Урок открытия нового знания по русскому языку "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_suffiks.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

А) Минутка чистописания. 

Вва Ввб Ввв Ввг Ввд

Предлагает записать скороговорку в тетрадь.

Пров.ронила в.рона в.ронёнка.

-Что вы можете сказать о словах в предложении?

- Докажите, что это однокоренные слова.

-Выделите корень. (Что такое корень слова?)

-Выделите окончание. (Что мы называем окончанием? Как найти в слове окончание?).

-Найдите слово с приставкой. Выделите приставку.

(Как найти в слове приставку?).

Работают в тетрадях.

Оценивают свою работу.

Дети разбирают слова по составу и отвечают на вопросы учителя.

3

Выявление места и причины затруднения

-Все части слова мы выделили?

-Может кто-то знает,  как называются невыделенные части в словах?

Выявляют причину затруднения.

- Я пока не могу выделить суффикс, потому что…

4

Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает сформулировать цель урока.

Узнать…

Научиться…

Формулируют цель урока.

5

Реализация построенного проекта

А) Предлагает поработать в группах, ответить на вопросы и создать эталон.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое суффикс?
  2. Где стоит суффикс?
  3. Для чего он служит?

Допишите правило.

Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.

Б) Предлагает прочитать правило в учебнике (с.89) и определить, что увидели нового.

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы, создают эталон.

Читают правило самостоятельно и определяют, что суффикс выделяется особым знаком.

6

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1. Предлагает вернуться к заданию, которое вызвало затруднение.

2.Упр. №165 с.89

У доски – один ученик упр.164

Предлагает определить, все ли цели урока достигнуты.

Предлагает поработать в паре и составить алгоритм нахождения суффикса в слове.

Составьте алгоритм.

  1.  Подобрать _________________ слова.
  2.  Найти ________, ___________.
  3.  Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

-Прочитать правило ,  с. 90

Учащиеся выделяют в словах суффикс.

Определяют, что одна из целей научиться находить в слове суффикс.

Учащиеся работают в паре, составляют алгоритм.

7.

Самостоятельная работа.

Упр. 167, с.90 – сильные уч-ся

Упр. 164 – слабые уч-ся

У доски 2 ученика – по карточкам

Задание

-Образуйте новые слова, название детёнышей этих животных:

 

 КРОЛИК –

 СОВА –

  МЕДВЕДЬ –

  ЛИСА -

Задание

-Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -к, -ок,-чик,-ик.

МЁД-

БЛИН-

ТОРТ-

КОНФЕТА

Выполняют уч-ся  (на 5)

Выполняют остальные уч-ся

У доски по карточкам

8

Включение в систему знаний и повторение

Составить кластер «Суффикс»

Дети составляют коллективно кластер.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Предлагает продолжить фразу.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Рефлексируют свою деятельность на уроке.

10

Информация о домашнем задании

Предлагается выбрать любое задание.

  1. С. 90 упр.166
  2. «О чём может рассказать суффикс?» Сочинить сказку о суффиксе и его роли.

Выбирают вариант домашнего задания, записывают в дневник.

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Деятельностный метод

Тема урока

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Цель урока

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.

Планируемый результат

Предметные умения

Состав слова (морфемика)

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов.

Морфология

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков

Синтаксис

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения;
  • опознавать простое и сложное предложения

 

 Личностные УУД:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

   Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.

  Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению.

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

 Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М. Просвещение, 2013.

презентация в  Power Point;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Русский язык. 2класс. Составила: Голубева О.О. Учитель начальных классов. Тип урока: «Урок открытия нового знания». Тема урока: Раздельное написание предлогов с другими словами.

Тип знания:    Правило.Тип диалога:  Побуждающий.Приём № 2. Столкнуть мнение учеников практическим заданием или вопросом.Формы работы: индивидуальная, хоровая, в парах.Урок р...

Урок открытия нового знания по русскому языку для 1 класса по теме "Перенос слов" ОС "Школа 2100"

Урок открытия нового знания по русскому языку для 1 класса по теме "Перенос слов" ОС "Школа 2100" построен в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке применяются ЭОР....

Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"

Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Русский язык 2 урок открытия нового знания проблемно-диалогическая Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-.

Задачи урока - формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; Цель урока − организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ п...

Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Конспект урока открытия новых знанийна основе технологии проблемного обучения  по русскому языку"Безударные гласные в корне слова", 2 класс...