Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слова с буквосочетаниями жи- ши, ча-ща, чу-щу».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Солдаткина Анна Николаевна

Конспект посвящен тому, чтобы повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме, сделать занятие увлекательным и запоминающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_zhi_shi_cha-shcha.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №29»

        

Конспект урока

по русскому языку

во 2  классе по теме:

«Слова с буквосочетаниями жи- ши, ча-ща, чу-щу».

Подготовила Солдаткина А.Н.

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия№29»

г.о. Саранск

       

Цель: повторить, систематизировать и расширить грамматический материал по данной теме

Задачи:

  • актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.

Сценарий урока

1. Организационный момент.

 

   Прозвенел звонок, начинается урок.

   И ребята все стоят, образуя стройный ряд.

    Еще раз всем доброе утро. Желаю, чтобы это утро и этот день были для всех по- настоящему добрыми. Садитесь.

   - Сегодняшний урок русского языка – необычный.  К нам пришли гости.

 Но еще одна гостья  задерживается. Наверное, исполняет чьи-то желания. Придется начать урок без нее.

2. Подготовка руки к письму.

  1.  Предлагаю подготовить руки к красивому написанию сегодняшних заданий.

Разогреем ладошки (ручка между ладошек); разогреем каждый пальчик:  

  1.  Утро настало, солнышко встало. Эй, братец, Федя, разбуди соседей!

Вставай, Большак! Вставай, Указка!

Вставай Серёдка! Вставай, Сиротка!

И крошка, Митрошка! Привет, ладошка!

   Поприветствуйте своего соседа по парте, пожелайте удачи.

 3. Минутка каллиграфии.

     На электронной доске записаны буквы Щ, Ш, Ж. (слайд №1.)

- Это буквы, которые нам сегодня обязательно пригодятся на уроке.

 Что заметили? (Они шипящие.)

- О чём они вам напоминают? (О написании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.)

- Значит, недостаёт ещё одной буквы? (Ч.)

- Разделите эти буквы на 2 группы. (Ж и Ш, Ч и Щ.) Объясните свой выбор. (На твёрдые и мягкие согласные.)

-О чём нужно помнить, чтобы правильно каллиграфически их написать? (Наклон, высота элементов, расстояние между элементами.).

   Каллиграфическое прописывание заглавных букв «Ж,Ш,Щ,Ч».

 

  4. Сообщение  темы и целей урока.

  - Как называется в русском языке орфограмма с данными сочетаниями? (Гласные после шипящих.)

   - Почему же существует такая орфограмма, почему нам надо знать написание данных сочетаний? (В сочетаниях ЖИ-ШИ слышим звук Ы, потому что согласные всегда звучат твёрдо, а в сочетаниях ЧА-ЩА согласные всегда мягкие, после мягких согласных когда слышим А пишем Я, а в этих сочетаниях пишем только А.)

  - Ребята, догадались о теме нашего урока? ( Слова с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

   -Поставьте цель.( Тренироваться в написании слов с этими сочетаниями).

(Слайд 2)

5. Работа над изученным материалом.

А)  Разминка с заданием на логическое мышление.

    Обещенная гостья еще не появилась, но задание уже прислала. Дело в том, что она живет недалеко от леса и просит нас назвать его обитателей. Для этого отгадайте загадки, запишите отгадки.

    - Запишите, пожалуйста, в столбик.

  Загадки.

1.Малы, а никому не милы (Мыши). ( Слайд 3)

Что заметили?

 Подчеркните орфограммы.

2.Вот иголки и булавки

   Вылезают из-под лавки.

   На меня они глядят, молока они хотят (Ежи).

3.Белокрылые хозяйки, над водой летают (Чайки)

-И решили животные подарить друг другу подарки. Какие? Продолжаем отгадывать загадки. Отгадки запишите во второй столбик.

4.Из горячего колодца

   Через нос водица льётся. (Чайник)

5. Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,  

А зовут их … (лыжи).

6.Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет, там заметку кладет. ( Карандаши)

    -А вот тут надо отгадать, кто какие подарки получил. Известно, что мыши и чайки не получили в подарок лыжи, а мыши не получили чайник. Так кому что досталось?

    - Подумайте, проведите карандашом стрелки.. (Слайд 4.)

(Мыши – карандаши, чайки – чайник, ежи – лыжи.)

   - Что заметили?   ( Одинаковые сочетания в паре.  В лесу чайки не живут.)

   - А почему, как вы думаете, я взяла это слово? (Потому что в нём есть сочетание «ча».)

