Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика |
I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Анжелика Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тонкая тетрадь, карандаш, ручка. - Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому. Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке. Я говорю начало предложения, а вы продолжение. 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … 4. Если хочешь отвечать – Надо … . | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Садятся.
Продолжают высказывания.
(внимательным)
(не перебивая.)
(понятно)
(руку поднимать) | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: определение лексического значения фразеологизмов
Словесный: подводящий диалог
Практический: словарная работа
| 5 мин
| Фронтальная работа - Отгадайте загадки. (По ходу отгадывания на экране появляются картинки с изображением этих животных.) Громко лает, а в дом не пускает.
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
Слышно только КАР да КАР, Вот и весь репертуар.
Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает.
Стоит копна Посреди двора. Спереди – вилы, Сзади – метла.
Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Любит морковку. - Откройте ваши тетради, отступите и запишите число: сегодня 1 октября классная работа. - Запишите эти слова в тетрадь в алфавитном порядке. 1 уч-ся – на доске, остальные - в тетради записывают слова в алфавитном порядке: - Проверим, обозначим орфограмму. - Поднимите руки, у кого выполнено также? -Давайте ещё раз посмотрим на слова. Что их объединяет? |
Собака
Сорока
Ворона
Воробей
Корова
Заяц
Воробей, ворона, заяц, корова, собака, сорока.
Названия животных, сущ, одуш., в ед.ч., с безуд. непроверяемой гласной
| Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
|
III. Постановка учебной задачи
Словесный: подводящий диалог
Практический: Словарная работа
Практический: выполнение пробного действия | 3 мин | Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок - Как вы поняли эти высказывания? - Что такое « сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»? - Как называются такие выражения в русском языке? Что это? – Перед нами проблема: Мы не знаем, что это за сочетания слов. Определите тему урока, расшифровав головоломку, в которой требуется найти слово, вписанное в сетку. На первый взгляд буквосочетания вписаны хаотично, но на самом деле некоторые из них являются частью слова. Вам предоставляется возможность проявить свои способности в поиске «скрытого» слова. - Для этого уберите все буквосочетания, оставьте только слоги. А из них соберите слово. - Итак, какая же тема нашего урока? - Верно, молодцы - Какие цели поставим? |
Ничего не делать, очень быстро Словосочетания, выражения
(Кто-то отвечает, кто-то не знает совсем.)
Расшифровывают головоломку
Фразеологизм
Фразеологизмы
Узнать что такое фразеологизмы, учится находить в тексте, учится правильно использовать | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа по правилу Наглядный: анализ правила Наглядный: наблюдение за использованием фразеологизмов в определенных речевых ситуациях Практический: составление обобщающего ответа на грамматическую тему.
Словесный: слово учителя | 5 мин. | -Эксперимент - Давайте выясним, что такое фразеологизм, для этого проведем эксперимент, попробуем в данных выражениях заменить слова. Сидеть сложа руки= ничего не делать (стоять) (подняв) (ноги) - Остается прежний смысл при замене слов? -Откройте учебники на с. 49, посмотрите на правило и прочтите первый абзац. - Какой признак фразеологизмов назван? - Объясните значение других слов - Читаем второй абзац. - Можно ли объяснить значение фразеологизма, объясняя значение каждого слова? Работа в парах - Расскажите соседу, что такое фразеологизм - Кто закончит, сложите руки, образуя крышу домика, чтобы я видела готовность. - Кто теперь расскажет всему классу? - Что мы называем фразеологизмами? - Что произойдет, если заменить или пропустить какое-либо слово? - Несколько учеников отвечают вслух. - Ребята, кто может подвести итог Итог: Когда мы объясняем значение устойчивых сочетаний, что мы имеем в виду? - Молодцы! Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль. - Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении. - А толкование их даются во фразеологических словарях. (В учебнике с. 157 – 158) |
Смысл теряется
Лексический смысл Объясняют значение других слов Можно объяснить значение фразеологизма в целом
Отвечают на вопросы
Устойчивые сочетания слов Изменится смысл Участвуют в разговоре Отвечают на вопросы
Смысл всего выражения в целом, а не отдельных слов | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.
Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
V. Первичное закрепление
Словесный: языковой анализ: лексический анализ
Практический: работа с фразеологическим словарем
| 7мин | Работа с учебником - с.49 найдите упр.83. Рассмотрите картинки - Кто прочитает выразительно? - Один ученик читает, остальные следят - Ребята, кто-нибудь знает кто такой тапир? - В каком словаре можно узнать лексическое значение слова? - Тапир - это непарнокопытное млекопитающие тропических лесов с вытянутым в хобот носом и верхней губой. - Как вы понимаете выражение «повесил нос»? Прочитайте, что оно означает. - А в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном? - Как называются такие выражения? - Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма: кот наплакал - Сейчас мы будем работать в парах, ваша задача соотнести фразеологизм с его значением Работа в парах Гладить по головке унывать Падать духом быстро Надуть губы хвалить Во все лопатки мало Ломать голову думать Рукой подать обидеться Капля в море близко - Поднимите руки, образуя крышу домика, когда закончите. - Отвечает одна пара, остальные сверяют. - Хлопните один раз, у кого выполнено так же? - Молодцы, ребята! Итог: Можно ли заменить какое-либо слово в фразеологизме. Почему? |
Читают выразительно
Высказывают свои предположения В толковом словаре
Расстроился
В переносном
Устойчивые Работают с фразеологическим словарем
Гладить по головке - хвалить Падать духом - унывать Надуть губы - обидеться Во все лопатки - быстро Ломать голову - думать Рукой подать – близко Капля в море – мало
Нельзя, иначе потеряется смысл | Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи.
Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса |
Физминутка |
|
|
|
|
VI. Самостоятельная работа с проверкой
Практический: Списывание, лексический анализ
Словесный: беседа | 7мин | Самостоятельная работа с взаимопроверкой - Самостоятельно прочтите задания к упр.84. - Выполняем самостоятельно в тетради, затем обмениваемся тетрадями и сверяем с образцом в учебнике - Если все верно, ставим + - Встаньте те, у кого все верно. - Молодцы. Итог: Что имеем в виду, когда объясняем значение устойчивого выражения? С какой целью писатели употребляют фразеологизмы? | Выполняют самостоятельно.
Используют разнообразный язык для создания образности | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; |
VII. Включение в систему знаний
Словесный: беседа, языковой анализ
Практический: списывание предложений
| 7-9мин | - Посмотрите упр.86 - Что необходимо сделать?
- Прочитайте предложение под номером 1. - Что значит «Во весь дух»? - Второе предложение. - Что значит «Душа в пятки»?
- Следующее предложение. - Что значит «Вверх тормашками»? - И последнее предложение. - Что значит «Куда глаза глядят»? - Выпишите любые два предложения в тетрадь. Итог: Можно ли заменить или пропустить какое-либо слово во фразеологизме? Почему? - Верно, молодцы!
Групповая работа с самопроверкой - Выполняем задание на карточках по рядам, затем сверяем с образцом - Необходимо найти среди предложенных выражений фразеологизмы и подчеркнуть их 1 вариант Падать духом Получить пятерку Капля в море Ломать голову Быстро читать Слушать в музыку Душа в пятки 2 вариант Надуть губы Брать на буксир Смотреть в небо Идти на поводу Быстро читать Семь пятниц на неделе Внимательно слушать - Пусть встанет возле парт та группа, у которой все верно. - Молодцы! - Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание. С. 50, упр. 87 |
Прочитать предложения с фразеологизмами, объяснить их значение Читает вслух ученик - Быстро. Читает вслух ученик. - Сильно испугался, испугался до смерти. Читает вслух ученик. - Вверх ногами. Читает вслух ученик. - Идти, куда видишь, идти вперед. Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь.
Выполняют задание
Падать духом Капля в море Ломать голову Душа в пятки
Надуть губы Брать на буксир Идти на поводу Семь пятниц на неделе
Записывают домашнее задание. | Познавательные: осуществляют анализ и синтез, сравнение, обобщение; Регулятивные: осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. Коммуникативные: используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания. |
VIII. Рефлексия деятельности
Практический: тестирование
Словесный: ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ. | 5мин | Тест Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма. Обведите нужную букву. Тест: “О каком человеке говорят?» 1. У него денег куры не клюют: а) бедный; б) богатый. 2. Он сухим выйдет из воды: а) ловкий; б) робкий. 3. Он звёзд с неба не хватает: а) умный; б) глупый. 4. У него семь пятниц на неделе: а) ненадёжный; б) надёжный. 5. Он перебивается с хлеба на квас: а) богатый; б) бедный. 6. Смысл фразеологизма объясняют исходя из: а) из значения отдельных слов б) из смысла всего выражения 7. Во фразеологизмах: а) можно заменять или пропускать слова б) нельзя заменять или пропускать слова - Обменяйтесь карточками и сверьте с образцом (на слайде) напротив каждого правильного ответа ставим +. - Теперь поставьте оценку, используя критерии оценки. (на слайде критерии оценивания) - Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Скажите, какая была тема урока? - Что такое фразеологизмы? - Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное? Приведите несколько примеров. - Оцените свою деятельность на уроке, выбрав подходящее для вас выражение: Били баклуши; считали ворон; трудились не покладая рук. Молодцы, я за вас рада! | Выполняют тест, сверяют с образцом, ставят оценку. Ответы:
1. б 2. а 3. б 4. а 5. б 6.б 7.б
Подводят итог урока Отвечают на вопросы Оценивают свои достижения
| Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |