Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Введение
Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 4 класса разработана на основе авторского учебно - методического пособия курса Т. Н. Соколовой, Школа развития речи: Курс «Речь» 1-4 класс. – М.: Издательство РОСТ,2012.
Программа имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов. Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению. Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Программа рассчитана в 4 классе на 34ч + (1ч резерва) в год (1 час в неделю), при35 учебных неделях
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
– уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения;
Предметные результаты:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
- основные качества речи: правильность, точность, богатство,
выразительность
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- текст, тема, микротема, основная мысль текста, опорные слова и ключевые предложения, план, виды плана
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных
высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить,
приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора
предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте
опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Содержание учебного курса «Развитие речи»
№п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание тем |
1 | Культура речи | 6ч | Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог. |
2 | Слово | 9ч | Повторение изученного в 1 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения. |
3 | Предложение и словосочетание | (в течение всего курса) | Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение… Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. |
4 | Текст | 18ч | Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. |
Тематическое планирование
№п/п | № урока в разделе | Тема раздела и урока | Кол-во часов |
1.Культура речи | 6ч | ||
1 | 1.1 | Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. | 1 |
2 | 1.2 | Исправляй и редактируй свою речь, | 1 |
3 | 1.3 | Монолог и диалог как разновидность речи. | 1 |
4 | 1.4 | Драматические импровизации. | 1 |
5 | 1.5 | Выразительное чтение, интонация. | 1 |
6 | 1.6 | Инсценирование диалога. | 1 |
2.Слово | 9ч | ||
7 | 2.1 | Лексическое значение слова. | 1 |
8-9 | 2.2-2.3 | Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. | 2 |
10 | 2.4 | Прямое и переносное значение слова. | 1 |
11 | 2.5 | Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. | 1 |
12 | 2.6 | Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. | 1 |
13 | 2.7 | Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. | 1 |
14 | 2.8 | Лингвистические и толковые словари. | 1 |
15 | 2.9 | Речевой этикет: формы обращения. | 1 |
3.Текст | 18ч | ||
16 | 3.1 | Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. | 1 |
17 | 3.2 | Опорные слова и ключевые предложения. | 1 |
18-19 | 3.3-3.4 | План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). | 2 |
20-21 | 3.5-3.6 | Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. | 2 |
22-23 | 3.7-3.8 | Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. | 2 |
24-25 | 3.9-3.10 | Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. | 2 |
26-27 | 3.11-3.12 | Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. | 2 |
28-29 | 3.13-3.14 | Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. | 2 |
30-32 | 3.15-3.18 | Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. | 3 |
33 | 3.19 | Проверь себя. | 1 |
34-35 | Резерв | Повторение изученного по разделу «Текст» | 2 |
Итого | 35ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Развитие речи и детского речевого творчества".
Программа факультативного курса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской "Детская риторика. Речь, культура общения" и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса....
Рабочая программа к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы) с 1-4 класс
Рабочая программа по русскому языку к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы),кружок...
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности", 4 класс
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа по курсу " Развитие речи" 1 класс (внеурочная деятельность)
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися ...
Рабочая программа учебного курса «Развитие речи» для 1 класса
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Развитие речи» для 1 классов разработана на основе авторского учебно - методического пособия курс...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» 2 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 - 42. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 -63. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6...
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи» для учащихся 4 класса
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 -42. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4- 53. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6- 9...