Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по Теме "Корень слова. Однокоренные (родственные) слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_koren_slova.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 5
Конспект открытого урока
по русскому языку во 2 «Б» классе
Тема: Корень слова. Однокоренные (родственные) слова
Разработала
учитель начальных классов
Кожевникова Наталья Юрьевна
г. Южноуральск 2015 год
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями корень, однокоренные слова, учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова, обогащать словарный запас детей.
Развивающие: развивать наблюдательность, память, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести диалог, развивать творческие способности, речь.
Воспитательные: воспитать любовь и интерес к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная;
Методы обучения: иллюстративный, проблемно-сообщающий, частично- поисковый.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный;
Средства обучения: слайды, тетради учащихся, карточки для парной работы, учебник «Русский язык. 2 класс.2 часть»
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль
Методическая цель: организация учебной деятельности учащихся с использованием ИКТ.
Ход урока
Этап урока | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Прозвенел и смолк звонок Начинается урок Ребята , давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам в гости. Улыбнемся друг другу .Пусть сегодняшний день принесет вам радость общения. Сегодня на уроке , ребята вас ожидает много интересных заданий, новых открытий , а помощниками вам будут внимание, находчивость , смекалка. Пожелаю всем удачи – За работу, в добрый час! | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Проверка домашнего задания Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | -Что нужно было сделать в домашнем задании. Сверьте работы с доской ( сл 2) Поднимите зеленые сигналы , если в домашнем задании нет ошибок. Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так .Молодцы ! Если в домашнем задании вы сегодня не допустили ошибок, поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак. Тетради организованно передайте на мой стол. Открываем тетради и прежде чем начнём писать, давайте с вами вспомним, какие правила при письме мы должны учитывать. (сесть правильно, спина прямая , тетрадь с наклоном) записываем число, классная работа. На слайде написаны слова (сл3) с.бака гор.д д.ревня .тец п.нал м.дведь
| Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока |
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока |
Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока |
Минутка чистописания. | Выход на тему урока | 1) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.) Корень 1) подземная часть растения, 2) часть волоса, ногтя, зуба, 3)начало, источник чего-либо. 4) часть слова | Наблюдение. | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания |
Работа над темой. | Подведение детей к самостоятельному выводу | – Какое значение этого слова будет интересовать нас? (часть слова) - Значит, какая тема нашего занятия? ( Корень. Однокоренные ( родственные) слова) ( сл 6) - Роль корня в слове? - Как выделить в слове корень? -Какие слова называются однокоренные (родственные )? | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | Организует подводящий диалог, записывает на доске задачи урока. | Проговаривают ,что хотели узнать на уроке. |
Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение задания. А начнем мы изучение нового материала со сказки. Послушайте сказку: (на доске дерево и к нему прикрепляются слова) (сл7)
( Изображение дерева на доске) (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! - Как думаете как мы будем называть общую часть слов? ( корень) ( сл 8) В корне заключен главный смысл слова, это главная часть слова. От него « растут» другие слова, общая часть родственных слов. - Можно ли эти слова назвать родственными? -Кто такие родственники? ( родственники- это люди , которые произошли от одного рода , из одной семьи. Очень часто они похожи между собой. Их называли родственники) -Будут ли наши слова родственными? Почему ? ( слова произошли от одного слова ) - А как будут называть слова, у которых один корень ? ( однокоренные) Докажем правильно ли мы сделали вывод , поработаем по учебнику. | Доказатель-ство | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | |
Первичное закрепление нового материала | Развитие умения распозна-вать и подбирать однокоренные слова, | - От каких корней пошли новые слова?(Гриб , лес ) - Что общего в значении родственных слов ? ( все они связаны с лесом ) - А чем различаются? ( значением) | Работа с учебником . с .56 упр 1,2. | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление . | Производят проверку. |
Выявление однокоренных слов | Прочитайте слова: (сл9) Мороз Морозный Заморозки Морозильник Морж - Будут ли эти слова родственными. (Нет . Когда ищешь в слове корень и подбираешь однокоренные слова , надо вдумываться в смысл слова. При подборе однокоренных слов, нужно обращать внимание на значение слов . т .к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов будет совершенно другим, и тогда такие слова не будут однокоренными ) -Какое слово лишнее ? Почему ? ( морж) -Выделите в оставшихся словах корень ( – мороз-) | | Помещает слова | Читают задания с доски и обьясняют свою позицию | |
Физминутка | Снятие усталости ( проводит ученик ) | Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Организует выполнение физминутки | Выполняют гимнастику по упражнениям | |
Упражнение в определение родственных слов | Лиса, ёж, лисонька, ёжик, ежиха, лист, ежата, лисичка, лисица, Ежевика (сл10) Будьте внимательны, так как слова похожи. - Почему слова каждой группы вы считаете однокоренными? | 1 ряд выписывают родственные слова к слову «ёж» 2 ряд выписывают родственные слова к слову «лис» | Контролирует работу детей. | Работают самостоятельно в тетрадях. 2 человека у доски. | |
Самопроверка | Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. (сл 11-12) | Игра «Редактор», Диктовка, самопровер- ка, самооценка | Диктует слова | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Работа в паре. Каждой паре дается задание вырастить словесное дерево из слова- корня - стол- -глаз- -зуб- -дом- -рыб- -гор- - Какие правила работы мы должны учитывать работая в группе? - Повернуться друг к другу в пол оборота. - Разговаривать негромкими голосами. - Слушать друг друга, не перебивая. - Исправлять ошибки, не обижая товарища. - Помогать друг другу. | Рефлексия, контроль, | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
| Подбирают слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы с места. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию-
| |
Упражнение в распознавании однокоренных слов | Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. (сл13) Игра называется «Засели домики». - Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились - зим- Зима ,зимний ,зимовка, зимовать - мор- Морской, моряк, море, мороз. - вод – Вода, водичка, водный, водитель. - Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики . - Проверяем, кто оказался лишним в 1 домике? Кто согласен – зеленый «светофор» - кто не согласен красный «светофор» -Какое слово лишнее докажите . Так же проверяется заселение во 2 и 3 домики. (-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием . | ||||
Этап разъяснения домашнего задания | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | - Дифференцированная домашняя работа. (сл15) | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен( сл 16) И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; Теперь я знаю что: Корень это – В корне заключён – Чтобы правильно выделить корень надо – ………… | Рефлексия, КОД | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе" Родственные или однокоренные слова"
Урок по теме "Родственные или однокоренные слова" проводится с учётом здоровьясбережения. К уроку идёт презентация "Почему надо пить молоко?"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова" 2 класс
Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова...
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе на тему: « Родственные слова. Корень слова».
Для учитлей начальных классов коррекционной школы...
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова» (по АООП 1 вариант для детей с умственной отстал...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов»
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). Исходя из психологических особенностей детей, в построении урока требуется частая смена видов деятельности. На уроке представлены следующие в...
Конспект открытого урока русского языка 1 класс по теме"Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Урок поможет закрепить знания учащихся о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...