Конспект открытого урока "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
«Перенос слов»
Данный урок построен с применением здоровьесберегающей и личностно-ориентированной технологии, а так же элементы контороля и самоконтроля, формирующего оценивания .
Тип урока: открытие нового знания.
Организация деятельности учащихся на уроке: коллективное определение темы урока, решение поставленных проблем через выполнение заданий,
высказывают своё мнение по проблеме урока, отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность
Организуя работу на уроке, старалась учитывать индивидуальные возможности каждого ученика.
При проведении урока ставилась цель: - формировать умение переносить слова с учетом их особенностей с одной строки на другую;
Работа строилась в соответствии с требованиями ФГОС к проведению уроков со здоровьесберегающими и личностно-ориентированными технологиями:
Динамичность восприятия.
Продуктивная обработка информации.
Развитие и коррекция психических процессов, которые реализовывались через:
- разнообразные задания, обеспечивающие смену видов деятельности;
- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
- дозированную, поэтапную помощь учителя;
- включение в урок специальных упражнений на развитие высших психических процессов;
- задания с опорой на несколько анализаторов (зрительный, слуховой);
- создание условий для самооценки;
- индивидуальную, дифференцированную работу с учётом возрастных особенностей;
- проблемные задания;
- развёрнутую словесную оценку, поощрение;
- отсутствие нерабочих пауз и как следствие – улучшение дисциплины;
- приемы контроля и самоконтроля.
- элементы формирующего оценивания.
На уроке осуществлялись межпредметные связи (чтение + письмо + окружающий мир), положительный настрой на работу, осуществлялась дифференциация заданий по объёму; использовались графические знаки для формирования самооценки. На уроке были видны достижения каждого ученика для всего детского коллектива, применялись физкультминутки разной направленности воздействия (пальчиковая, общеукрепляющая). Таким образом, проведенная работа на уроке позволила достичь поставленных целей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_1_klass_perenos_slov_22.03.19g.docx | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Перенос слов
Цель урока: формировать умение переносить слова с учетом их особенностей
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);
- каллиграфически правильно писать;
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом;
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы о результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в парах и группах.
Средства (оборудование):1)учебник по русскому языку (УМК «Школа России» В.П. Канакина ; 2)карточки с текстом;3)проектор-компьютер; 4)карточки с заданиями для групповой и парной работы.
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок
Начинается урок.
-Ребята! Давайте поприветствуем гостей, которые пришли сегодня к нам на урок.
( поворачиваются, кивают головками).
А теперь улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка залог хорошего настроения. С хорошим настроением начинаем урок. Слайды 1-2
2.Актуализация необходимых знаний
а) Видеоролик « Весенняя капель» Слайд 3
-О каком времени года вы посмотрели видеоролик? (о весне)
-Докажите, используя нераспространенные предложения (греет солнце, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, звенит капель)
-Какие еще признаки весны вы знаете? (просыпаются насекомые, звери, набухают почки, река пошла)
б) Каллиграфическая минутка
Посмотрите на доску, весенняя капель смыла одинаковую букву во всех словах. Отгадайте эту букву. («А»).
М. Й . ПРЕЛЬ М.РТ
-Что вы знаете об этой букве? ( А - начало алфавита (стих). Обозначает звук [а], который указывает на твердость предшествующего согласного звука. Буква А бывает печатная и письменная, заглавная и строчная) Дети вставляют пропущенную букву.
-Букву Аа мы напишем на каллиграфической минутке. Слайд 4
Открыли тетради.
-Запишите букву Аа. Не забудьте обратить внимание на наклон буквы, ее высоту
(Учитель уделяет внимание тому, как правильно сидят ученики при письме, под каким наклоном лежат тетради, как ученики держат ручки, вспоминают о правильном наклоне головы при письме.)
-Оцените себя. Подчеркните букву, которую вы написали лучше других.
в ) Словарная работа
-Прочитайте какие же слова получились.
МАЙ АПРЕЛЬ МАРТ
- Что общего? (назв. весенних месяцев, отвечают на вопрос что? имена существительные)
- Что интересного заметили? (идут не по порядку). Какой же первый месяц по календарю, 2, 3.
Ваша задача записать слова письменными буквами в нужном порядке каллиграфически правильно.
( Тетрадь. Март, апрель, май) Слайд 5
-Какое слово можно исключить? (апрель -2 слога, март, май – 1 слог)
-Как определили?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
-Разделите на слоги, поставьте ударение.
-Как эти слова можно перенести? (ап-рель; март, май – перенести нельзя, слова односложные)
Вывод: Разделить на слоги можно любое слово, а вот перенести не все.
