Рабочая программа по русскому языку в 4 классу по программе Гармония
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rus._yaz._4_kl.docx | 70.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»
«Согласовано» на заседании МО | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Протокол №___от «__» ____2019 | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ «Гимназия №80» |
/Я.Н.Косатова | /Л.Ю. Волкова | /А.А. Миронов |
Подпись /расшифровка | Подпись /расшифровка | Подпись /расшифровка |
Дата «_____»______2019 | Дата «_____»________2019 Приказ №_____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета: русский язык
предметная область: «Русский язык и литературное чтение»
4 «А» класс начального общего образования
Срок реализации программы 2019/2020 учебный год
Составители:
Рамазанова Е.Л..
Николаева Н.А.,
Васильева Л.А.,
Осяева А.В.,
учителя начальных классов.
г. Барнаул, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе ООП начального общего образования гимназии с учётом авторской программы «Русский язык» 1-4 кл. / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко — Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 г. УМК «Гармония»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента общеобразовательного
стандарта начального образования, рассчитана на 170 часов в год. Количество часов в неделю – 5.
35 учебно-календарная неделя компенсируется праздничными и каникулярными днями в учебном году.
Учебно-методический комплекс:
- Программа к курсу «Русский язык» для 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений. / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко — Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 г.
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», учебник по русскому языку для 4 класса, части 1,2, изд-во «Ассоциация XXI век», Смоленск 2014 г.
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, тетрадь-задачник по русскому языку для 4 класса, части 1,2,3, изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2016
- М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Методические рекомендации к учебнику по русскому для 4 класса», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2014 г.
Контрольно-диагностические материалы:
- Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс. Ч 1,2. - Смоленск: «Ассоциация XXIвек», 2015.
- Соловейчик.М.С., Кузьменко Н.С. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония».- Смоленск: «Ассоциация XXIвек», 2013 г.
- Соловейчик.М.С., Кузьменко Н.С. Итоговая проверочная работа по русскому языку. 4 класс.- Смоленск: «Ассоциация XXIвек», 2013 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты: представление о русском языке как языке своей страны; осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка; появление элементов сознательного отношения к своей речи, понимания необходимости контроля за её качеством; элементы коммуникативного, социального и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»; становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка); элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т. п.;
– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;
– выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
Познавательные УУД:
– целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к услышанному;
– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными;
– понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);
– находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
– осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; – осуществлять целенаправленные наблюдения за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или совместно выявленным параметрам;
Коммуникативные УУД:
– участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;
– участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- слушать высказывания собеседников;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его;
- понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;
– строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач),
стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства;
– воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В области речи, речевой, коммуникативной деятельности
Выпускник научится:
– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?»;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника, в том числе нормы построения освоенных словосочетаний, образования отдельных глагольных форм, форм именительного и
родительного падежей множественного числа имён существительных, написания слов с непроверяемыми орфограммами в пределах изученного;
– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной мысли, для выражения своего отношения к чему-либо);
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; понимать, от каког олица, 1-го или 3-го, ведётся рассказ;
– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
– делить текст на части (ориентируясь на подтемы),самостоятельно составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу повествовательного текста;
пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала, а также внося отдельные изменения, в частности, изменяя лиц рассказчика;
– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции, объявления;
дневниковые записи, короткие рассказы), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;
В области фонетики и графики
Выпускник научится:
– различать понятия «звук» и «буква»;
– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически(при предъявлении слова звучащим или написанным);
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– осознавать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на–тся, -ться, в словах с непроизносимыми согласными;
– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й] при письме;
– определять количество слогов в слове и их границы(а основе освоенных критериев);
– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).
Выпускник получит возможность научиться:
– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
– классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования
Выпускник научится:
– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
– конструировать слова из заданных частей слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
– различать изменяемые и неизменяемые слова, в том числе относить к числу последних наречия.
Выпускник получит возможность научиться:
– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики
Выпускник научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Выпускник получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
Выпускник научится:
– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного), в том числе опознавать как самостоятельные части речи имена числительные и наречия (яркие случаи);
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного;
- род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
– пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы);
– использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности
речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
В области синтаксиса и пунктуации
Выпускник научится:
– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
– ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;
– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
– различать понятия «части речи» и «члены предложения»,выделять в предложении главные и второстепенные члены;
– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
– устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
– распознавать предложения с однородными членами,
Выпускник получит возможность научиться:
– выделять наречия среди слов других частей речи;
– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
– видеть особенности изменения имён прилагательных на-ий, -ья, -ин;
– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности
Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, представленными в виде таблиц, схем, алгоритмов: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно-познавательных задач.
Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения.
Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи.
Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление);способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что…и др.).
Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).
Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении.
Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления; общее знакомство с новыми жанрами: объявлением, дневниковой записью, рассказом, сказкой. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.
Фонетика и графика. Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.
Лексика. Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и окончания (грамматическом); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Общее представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.
Состав слова (морфемика).
Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи. Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (с акцентом среди последних на наречиях).
Морфология
Совершенствование представления о частях речи как группах слов, отличающихся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения, а также о делении частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: закрепление изученного, продолжение формирования всех приобретённых умений; накопление опыта использования словаря учебника «Какого рода и числа слово?» для правильного употребления слов в речи. Дальнейшее становление умения определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов.
Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных. Определение принадлежности имени существительного к 1-му, 2-му или 3-му склонению; овладение необходимым для этого способом действия.
Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе);
при изменении некоторых имён существительных (рот – рта, лоб – на лбу и др.),
при образовании форм родительного падежа множественного числа от слов типа: место, дело, ёжи т. п.,
форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёри др.;
использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?».
Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений. Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных. Продолжение работы над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи.
Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа на уровне культуры речи и правописания).
Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.
Местоимение: закрепление общего представления об особенностях этой части речи, о личных местоимениях, их назначении, значении форм 1-го, 2-го, 3-го лица; овладение правилом употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи (продолжение работы).
Глагол: повторение изученного, совершенствование всех приобретённых умений. Сопоставление «работы» окончаний в формах настоящего, будущего и прошедшего времени; личные и родовые окончания глаголов.
Общее представление о понятии «спряжение». Два спряжения глаголов, способы определения спряжения; овладение необходимыми способами действия.
Продолжение работы над правильностью речи: над правильным ударением (звони´т, позвони´шь, посла´ла, начала´…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят), а также наблюдений за использованием различных глагольных форм для повышения точности и выразительности речи.
Наречие как «помощник» глагола в речи; знакомство с особенностями этой части речи. Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).
Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи: повторение. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и правильное использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.
Синтаксис
Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия. Знакомство со строением словосочетания: наличием главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Знакомство с некоторыми значениями словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), с их отражением в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как?идр .
Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу.
Вычленение словосочетаний из предложения и их составление. Освоение принятых правил связи слов как условия правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать из (с)и т. п.).
Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения главных членов.
Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определении, дополнении, обстоятельстве.
Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне). Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи («перечисления»), союзов и, а, но.
Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи).
Орфография и пунктуация
Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.
Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способ решения орфографических задач.
Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:
• безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие, -ья, -ье, -ов, -ин);
• безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
• безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;
• раздельное написание нес глаголами;
• ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа.
Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Постановка запятой в предложениях с однородными членами (простые случаи).
Проверка написанного: практическое овладение.
Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди, вперёд, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, кончить, коридор, коричневый, красить, лазить, медленно, молоток, налево, направо, неделя, пассажир, помнить, понедельник, портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.
Формы организации учебных занятий
- групповые;
- массовые;
- микрогрупповые;
- коллективные;
- индивидуальные;
- школьные уроки;
- экскурсии;
- домашняя работа;
самостоятельная работа
Основные виды деятельности:
-понимание и сохранение учебной задачи урока;
-ознакомление с информацией в учебнике(на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
-знакомство с основными видами речевой и письменной деятельности человека (слушание, говорение, чтение, письмо);
-оценивать результаты своей деятельности;
-общая целевая установка на изучение темы;
-конкректизация задач в начале каждого урока;
-введение новой информации;
-работа с текстовым и иллюстративным материалом.
Пояснения к программе
За основу берем тематическое планирование из методических рекомендаций, составленных автором программы (Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014).
После контрольных работ и изложений проводится работа над ошибками по необходимости на следующем уроке.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу учебного предмета «Русский язык» в 4 «А»классе
Учитель: Рамазанова Е.Л..