    -Какое сочетание встретилось в 1-ой паре? …2, 3.

Б) Развитие речи. Составление предложений, текста.

  -Догадались, кто у нас в гостях? (Щука.) (Слайд 5)

  -Если нет, то слушайте загадку.

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду. (щука)

  а)- А как вы думаете, приносит ли щука какую-либо пользу?

 Можно ли про нее сказать что-то хорошее? Рассказы учеников.

    Щука еще нашими предками наделялась мудростью и хитростью.  

Щука необходима для нормальной жизни водоема. Она – его санитар,

так как нападает, прежде всего, на больную рыбу.  

    А еще щуку называют “речным волком”. Как настоящий волк, она

затаивается в камышах и молнией налетает на жертву.

Недаром говорят: “На то и щука в реке, чтобы карась не дремал”. ( Слайд 6)

  б) Работа с деформированным предложением.

- Щука остается с нами, а мы покажем ей, чему мы научились и что про нее

знаем.

     - Прочитайте слова. Составьте предложение. ( Слайд 7)

в, щука, жила, озере

    - Какое предложение получилось?  (Слайд 8)

Жила в озере щука.

В озере жила щука.

В озере щука жила.

Щука в озере жила.

- Пропустите строчку и запишите последнее предложение с красной строки.

в) Работа с деформированным текстом.

   - А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из

стихотворения.

   - Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось

стихотворение. (Работа в парах.) ( Слайд 9)

3. Наварила щука щей.

2. Червячка с крючка сняла.

1. Щука в озере жила.

5. Говорили всем ерши:

6. “Щи у щуки хороши!”

4. Пригласила трех ершей  

   - Прочитаем хором. Что заметили?

    - Почему записали именно предложение “Щука в озере жила.”, а не какое-то другое? ( Стихотворение начинается этим предложением. В предложении

должна быть рифма!). (Слайд 10)

   - Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее

приветливой, радушной хозяйкой. Почему?  (Стихотворение – это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое-либо произведение, нужно уметь

придумывать, фантазировать.)

   - Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной

строчке. (“Щукины щи”, “Радушная хозяйка”.)

   - Запишите стихотворение, которое у нас получилось, столбиком:  

• Начнем со второго предложения – запись с комментированием.

• Третье и четвертое предложения запишите по памяти (после разбора).

Проверка.

• Пятую и шестую строчку спишите самостоятельно. Обратите

внимание, это предложение с прямой речью.  

- Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились? (жи – ши, щу)  

    Вывод: Слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу встречаются

достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.  

   - Еще раз вспомним правила.

В)  Работа в парах.

   -Еще одно задание щуки. Вставьте сочетание, чтобы начало и конец слова совпали. ( У детей сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.) Кто готов, поднимите карточку с нужным сочетанием.)

    Проверка по слайду 11.

лу… …знь      

све… …сы      

сту… …гун

гара… …лет

 ку… …й

кри… …лки

малы… …ло

 ро… …вель

зада… …сто

лы… …знь

ута… …ка

ер… …пы

зада… …сто

схва… …тьё

е… …льё

алы… …бан

мол… …лан

- Объясните значение слов: чабан (пастух), алыча (южное плодовое дерево, родственное сливе).

Г) Игра «Фотограф». Групповая работа. Слайд 12.

    На экране слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Каждой группе надо запомнить слова со своими буквосочетаниями и записать их.

   Машина, камыши , шило, шиповник, лужи, чижи, моржи, жизнь, чудо, чулок, чучело, чужой, щука, ищу, тащу, щупальца  чашка, часы, свеча, чайка, роща, щавель, пища, пощада.

Д)  Творческая работа.

- Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?

- Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали? Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?( Слайд 13.)

-По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы …

- Закончите предложение.

- Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно, если вы сами приложите немного усилий.

6. Итог. ( Слайд 14)

а)- Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?

- Какие буквосочетания она помогла нам повторить?

– Что вам показалось особенно интересным на сегодняшнем уроке?

– О чём вы расскажете родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

Цель:а) закрепить знания учащихся в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне;б) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;в) воспитывать интерес к русскому языку....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Развитие умения образовывать слова с помощью суффикса".

Данный конспект урока по русскому языку по теме "Развитие умения образовывать слова с помощью суффикса"  для 2 класса по прграмме "Школа 2100". Тип урока - развитие умений и навыков. На уроке исп...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?" 2 класс...

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: «Слово. Предложение. Текст. Обобщение изученного»

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.Цель: обобщение изученного материала, формирование умения применять полученные знания на практике.Планируемые результатыЛичностные: способствов...