторить и закрепить знания о сотаве слова.Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс;рисунки для ...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака".

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака". Разработка может быть использована любым учителем начальных класов для ознакомления обучающихся с те...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова".

.Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". Данная разработка позволит любому учителю начальных классов успешно провести урок руского языка п...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание чк-чн, щн" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание чк-чн, щн" 1  класс Школа России...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание слов с удвоенной согласной" 2 класс

Учебный  предмет:  русский языкКласс:  2Тема урока:  «Правописание слов с удвоенной согласной»  Тип урока:  общеметодологической направленности...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

УМК: Школа РоссииКласс: 2Дисциплина: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Урок с использованием игровых техноло...