№п/п | Реквизиты документа | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | ||
1 | |||||
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов или общих тем | Всего часов |
1 | Знаем –повторим, не знаем –узнаем | 20ч.:17/3р |
2 | Словосочетание.( «Знакомимся со словосочетаниями») | 14 ч.:10/4р |
3 | Наречие. («Представляем ещё одну часть речи») | 5 ч.:4/1р |
4 | Проверяем себя | 3 ч.:2/1р |
5 | Пишем объявления | 3 ч. |
6 | Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | 32 ч.:26/6р |
7 | Части речи: что мы о них знаем? Повторение | 14 ч.:11/3р |
8 | Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») | 20 ч.:15/5р |
9 | Новое о строении предложений | 12 ч.:9/3р |
10 | Учимся рассуждать | 7 ч.:5/2р |
11 | Повторение систематизация и расширение знаний о слове(«И снова о главном работнике в языке– слове») | 23ч.:20/3р |
12 | Размышляем, рассказываем, сочиняем | 14 ч.:11/3р |
13 | Перелистаем учебник Всего | 3ч.:1/2р 170 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока | Дата проведения | Вид контроля. | ||||||
Знаем-повторим, не знаем-узнаем | |||||||||
1 | Начинаем повторять…(«Перечитаем письмо») | ||||||||
2 | Повторение основных грамматических понятий («Обо всём понемногу») | ||||||||
3 | Систематизация основных орфографических правил. | ||||||||
4-5 | Повторение изученного о речи («Всё ли ты помнишь о речи?) | ||||||||
6 | Знакомство с понятием«личный дневник»и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи») | ||||||||
7 | Обобщениеизвестного о слове: о значении, строении, частиречи и члене предложения.(«Что ты знаешь о словах?») | ||||||||
Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора («Как ты умеешь анализировать слова?) | |||||||||
8 | Звуки и буквы в слове: значение и строение слова | ||||||||
9 | Состав слова и его значение | ||||||||
10 | Разграничение слов по частям речи | ||||||||
11 | Повторение изученного о формах глагола | ||||||||
12 | Упражнение в выполнении различных грамматических действий | ||||||||
Совершенствование грамматических и орфографических умений(«Готовимся к проверке своих умений») | |||||||||
13-15 | Орфографические умения как правильные орфографические действия | ||||||||
16-17 | Тренировочно-проверочные работы | ||||||||
18 | Контрольная работа по результатам повторения. Диктант | Индивидуальный | |||||||
Учимся передавать рассказы других и говорить о себе | |||||||||
19 | Изложение: обучение пересказу от другого лица | ||||||||
20 | Написание воспоминаний«Летние встречи» | ||||||||
Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями») | |||||||||
21 | Знакомство с понятием«словосочетание»(«Как предметы, признаки, действия назвать точнее?») | ||||||||
22 | Продолжение знакомства со словосочетаниями | ||||||||
23 | Составление словосочетаний и включение их в предложение | ||||||||
24-25 | Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами(«Наблюдаем за значениями словосочетаний») | ||||||||
26 | Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений | ||||||||
Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях («Что может приказывать главный член словосочетания?») | |||||||||
27-28 | Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?») | ||||||||
29-30 | Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей(«Кому и в чём подчиняются имена существительные?» | ||||||||
31 | Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач | ||||||||
32-33 | Обучение выбору падежной формы имени существительного(«Учимся правильной речи») | ||||||||
34 | Закрепление изученного | ||||||||
Наречие. («Представляем ещё одну часть речи») | |||||||||
35 | Знакомство с особенностями наречия как части речи(«Представляем ещё одну часть речи») | ||||||||
36 | Правописание наречий | ||||||||
37 | Продолжение освоения наречия как части речи | ||||||||
38 | Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи | ||||||||
39 | Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий | ||||||||
40 | Повторение изученного и подготовка к контрольной работе(«Проверяем себя») | ||||||||
41 | Совершенствование и самопроверка приобретённых умений | ||||||||
42 | Контрольная работапо теме: «Проверяем себя» | Индивидуальный. | |||||||
43 | Знакомство с особенностями построения объявлений | ||||||||
44-45 | Создание текстов-объявлений | ||||||||
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | |||||||||
46 | Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») | ||||||||
47 | Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных») | ||||||||
48 | Формирование умения определять склонение имени существительного | ||||||||
49 | Закрепление изученного | ||||||||
50 | Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении | ||||||||
51 | Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных(«Известное правило подсказывает новое») | ||||||||
52 | Закрепление изученного | ||||||||
53 | Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных(«Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных») | ||||||||
54 | Закрепление изученного | ||||||||
55-56 | Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе | ||||||||
57 | Закрепление изученного | ||||||||
58-60 | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?») | ||||||||
61 | Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного | ||||||||
62 | Изложение « Так приходит зима» | ||||||||
63 | Этюд по картине А. Пластова «Первый снег» | ||||||||
64-65 | Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе(«Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?») | ||||||||
66-67 | Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию «Словарём трудностей».(«Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа») | ||||||||
68-70 | Закрепление изученных вопросов право- писания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») | ||||||||
71 | Закрепление изученного | ||||||||
72 | Контрольная работа | Индивидуальный | |||||||
73-75 | Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») | ||||||||
76-77 | Создание словесных этюдов(«Размышляем, фантазируем, рисуем…») | ||||||||
Части речи: что мы о них знаем? Повторение | |||||||||
78 | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи- имена») | ||||||||
79 | Продолжение повторения изученного | ||||||||
