Рабочая программа по русскому языку для 4 класса "Гармония"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы «Русский язык» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2013г.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_.docx | 54.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы «Русский язык» Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.. Издательство «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2013г.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову.
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. Реализация задач, предусмотренных программой, обеспечивается через системно-деятельностный, гуманно-личностный, культурологический и здоровьесберегающий подходы.
Важнейшая особенность курса - его коммуникативная направленность.
Образовательная программа образовательного учреждения в 4 классе отводит 5ч в неделю, поэтому для освоения программы отводится 170ч+5 часов резерв при 35 учебных неделях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– представление о русском языке как языке его страны;
– осознание языка как средства общения;
– элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
– понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;
– желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Выпускник получит возможность для формирования:
– чувства причастности к своей стране и её языку;
– понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
– выраженного познавательного интереса к русскому языку;
- сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты освоения предмета
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной форме; переводить её в словесную форму;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;
– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
– воспроизводить информацию, доносить её до других;
– создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности
Выпускник научится:
– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?»;
– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника, в том числе нормы построения освоенных словосочетаний, образования отдельных глагольных форм, форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных, написания слов с непроверяемыми орфограммами в пределах изученного;
– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной мысли, для выражения своего отношения к чему-либо);
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; понимать, от какого лица (1-го или 3-го) ведётся рассказ;
– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу повествовательного текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала, а также внося отдельные изменения (в частности, изменяя лицо рассказчика);
– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции, объявления, дневниковые записи, короткие рассказы), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;
– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и по возможности красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений
В области фонетики и графики
Выпускник научится:
– различать понятия «звук» и «буква»;
– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– осознавать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на -тся, -ться, в словах с непроизносимыми согласными;
– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й’] при письме;
– определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).
Выпускник получит возможность научиться:
– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования
Выпускник научится:
– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
– конструировать слова из заданных частей слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
– различать изменяемые и неизменяемые слова, в том числе относить к числу последних наречия.
Выпускник получит возможность научиться:
– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики
Выпускник научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Выпускник получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
– понимать, что в языке есть слова с одним или несколькими значениями, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
Выпускник научится:
– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного), в том числе опознавать как самостоятельные части речи имена числительные и наречия (яркие случаи);
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
– пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы);
– использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
– выделять наречия среди слов других частей речи;
– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации
Выпускник научится:
– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
– ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;
– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи по смыслу и по форме;
– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
– устанавливать связь членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи (при перечислении);
– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
– понимать особенности строения сложных предложений.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
– по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
– строить словосочетания разных видов;
– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; давать ответы на вопросы с учётом логического ударения;
– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
– различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
– различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
– осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
Формирование орфографических умений
Выпускник научится:
– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
– применять изученные орфографические правила (в объёме программы), в том числе правила написания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов;
– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме, в том числе с учётом списка слов по программе 4-го класса);
– списывать текст и писать под диктовку;
– проверять написанное и вносить коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку
Учащиеся должны иметь представление:
- о личных местоимениях;
- о предлогах перед местоимениями;
- о наречиях: разряды наречий по значению, правописание наречий (справа, издалека, докрасна, вправо, налево, засветло).
Учащиеся должны знать:
-склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
склонение имен прилагательных во множественном числе;
- правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
-понятие о неопределенной форме глагола;
-изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
- глаголы 1-го и 2-го спряжения;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
- изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
- обозначение гласных и согласных в приставках;
- правописание частицы не с глаголами;
- правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (ться, -тся);
- виды предложений.
Учащиеся должны уметь:
- ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания:
- распознавать местоимения, определять их число и лицо;
- писать раздельно местоимение с предлогом;
- правильно писать падежные окончания прилагательных;
- подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
- определять время, число и спряжение глаголов;
- спрягать глаголы, правильно писать личные окончания:
- распознавать неопределенную форму глаголов;
- писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
- писать не с глаголами раздельно;
- писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
- писать диктанты различных видов;
- объяснять орфограммы по пройденному материалу.
