Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_obobshchenie.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского языка в 4 А классе

 МОУ «СОШ№1» г. Валуйки  Белгородской области

УМК «Школа России»

Тема урока:        ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО РАЗДЕЛУ «СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ».

Учитель: Быкова Елена Васильевна

Тип урока

Обобщение и проверка знаний, решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для проверки усвоения знаний по разделу» Слово в языке и речи»; совершенствовать умение определять часть речи по грамматическим признакам; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Научатся применять знания по  разделу» Слово в языке и речи»;  определять часть речи по грамматическим признакам; сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их; употреблять различные части речи в предложениях, текстах; классифицировать слова по частям речи на основе сравнения их грамматических признаков, добывать информацию на основе рисунка-таблицы; выполнять фонетический разбор слова и разбор слова по составу

Метапредметные УУД

Познавательные: оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное

Личностные
результаты

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; проявлять чувства прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса «Русский язык»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

1.Оргмомент

Проверка домашнего задания

II. Актуализация знаний Минутка чистописания

Учите русский годы кряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждёт великая награда.

И та награда в нём самом!

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

–Какие затруднения были у вас при выполнении домашней работы?

Пропишите образцы чистописания:

Ст  ла  от  вл  ам  ро  ья

Прочитайте первые буквы из сочетаний, какое слово у вас получилось?

Это следующий вид нашей работы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Пишут образцы чистописания

СЛОВАРЬ

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

 

Словарная работа

Лексический диктант: по лексическому значению определите, о каком слове идет речь и запишите эти слова в тетрадь.

Какие слова вы записали?

Кровать, месяц, понедельник, шоссе, огород, молоток, класс, Москва, километр

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным - полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

О чем будем говорить на уроке?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Принимать

и сохранять

учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Сегодня на уроке мы систематизируем знания по изученному разделу и проверим  свои знания.

IV.

Обобщение и систематизация знаний

Наблюдение над языковым материалом

Групповая работа по составлению кластера

Организует работу по теме уроке, отвечает на вопросы учеников.

Какие темы и правила мы узнали, изучая раздел «Слово в языке и речи?»

Какие главы были изучены в этом разделе?

Групповая работа: 1 группа расскажет правила о лексическом значении слов, 2 группа о составе слова, 3 группа о частях речи

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов

-Лексическое значение слова, состав слова, части речи.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Физкультминутка

Выполняют  движения, повторяя за учителем

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику,

раздел «Проверь себя»

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Каждое понятие мы  с вами соберем в большую схему. (Крепят на доске названия)

Для сообщения выберите любую группу слов (одно-

Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Отгадывают загадки. Составляют предложения с многозначными словами.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое

значные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологизмы). Для наглядности можно использовать словари, рисунки.

– Как называется раздел науки о языке, который изучает значение слов, многозначные слова, синонимы, антонимы, устаревшие слова? (Лексика.)

4.)

Подчеркивают слова, которые употреблены в переносном значении.

мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить

к общему

мнению при работе в паре

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 2).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Какие части слова отмечены на схеме? (Основа, окончание, корень, суффикс.)

– Определите, все ли слова состоят из данных значимых частей.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Записывают слова, которые соответствуют данной схеме. Выделяют части слова.

Понимать
на слух ответы учащихся. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному

эталону. Формулировать свое мнение и позицию

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 3).

– Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание

Записывают слова.

Ключ [кл’уч’], вьюга [в’й’уга], съезд [сй’эст], мяч [м’ач’].

Работа

по учебнику  (упражне-

ние 5)

– Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

– Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является

(Ночью (сущ.) пришёл (гл.) первый (прил.) заморозок (сущ.). Он (местоим.) надышал (гл.) холодом (сущ.) на (предлог) стёкла (сущ.) в (предлог) доме (сущ.), и (союз) они (местоим.) запотели (гл.), посыпал (гл.) зернистым (прил.) инеем (сущ.) крыши (сущ.), захрустел (гл.) под (предлог) ногами (сущ.).

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя на листе самооценки.

Проводят самооценку, рефлексию.

Продолжают высказывания:

•  У меня получилось…

•  Я научился…

•  Сегодня на уроке я смог…

•  Урок дал мне для жизни…

•  За урок я…

Строить монологические высказывания. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Сегодня на доске 2 пословицы. Как вы понимаете их значение?Под каждой пословицей дом. Задания разного уровня сложности, оцените свои возможности и возьмите соответствующий листок с домашним заданием.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...