г) Сегодня к нам в гости прилетит наша знакомая. Угадайте, кто она? (Включить пение синички.) Слайд 6
-Ребята, чье пение вы услышали? (синички) Слайд 7
-Какая это птица? (зимующая). Пение ее я вам дала послушать не случайно. А вы знаете, что начинает петь синичка только с приходом весны, а зимой вы ее пение не услышите. На Руси синицу считали божьей птицей, синей птицей счастья. Раньше в старину на нее гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет сначала клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба – то будет в доме достаток.
-Из какого произведения прилетела наша знакомая?
(В. Бианки «Синичкин-календарь» (Показать книгу). Слайд 8
- Кто помнит, как её зовут? (Зинька)
Зинька была молодая синичка, поэтому она была очень любознательная. Ей все было интересно. Она хочет рассказать вам, что весна приходит постепенно. Сначала в поле, на речку, потом только в лес. Слайды 9-13
3.Самоопределение к деятельности
а) -Ребята, посмотрите, что принесла нам Зинька в клювике? Знак минус? (Нет, черточка - переноса)
-Объявите тему урока. (Перенос слов). Слайд 14
-Поставьте задачи на урок. (Отрабатывать изученные правила переноса, узнаем новые правила переноса слова)
-Синичка поможет нам открыть новые секреты переноса слов.
-В каких случаях нам может понадобиться умение переносить слова?
-Какое правило нам поможет переносить слова?
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
Вспомним 1 правило переноса Слайд 15 ( Переноси слова по слогам.)
б) Играем в игру «Молчанка», которая покажет насколько хорошо вы умете делить слова на слоги. Взяли веера.
Слушаем слова: весна, синичка, песни, солнышко, радуга, улыбка, Зинька.
в) Фронтальная работа
-Синичка предлагает отгадать птиц, с которыми она повстречалась в марте в поле. (Картинки на доске, дети открывают, когда отгадывают загадку)
1.Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать дворец,
Прилетай скорей ….(скворец)
2.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь
А зовется птица ….(грач)
3.Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины….(ласточка)
-Какую же птицу называют вестником весны? (Грача)
-Кто уже видел грача? (Пословица гласит: «Грач на горе- весна на дворе».)
-Для какой птицы люди делают специальные домики? Как они называются? (Скворечники)
-Запишем отгадки в тетрадь, деля слова для переноса. По 1 ученику у доски.
( Тетрадь:Скво-рец, грач, лас-точ-ка.)
4.Физминутка Слайд 16
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
5. Открытие нового знания. Проблемная ситуация.
1) Групповая работа.
-Ребята, а знаете ли вы, что по поведению синиц судили о погоде. Если птицы целыми стайками появлялись у дома – это предвещало скорые холода. Зинька предлагает вам слететься в группы, для выполнения следующего задания.
На карточках слова. Вам нужно распределить их в два столбика: в левый ст. – слова, которые можно перенести, в правый ст. – слова, которые нельзя перенести.
Ёжик, проталины, змея, травка, оса, ледоход.
(Давайте проверим. 1группа выходит к доске, остальные сверяют)
проталины ёжик
ледоход змея
травка оса
Слайд 17
-Поднимите руку у кого получилось также. У кого другой вариант ответа. Какой?
Проверяем левый столбик. Назовите устно, как бы вы перенесли эти слова. ( ле-доход ,ледо-ход, про-та-ли-ны).
-Как вы рассуждали, отбирая слова во второй столбик? Прочитайте слова: ёжик, змея, оса.
- Все слова двусложные, значит можно перенести? (Дети формулируют правило. Слог состоит из одной гласной буквы О -, Ё-, -Я, значит одну букву переносить нельзя. Не хочет стоять одна!)
2) Работа по учебнику. Прочитаем правило на с.37 Проверим правильность ваших рассуждений и запомним ещё один секрет переноса слов.
Прочитаем 2 правило. Слайд 18
Одну букву нельзя оставлять на строчке и одну букву нельзя переносить на новую строчку.
-Запишите слова по памяти, которые нельзя перенести. Назовите ошибкоопасные места. (Тетрадь.Ёжик, змея, оса)
-Оцени свою работу, нарисовав кружок соответствующего цвета ( зеленый, желтый красный).
3)Наблюдение над переносом слов с мягким знаком, й. Создание проблемной ситуации.
Наша синичка была маленькая, любила пошутить, поиграть. Поэтому знак переноса поставила в словах, где захотела. Но в словах этих есть буквы ь и й, а в русском языке есть для них свое правило переноса.
Зин-ька, со-йка,воробь-и
А план работы такой:
1. Прочитать слова
2. Обратить внимание на перенос.
-Исправить ошибки.
(дети вставляют карточки с черточкой переноса и высказывают свои предположения)
- Посмотреть, где стоит знак переноса
- Сформулировать правило переноса слов.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? (обучающиеся высказывают свои предположения и выводят новые правила переноса №3-4)
Первые два слова подчиняются 3 правилу. Хором читаем. Слайд 19
(Буквы ь, й нельзя отрывать от предыдущей буквы.)