Словарь
Агроном, активный, аппетит, аромат, беседа, биография, борозда, бульдозер, вежливый, викторина, виток, вместе, волшебник, восемь, галерея, гореть, горизонт, гражданин, двадцать, двенадцать, деликатный, диалог, директор, доверие, едкий, ездить, желать, женщина, живопись, забавы, заповедник, засеять, земледелие, издалека, изложение, изображение, инициатива, интонация, каллиграфия, карикатура, каталог, катушка, квартал, коллективный, командир, комната, конструкция, коньки, кровать, лисица, локомотив, малина, маляр, молоток, мякоть, неаккуратный, невежливый, недоверчивый, неинтересный, неискренний, некрасивый, неопрятный, неуклюжий, неумный, нечестный, оборона, овёс, овощи, овца, огород, одиннадцать, однажды, около, орех, орнамент, отечество, оттенок, очевидец, пароль, пейзаж, печаль, пороша, портрет, потом, правительство, председатель, привет, профессия, путешествие, равнина, революция, Россия, салют, сверкать, сверху, свобода, сейчас, секрет, серебряный, сеялка, слева, снегирь, снизу, солдат, справа, торжественный, ураган, фантазия, финиш, фиолетовый, фойе, хозяйство, цитата, честно, шествовать, шефствовать, шпион, экипаж, экскаватор, экспресс, электричество, электростанция, эскалатор.
Содержание учебного предмета (170ч+5ч резерв)
№ | Название раздела | Кол-во часов | Изучаемые вопросы |
1 | Знаем – повторим, не знаем -узнаем | 20ч | Письмо, записка, этюд, инструкция как жанры речи. Понятие о дневнике, деловом и личном; оформление дневниковых записей. Рассказы и пересказы от 1-го и 3-го лица; пересказ с изменением лица рассказчик |
2 | Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями») | 14ч | Построение словосочетания как способ более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания: наличие главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Некоторые значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже. Подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. |
3 | Наречие («Представляем ещё одну часть речи») | 5ч | Наречие как помощник глагола в речи; «неумение» изменяться - своеобразие этой части речи. Особое «поведение» наречия в словосочетании. Правильное написание и использование наречий, встречающихся в детских письменных текстах (обратно, опять, чуть-чуть, немного, быстро, медленно, вперед, спереди, сзади, вправо, справа и т.п. - в словарном порядке). |
4 | Проверяем себя | 3ч | Вычленение словосочетаний из предложения и составление их. Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до…; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.). |
5 | Пишем объявления | 3ч | Роль наречий в текстах при ответах на вопросы Как пройти …?, Где…?; построение таких объяснений. |
6 | Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | 32ч | Три склонения имен существительных, определение склонения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен существительных на -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний имен существительных всех трех склонений в разных падежах. Выбор падежной формы имени существительного по «команде» глагола или другого имени существительного; трудности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за значениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто,метро, кино, шоссе). Морфологическая характеристика имени существительного. Соблюдение правил культуры речи при изменении некоторых имен существительных (рот — рта, во рту, лоб —на лбу, лед — льды, во льдах и др.), при образовании форм именительного и родительного падежей множественного числа (повара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов, яблок, карандашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.). Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для нахождения верного решения. Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного по имени существительному. Характеристика имени прилагательного как части речи. Способ решения орфографических задач в безударных окончаниях имен прилагательных в разных падежах. Предупреждение ошибок в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможных причин (главная - неправильное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.). Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных |
7 | Части речи: что мы о них знаем? | 14ч | Склонение личных местоимений. Правильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление местоимений как одна из причин неясности речи (повторение). Изменение по падежам количественных числительных, особенности изменения сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных: два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне). Правописание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке) |
8 | Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») | 20ч | Времена глагола (повторение); особенности значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних на род (поэтому окончания в прошедшем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени. I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; внимание к разноспрягаемым глаголам. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Морфологическая характеристика глаголов. Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в 11 глаголах исключениях): способ решения орфографической задачи и освоение его (глаголы брить, стелить не рассматриваются). Написание ь после шипящих в форме 2'го лица единственного числа; правописание сочетаний -тся и -ться, ь после -ч в неопределенной форме, не с глаголами (повторение). Усиление изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего времени, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в авторских текстах и в пословицах. Правильное образование некоторых глагольных форм (клал, положил; бежит, бегут; хотят, хочет и др |
9 | Новое о строении предложений | 12ч | Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возможность использования при одном подлежащем двух сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но. Сложные предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи). Слова, которыми могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых |
10 | Учимся рассуждать | 7ч | Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение). Построение несложного рассуждения (рассуждение –объяснение, рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (слова: по -_моему, я думаю, что… и др.) |
11 | Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке - слове») | 40ч
| Слово и его лексическое значение. Слова речевого этикета, особенности их значения и употребления. Слова с одним и несколькими лексическими значениями. Синонимы и антонимы, их роль в речи. Правильное и точное использование слов как требование к речи. Словари - помощники. Происхождение некоторых слов и устойчивых выражений русского языка. Слово и его разнообразные характеристики; взаимосвязь значения, строения, признаков как части речи и написания. Рассказ, сказка, объявление, дневниковая запись как виды текстов (жанры); особенности их содержания, построения и используемых языковых средств. |
12 | Резерв | 5ч |
Выполнение практической части программы
№ | Темы контрольных работ и работ по развитию речи | Примерные даты уроков |
1 | Стартовая диагностика (диктант№1) | 1четверть |
2 | Изложение№1 Обучение пересказу от другого лица | |
3 | Контрольный диктант по итогам повторения №2 | |
4 | Изложение№2 с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий | |
5 | Диктант№2 за 1четверть | |
6 | Контрольное списывание | |
7 | Сочинение. Этюд по картине А. Пластова «Первый снег» | 2четверть |
8 | Диктант№3 за 2 четверть | |
9 | Изложение№3 «Мастер Снегур» | |
10 | Изложение№4. Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения. | |
11 | Диктант№4 по теме: «Склонение имен существительных и прилагательных» | 3четверть |
12 | Изложение№5. Подробное изложение: обучение деловому повествованию. | |
13 | Сочинение. Создание текста-рассуждения | |
14 | Диктант№5 за 3 четверть | |
15 | Контрольное списывание | |
16 | Изложение№6.Письменный пересказ текста-рассуждения. | 4четверть |
17 | Диктант№6 за 4четверть | |
18 | Изложение№7 Подробное изложение: обучение словесному рисованию | |
19 | Диктант№7 Итоговая проверочная работа: Диктант с грамматическим заданием | |
20 | Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков | |
21 | Изложение№8 Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок | |
22 | Диктант№8 Комплексная метапредметная проверочная работа за год |
Тематическое планирование уроков
№ п/п | № урока в разделе | Тема раздела и урока | Кол-во часов |
| 20ч: 17ч/3р. | ||
1 | 1.1 | Начинаем повторять… («Перечитываем письмо») | 1 |
2 | 1.2 | Повторение основных грамматических понятий («Обо всём понемногу») | 1 |
3 | 1.3 | Систематизация основных орфографических правил | 1 |
4-5 | 1.4-1.5 | Повторение изученного о частях речи («Всё ли ты помнишь о речи?») | 2 |
6 | 1.6 | Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи») | 1 |
7 | 1.7 | Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения («Что ты знаешь о словах?») | 1 |
8 | 1.8 | Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 3-м классе». Диктант №1 | 1 |
Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора («Как ты умеешь анализировать слова?») | |||
9 | 1.9 | Звуки и буквы в слове: значение и строение слова | 1 |
10 | 1.10 | Состав слова и его значение | 1 |
11 | 1.11 | Разграничение слов по частям речи | 1 |
12 | 1.12 | Повторение изученного о формах глагола | 1 |
| Совершенствование грамматических и орфографических умений («Готовимся к проверке своих знаний») | ||
13-15 | 1.13-1.15 | Орфографические умения как правильные орфографические действия | 3 |
16-17 | 1.16-1.17 | Тренировочно-проверочные работы | 2р |
18 | 1.18 | Контрольная работа по результатам повторения: «Грамматические признаки слов и виды разбора». Диктант № 2 | 1 |
Учимся передавать рассказы других и говорить о себе | |||
19 | 1.19 | Изложение №1. Обучение пересказу от другого лица | 1 |
20 | 1.20 | Написание воспоминаний «Летние встречи» | 1 |
| 14ч: 10ч/4р | ||
21 | 2.1 | Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?») | 1 |
22 | 2.2 | Продолжаем знакомство со словосочетаниями | 1р |
23 | 2.3 | Составление словосочетаний и включение их в предложение | 1 |
24-25 | 2.4-2.5 | Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний») | 2 |
26 | 2.6 | Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений. | 1р |
Наблюдаем за связями в словосочетаниях («Что может приказывать главный член словосочетания?» «Что приказывает имя существительное имени прилагательному?») | |||
27-28 | 2.7-2.8 | Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?») | 2 |
29-30 | 2.9-2.10 | Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?») | 2 |
31 | 2.11 | Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач | 1р |
32-33 | 2.12-2.13 | Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи») | 2 |
34 | 2.14 | Закрепление изученного по теме «Словосочетание». Контрольное списывание. | 1р |
3.Наречие. («Представляем ещё одну часть речи») | 5 ч.: 4ч/1 р. | ||
35 | 3.1 | Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи») | 1 |
36 | 3.2 | Правописание наречий | 1 |
37 | 3.3 | Продолжение освоения наречия как части речи | 1р |
38 | 3.4 | Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи | 1 |
39 | 3.5 | Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий | 1 |
4.Проверяем себя | 3 ч.: 2ч/1р. | ||
40 | 4.1 | Повторение изученного и подготовка к контрольной работе (Проверяем себя») | 1 |
41 | 4.2 | Совершенствование и самопроверка приобретённых умений | 1р |
42 | 4.3 | Контрольная работа за 1-ю четверть. Диктант№3 | 1 |
5.Пишем объявления | 3ч | ||
43 | 5.1 | Знакомство с особенностями построения объявлений | 1 |
44-45 | 5.2-5.3 | Создание текстов-объявлений | 2 |
6.Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | 32ч: 26ч/6р. | ||
46 | 6.1 | Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») | 1 |
47 | 6.2 | Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных») | 1 |
48 | 6.3 | Формирование умения определять склонение имени существительного | 1 |
49 | 6.4 | Закрепление изученного по теме «Склонение имён существительных» | 1р |
50 | 6.5 | Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении | 1 |
51 | 6.6 | Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое») | 1 |
52 | 6.7 | Закрепление изученного по теме «Безударные гласные в окончаниях имен существительных» | 1р |
53 | 6.8 | Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных») | 1 |
54 | 6.9 | Закрепление изученного по теме «Безударные окончания имен существительных» | 1р |
55-56 | 6.10-6.11 | Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе. | 2 |
57 | 6.12 | Закрепление изученного по теме: «Безударных окончаний имён существительных в единственном числе». | 1р |
58-60 | 6.13-6.15 | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?») | 3 |
61 | 6.16 | Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного. | 1р |
62 | 6.17 | Изложение№3 «Мастер Снегур» | 1 |
63 | 6.18 | Этюд по картине А. Пластова «Первый снег» | 1 |
64-65 | 6.19-6.20 | Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?») | 2 |
66-67 | 6.21-6.22 | Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём. («Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа») | 2 |
68-70 | 6.23-6.25 | Закрепление изученных вопросов правописания по теме «Повторяем, тренируемся в правильном письме» | 3 |
71 | 6.26 | Закрепление изученного по теме «Склонение имен существительных и прилагательных» | 1р |
72 | 6.27 | Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных и прилагательных». Диктант№4 | 1 |
73-75 | 6.28-6.30 | Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») | 3 |
76-77 | 6.31-6.32 | Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем…») | 2 |
7.Части речи: что мы о них знаем? | 14ч: 11ч/3р. | ||
78 | 7.1 | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи-имена») | 1 |
79 | 7.2 | Продолжение повторения изученного по теме «Части речи-имена» | 1р |
80 | 7.3 | Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения № 4 | 1 |
Секреты имён числительных | |||
81 | 7.4 | Количественные числительные и их изменения по падежам | 1 |
82-83 | 7.5-7.6 | Сложные числительные и особенности их изменения | 2 |
84 | 7.7 | Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений | 1р |
Учимся пользоваться личными местоимениями | |||
85-86 | 7.8-7.9 | Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений | 2 |
Повторение изученного о глаголе | |||
87 | 7.10 | Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание | 1 |
88 | 7.11 | Образование неопределённой формы | 1 |
89 | 7.12 | Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать | 1р |
90-91 | 7.13-7.14 | Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?») | 2 |
8.Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») | 20ч: 15ч/5р | ||
92 | 8.1 | Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы…») | 1 |
93 | 8.2 | «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений – три. А спряжений?») | 1 |
94 | 8.3 | Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме | 1 |
95 | 8.4 | Закрепление определения спряжения по ударным окончаниями. | 1р |
96 | 8.5 | Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?») | 1 |
97 | 8.6 | Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?») | 1 |
98 | 8.7 | Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме | 1р |
99 | 8.8 | Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола | 1 |
100-101 | 8.9-8.10 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») | 2 |
102 | 8.11 | Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов | 1 |
103 | 8.12 | Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов | 1р |
104 | 8.13 | Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола») | 1 |
105-107 | 8.14-8.16 | Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»). | 3 |
108 | 8.17 | Подробное изложение №5: обучение деловому повествованию | 1 |
