Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» для учащихся 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 -4
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4- 5
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6- 9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_4_kl.anya_.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ имени Василия Тезетева»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО зам.директора по ВР директор школы
учителей начальных классов
Протокол № 1 _______ Иванова М.Н.. ______________ Н.П.Мельникова
от 30.08.2023 г. 30.08. 2023 г. Приказ №138 от 30.08. 2023 г.
Руководитель ШМО
__________ Томнатова Г.Г.
Рабочая программа коррекционного курса
«Развитие речи»
Наименование учебного предмета: «Развитие речи»
Класс: 4В
Уровень общего образования: начальное общее образование.
Учитель: Деянова Татьяна Николаевна
Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год.
Количество часов по учебному плану: 34 учебных недели, 34 ч. в год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе:
- основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»
Методическое пособие: под редакцией: В.В. Воронковой. 1-4 классы. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений» М.: Планета Знаний, 2006.
Рабочую программу составила _____________ Деянова Татьяна Николаевна
подпись расшифровка подписи
СОДЕРЖАНИЕ:
Наименования разделов | стр. |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 3 -4 |
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА | 4- 5 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 6- 9 |
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Личностные:
- Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т
- Развитие мыслительной деятельности;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Метапредметные:
а) регулятивные универсальные учебные действия
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
б) познавательные универсальные учебные действия:
находить ответы на вопросы ;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
умение высказывать своё отношение к получаемой информации ;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
в) коммуникативные универсальные учебные действия
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты
1 уровень
- понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
2 уровень
- выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова
- сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал
Речевая практика
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
II.СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ» 4 класс
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.
Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву? - …
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил-был гриб-боровик. Был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.
Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
«Развитие речи» включает следующие подразделы:
1. «Аудирование»: развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь; развитие умения слушать. Материал реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных упражнений или сопровождает задания других подразделов; выбор картинки по описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, речи артистов.
2. «Общение и его значение в жизни»: организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека.
3. «Дикция и выразительность речи»: отработка у детей чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.
4. «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания»: в содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по темам, связанным со школьной жизнью и бытом людей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими; учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируют тем самым различные варианты речевого поведения.
5. «Культура общения»: его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения просьбы, благодарности, приветствия и т.д., помогающим выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Перечень разделов | Количество часов |
1 | Аудирование | 11 |
2 | Общение и его значение в жизни | 9 |
3 | Дикция и выразительность речи | 10 |
4 | Культура общения | 4 |
Итого | 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекционная работа | Примеча ние |
1. Аудирование -11часов | ||||||
1 | Делимся новостями. Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем | 1 | Коррекция мышления Способствовать созданию радостной атмосферы встречи после каникул | |||
2 | Делимся новостями. Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем | 1 | Коррекция общей моторики Развивать умение составлять рассказ с опорой на иллюстрации | |||
3 | Делимся новостями. Прослушивание коротких сказок (чтение учителем) с их последующим пересказом | 1 |
| Коррекция зрительного восприятия Развивать умения составлять пересказ | Рисунок: «О летних каникулах» | |
4 | Экскурсия в школьную библиотеку. Книга – наш собеседник. | 1 | Коррекция зрительного восприятия Воспитывать интерес к книге, как к источнику различной информации. | Комплимент книге. | ||
5 | Что мы узнаём из книг? | 1 | Воспитывать интерес к книге, как к источнику различной информации. | |||
6 | Я выбираю книгу . Прослушивание коротких рассказов (чтение учителем) с их последующим пересказом | 1 | Коррекция общей моторики Уточнить и расширить представления о видах книг, их назначении |
| ||
7 | Я выбираю книгу. Чтение коротких сказок и рассказов с их последующим пересказом | 1 | Коррекция мышления Закреплять умения составлять рассказы с опорой на фиксированную структуру текста |
| ||
8 | Работа над сказкой. | 1 | Коррекция общей моторики Совершенствовать умения слушать речь в аудиозаписи | |||
9 | Работа над сказкой. | 1 | ||||
10 | Сочиняем сказку. | 1 | Коррекция общей моторики Развивать творческую активность учащегося | |||
11 | Мы сказочники. | 1 | ||||
2. Общение и его значение в жизни- 9 часа | ||||||
12 | У телевизора. Для чего люди создали кино и телевидение? | 1 | Коррекция мышления Помочь детям понять назначение радио, телевидения в современной жизни. | |||
13 | Кто говорит с нами с кино и телеэкрана? Работа телеведущего. | 1 | ||||
14 | Для чего люди создали радио? Кто говорит с нами по радио? Я в роли ведущего радиопередачи | 1 | Коррекция общей моторики Пополнять словарный запас по теме. | |||
15 | Знаки помощники | 1 | Коррекция зрительного восприятия Коррекция мышления Помочь понять значение распространённых знаков. | |||
16 | Влияние речи на поступки людей | 1 | ||||
17 | Экскурсия по улице, школе. | 1 | Рисунок «Моя улица» | |||
18-20 | В гостях у леса. | 3 | Коррекция зрительного восприятия Закреплять умения составлять различные по структуре предложения. | Составление письма Леснику. | ||
3. Дикция и выразительность речи- 10 часов | ||||||
21 | Об одном и том же по-разному | 1 | Коррекция мышления Тренировочные упражнения в передаче чувств :радости (восторга), печали ит.п. | |||
22 | Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства | 1 | ||||
23 | Задушевный разговор. | 1 | ||||
24 | Приглашение. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё. | 1 | Коррекция зрительного восприятия Познакомить со структурой устного и письменного приглашения Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. | Открытка - приглашение | ||
25 | Устное и письменное приглашение. | 1 | ||||
26 | Упражнения в составлении приглашения | 1 | ||||
27 | Поздравляю! Мимика и жесты | 1 | Коррекция зрительного восприятия Познакомить со структурой устного и письменного поздравления. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. | Поздравительная открытка | ||
28 | Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. | 1 | ||||
29 | Устное и письменное поздравление. | 1 | ||||
30 | Упражнения в составлении поздравления | 1 | ||||
4. Культура общения - 4 часа | ||||||
31 | Извинение: извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, пожалуйста | 1 | Коррекция общей моторики Актуализировать умение участвовать в диалогах. | |||
32 | Вежливый отказ от предложения, приглашения | 1 | ||||
33 | Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях | 1 | Коррекция мышления Развивать эмпатию по отношению к окружающим. | |||
34 | Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 4 класса
Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 4 класса разработана наоснове авторского учебно методического пособия курса Т. Н. Соколовой, Школаразвития речи: Курс &laqu...
Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 1 класса
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Развитие речи» для 1 классов разработана на основе авторского учебно - методического пособия курс...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи», ТНР 5.1
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи», ТНР 5.1. На занятиях «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года, норма...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи»
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» 2 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 - 42. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 -63. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности для учащихся с задержкой психического развития» 2 класс
Коррекционный курс разработан в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ....
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для обучающихся по АООП НОО (вариант 2.1)
Курс «Развитие речи» является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО (вариант 2.1). Содержание программы рассчитано на четыре года...