Прочитаем 4 правило. Разделительный мягкий знак переносим вместе с согл. и гл., которые он разделяет.
6. Первичное закрепление нового способа действия
а) Работа в парах
-А сейчас вам Зинька предлагает улыбнуться своему соседу по парте. Следующее задание будете выполнять в парах
Задание. Разделите слова для переноса всеми способами.
Ручьи, зайка, чайка, деньки, соловьи, ужи
Составьте алгоритм: как будете действовать,
Фиксирует на доске:
- Читаем слово.
- Делим на слоги
3. Вспоминаем, какое правило подходит.
4. Записываем
Выступают 3 пары, остальные проверяют. Слайд 20
-Оцени свою работу, нарисовав кружок соответствующего цвета (зеленый, желтый красный).
б) Задание творческого характера
Синичку закрыли кучевые облака. Выполним следующее задание, поможем ей, чтобы она вновь запела.
Задание.
На карточках текст из трех предложений. В каждом предложении пропущено по одному слову. Вам нужно вставить подходящие по смыслу слова в эти предложения.
Весной начинается ________. Тает ____. На деревьях набухают ___.
(Слова для справок: снег, почки, капель)
Проверим (вставляют в предложения слова)
-Что у вас получилось? (текст)
-Что такое текст?
(1 Ученик читает, остальные проверяют светофорами)
-О чем говорится в тексте? (о весне). Подберите заголовок к тексту. (Весной. Весна пришла.)
– Выпишите предложение по схеме:
|____ ____ ____ ______.
1 уровень - разделить для переноса только одно слово, которое вставляли.
2 уровень- все слова в предложении разделить для переноса
3 уровень -все слова в предложенииразделить для переноса и подчеркнуть основу предложения.
Проверка (1 ученик за доской из 3 уровня)
-Кто выписал такое же предложение?
-Кто испытывал затруднения при переносе слов?
7. Рефлексия
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
-Что понравилось на уроке?
-О каких новых секретах переноса вы узнали?
8.Итог урока
-Как вы поработали сегодня на уроке? (Дают словесную оценку и цветовую. Дети рисуют смайлики. )
Слайд 21
Сегодня я молодец…
Я старался, но у меня пока еще не все получилось...
Я должен потренироваться дома…
В небе тучек стало мало,
Солнце ярко засияло.
От тепла проснулись почки,
В них проклюнулись листочки.
Тает снег, теплом простужен,
Превращается он в лужи.
Веселей резвятся птички,
Про весну поют синички.
В. Гвоздев.
(Включить пение синички) Слайды 22-23
Давайте поблагодарим друг друга за работу на уроке.
Самоанализ урока
«Перенос слов»
Данный урок построен с применением здоровьесберегающей и личностно-ориентированной технологии, а так же элементы контороля и самоконтроля, формирующего оценивания .
Тип урока: открытие нового знания.
Организация деятельности учащихся на уроке: коллективное определение темы урока, решение поставленных проблем через выполнение заданий,
высказывают своё мнение по проблеме урока, отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность
Организуя работу на уроке, старалась учитывать индивидуальные возможности каждого ученика.
При проведении урока ставилась цель: - формировать умение переносить слова с учетом их особенностей с одной строки на другую;
Работа строилась в соответствии с требованиями ФГОС к проведению уроков со здоровьесберегающими и личностно-ориентированными технологиями:
Динамичность восприятия.
Продуктивная обработка информации.
Развитие и коррекция психических процессов, которые реализовывались через:
- разнообразные задания, обеспечивающие смену видов деятельности;
- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
- дозированную, поэтапную помощь учителя;
- включение в урок специальных упражнений на развитие высших психических процессов;
- задания с опорой на несколько анализаторов (зрительный, слуховой);
- создание условий для самооценки;
- индивидуальную, дифференцированную работу с учётом возрастных особенностей;
- проблемные задания;
- развёрнутую словесную оценку, поощрение;
- отсутствие нерабочих пауз и как следствие – улучшение дисциплины;
- приемы контроля и самоконтроля.
- элементы формирующего оценивания.
На уроке осуществлялись межпредметные связи (чтение + письмо + окружающий мир), положительный настрой на работу, осуществлялась дифференциация заданий по объёму; использовались графические знаки для формирования самооценки. На уроке были видны достижения каждого ученика для всего детского коллектива, применялись физкультминутки разной направленности воздействия (пальчиковая, общеукрепляющая). Таким образом, проведенная работа на уроке позволила достичь поставленных целей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."
Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме " Слова с безударными гласными в корне слова. Обобщение"
План-конспект содержит технологическую карту....
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой част...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по Теме "Корень слова. Однокоренные (родственные) слова"
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»
Это первый урок в теме «Состав слова».Во 3 классе отводится на эту тему 16 часов.Начинается урок с эмоционального настроя, дети настраиваются на исследовательскую работу, уточняют по...