109-110 | 8.18-8.19 | Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений по теме: «Учимся писать личные окончания глаголов» | 2р |
111 | 8.20 | Контрольная работа по теме «Учимся писать личные окончания глаголов». Диктант№5 | 1 |
9.Новое о строении предложений | 12 ч.: 9/3р. | ||
112 | 9.1 | Общее знакомство с второстепенными членами предложения («Пополним знания о членах предложения») | 1 |
Однородные члены предложения | |||
113 | 9.2 | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | 1 |
114 | 9.3 | Союзы и знаки препинания при однородных членами. | 1 |
115 | 9.4 | Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами | 1 |
116 | 9.5 | Предупреждение ошибок и в построении предложений с однородными членами | 1 |
117 | 9.6 | Использование в речи предложений с однородными членами | 1р |
| Предложения бывают сложными | ||
118 | 9.7 | Общее знакомство со сложными предложениями | 1 |
119 | 9.8 | Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами | 1 |
120 | 9.9 | Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» | 1 |
Подведение итогов | |||
121-122 | 9.10-9.11 | Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе | 2р |
123 | 9.12 | Контрольная работа за 3-ю четверть. Диктант№6 | |
10.Учимся рассуждать | 7ч.: 5ч/2р. | ||
124 | 10.1 | Знакомство с построением рассуждения | 1 |
125 | 10.2 | Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления | 1 |
125 | 10.3 | Обучение написанию объяснительной записки | 1 |
126 | 10.4 | Обучение построению рассуждений (на материале русского языка) | 1р |
127 | 10.5 | Письменный пересказ текста-рассуждения | 1 |
128 | 10.6 | Конструирование текста-рассуждения | 1 |
129 | 10.7 | Создание текста-рассуждения | 1р |
11.Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове») | 23ч: 20ч/3р | ||
Слово и его значение | 7/0 | ||
130 | 11.1 | Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? | 1 |
131 | 11.2 | О словах, которые выходят из употребления | 1 |
132 | 11.3 | Объясняем происхождение некоторых слов | 1 |
133 | 11.4 | Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста | 1 |
134 | 11.5 | Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём | 1 |
135 | 11.6 | Синонимы и антонимы; выбор точного слова | 1 |
136 | 11.7 | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | 1 |
Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание | 16ч 13ч/3р | ||
137 | 11.8 | Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию») | 1 |
138 | 11.9 | История слова и непроверяемые безударные гласные в корне | 1 |
139 | 11.10 | Рассказываем истории некоторых выражений | 1 |
140 | 11.11 | Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?») | 1 |
141-142 | 11.12-11.13 | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора | 2 |
143-144 | 11.14-11.15 | Чтобы писать грамотно, нужно… (систематизация умений) | 2 |
145 | 11.16 | Совершенствование комплекса орфографических умений | 1 |
Проверяем себя | |||
146-147 | 11.17-11.18 | Проверяем свои умения («Проверяем себя») | 2 |
148-149 | 11.19-11.20 | Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста по теме «Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание» | 2р |
150 | 11.22 | Контрольный диктант за 4 четверть. Диктант№7 | 1 |
151-152 | 11.23-11.24 | Итоговая проверочная работа за год | 2р |
153 | 11.25 | Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно?») | 1 |
12.Размышляем, рассказываем, сочиняем | 14ч 11ч/3р | ||
154 | 12.1 | Наблюдения за способами связи предложений в тексте | 1 |
155 | 12.2 | Обучение связи предложений в тексте | 1 |
156 | 12.3 | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения | 1 |
157 | 12.4 | Подробное изложение№7: обучение построению рассказа | 1 |
158 | 12.5 | Подробное изложение№8: обучение словесному рисованию | 1 |
159 | 12.6 | Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений | 1р |
160 | 12.7 | Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение | 1 |
161-162 | 12.8-12.9 | Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок | 2 |
163 | 12.10 | Написание сочинений-рассуждений | 1 |
164-165 | 12.11-12.12 | Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков | 2 |
166 | 12.13 | Продолжение сочинений - рассказов по серии сюжетных рисунков | 1р |
167 | 12.14 | Письмо учителю | 1р |
13. Перелистываем учебник | 3ч 2ч/1р | ||
168 | 13.1 | Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка… | 1 |
169-170 | 13.2-13.3 | Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды… | 2р |
171 | 13.4 | Размышляем об уроках русского языка… (резерв) | 1р |
172 | 13.5 | Проект «О русских именах» (резерв) | 1р |
173 | 13.6 | 1 сентября. Урок Знаний (резерв) | 1р |
174 | 13.7 | Всероссийская проверочная работа (резерв) | 1р |
175 | 13.8 | Урок-игра «Клуб знатоков» (резерв) | 1р |
Использованная учителем литература:
- Русский язык: программа 1–4 классы. Поурочно - тематическое планирование: 1–4 классы / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
- Русский язык: методические рекомендации:4 класс / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
- Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Оценка достижений планируемых результатов обучения русскому языку по учебнику «К тайнам нашего языка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...