Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Развитие речи» для 1 классов разработана на основе авторского учебно - методического пособия курса Т. Н. Соколовой, Школа развития речи: Курс «Речь» 1-4 класс. – М.: Издательство РОСТ,2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Развитие речи» для 1 классов разработана на основе авторского учебно - методического пособия курса Т. Н. Соколовой, Школа развития речи: Курс «Речь» 1-4 класс. – М.: Издательство РОСТ,2012.
Программа имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов. Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению. Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
На изучение курса в 1 классе отводится 33ч в год (1 час в неделю),
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
– уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения;
Предметные результаты:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных
высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить,
приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора
предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте
опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Содержание курса «Развития речи»(34ч)
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Содержание тема |
1 | Речь | 2ч | Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок. |
2 | Слово | 15ч | Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы) Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством. |
3 | Текст | 11ч | Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. |
4 | Культура общения | 5ч | Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. |
Тематическое планирование
№п/п | № урока в разделе | Тема раздела и урока | Кол-во часов |
1.Речь | 2ч | ||
1 | 1.1 | Речь | 1 |
2 | 1.2 | Тише, громче. | 1 |
2.Слово | 15ч | ||
3 | 2.1 | Слова, слова, слова. | 1 |
4 | 2.2 | Озорные буквы. | 1 |
5 | 2.3 | Слова играют в прятки. | 1 |
6 | 2.4 | Слово и его значение. | 1 |
7 | 2.5 | Прямое и переносное значение слова. | 1 |
8 | 2.6 | Многозначные слова. | 1 |
9 | 2.7 | Омонимы. | 1 |
10 | 2.8 | Синонимы. | 1 |
11 | 2.9 | Антонимы. | 1 |
12 | 2.10 | Тематические группы слов. | 1 |
13 | 2.11 | Наш цветной мир. | 1 |
14 | 2.12 | Что на что похоже | 1 |
15 | 2.13 | Голоса природы. | 1 |
16 17 | 2.14 | Проверочная работа. | 1 |
2.15 | Загадки. | 1 | |
3.Культура общения | 5ч | ||
18-19 | 3.1- 3.2 | Культура речи. Вежливые слова. | 2 |
20 | 3.3 | Пословицы. | 1 |
21-22 | 3.4- 3.5 | Учимся рассуждать. | 2 |
| 4.Текст | 11ч | |
23-24 | 4.1- 4.2 | Заглавие текста. | 2 |
25 | 4.3 | Тема текста. | 1 |
26 | 4.4 | Повторение пройденного по разделу «Текст» | 1 |
27 | 4.5 | Опорные слова. | 1 |
28-29 | 4.6- 4.7 | Мы строим текст. | 2 |
30-31 | 4.8- 4.9 | План текста. | 2 |
32 | 4.10 | Проверочная работа. | 1 |
33 | Резерв | 1 | |
Итого | 33ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Развитие речи и детского речевого творчества".
Программа факультативного курса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской "Детская риторика. Речь, культура общения" и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса....
Рабочая программа к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы) с 1-4 класс
Рабочая программа по русскому языку к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы),кружок...
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности", 4 класс
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа по курсу " Развитие речи" 1 класс (внеурочная деятельность)
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися ...
Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 4 класса
Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 4 класса разработана наоснове авторского учебно методического пособия курса Т. Н. Соколовой, Школаразвития речи: Курс &laqu...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» 2 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 - 42. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 -63. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» для учащихся 4 класса
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 -42. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4- 53. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6- 9...