80 | Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения | ||||||||
Секреты имён числительных | |||||||||
81 | Изменение имён числительных по падежам | ||||||||
82-83 | Сложные числительные и особенности их изменения | ||||||||
84 | Употребление имён числительных в речи; совершенствованиеразличных орфографическихумений | ||||||||
Учимся пользоваться личными местоимениями | |||||||||
85-86 | Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений | ||||||||
Повторение изученного о глаголе | |||||||||
87 | Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание. | ||||||||
88 | Образование неопределённой формы | ||||||||
89 | Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать | ||||||||
90-91 | Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?») | ||||||||
Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов») | |||||||||
92 | Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы…») | ||||||||
93 | «Открытие»двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами(«Склонений –три. А спряжений?») | ||||||||
94 | Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание - ь в глаголах 2-го л.ед. ч., суффиксов и -ь в неопределённой форме) | ||||||||
95 | Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям | ||||||||
96 | Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием (Зачем и как узнавать спряжение глагола?») | ||||||||
97 | Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?») | ||||||||
98 | Закрепление умения узнавать спряжение по Неопределенной форме | ||||||||
99 | Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола | ||||||||
100-101 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») | ||||||||
102 | Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов | ||||||||
103 | Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов | ||||||||
104 | Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении(«Дополняем памятку характеристики глагола») | ||||||||
105-107 | Совершенствование комплекса формируемых умений(«Применяем знания, совершенствуем умения») | ||||||||
108 | Подробное изложение: обучение деловому повествованию. | Индивидуальный. | |||||||
109-110 | Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений | ||||||||
111 | Контрольная работа | Индивидуальный | |||||||
Новое о строении предложений | |||||||||
112 | Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения») | ||||||||
Однородные члены предложения | |||||||||
113 | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | ||||||||
114 | Союзы и знаки препинания при однородных членах | ||||||||
115 | Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами | ||||||||
116 | Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами | ||||||||
117 | Использование в речи предложений с однородными членами | ||||||||
Предложения бывают сложными | |||||||||
118 | |||||||||
Общее знакомство со сложными предложениями | |||||||||
119 | Сопоставление предложений сложных и простых с однородными членами | ||||||||
120 | Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» | ||||||||
Подведение итогов | |||||||||
121-122 | Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе | ||||||||
123 | Контрольная работа за 3-ю четверть | Индивидуальный | |||||||
Учимся рассуждать | |||||||||
124 | Знакомство с построением рассуждения | ||||||||
125 | Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления | ||||||||
126 | Обучение написанию объяснительной записки | ||||||||
127 | Обучение построению рассуждений (на материале правил письма) | ||||||||
128 | Письменный пересказ текста-рассуждения | ||||||||
129 | Конструирование текста-рассуждения | ||||||||
130 | Создание текста-рассуждения | ||||||||
Повторение, систематизация и расширение знаний о слове(«И снова о главном работнике в языке– слове») Слово и его значение | |||||||||
131 | Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? | ||||||||
132 | О словах, которые выходят из употребления | ||||||||
133 | Объясняем происхождение некоторых слов | ||||||||
134 | Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказ у текста («Поговорим о значении слов») | ||||||||
135 | Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарём | ||||||||
136 | Синонимы и антонимы; выбор точного слова | ||||||||
137 | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | ||||||||
Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание | |||||||||
138 | Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне(«От значения слова – к правильному написанию») | ||||||||
139 | История слова и непроверяемые безударные гласные в корне | ||||||||
140 | Рассказываем истории некоторых выражений | ||||||||
141 | Слово с разных точек зрения(«Что мы знаемо словах?») | ||||||||
142-143 | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора | ||||||||
144-145 | Чтобы писать грамотно, нужно…(систематизация умений) | ||||||||
146 | Совершенствование комплекса орфографических умений | ||||||||
Проверяем себя | |||||||||
147-148 | Проверяем свои умения(«Проверяем себя») | ||||||||
149-150 | Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста | ||||||||
151 | Контрольный диктант | Индивидуальный | |||||||
152 | Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте) | Индивидуальный | |||||||
153 | Культура речи: повторение и обобщение(«Знаешь, как правильно?») | ||||||||
Размышляем, рассказываем, сочиняем | |||||||||
154 | Наблюдения за способами связи предложений в тексте | ||||||||
155 | Обучение связи предложений в тексте | ||||||||
156 | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения | ||||||||
157 | Подробное изложение: обучение построению рассказа | ||||||||
158 | Подробное изложение: обучение словесному рисованию | ||||||||
159 | Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений | ||||||||
160 | Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение | ||||||||
161-162 | Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок | ||||||||
163 | Написание сочинений- рассуждений | ||||||||
164 | Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков | ||||||||
165 | Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков | ||||||||
166 | Ещё один рассказ по серии картинок | ||||||||
167 | Письмо учителю | ||||||||
Перелистываем учебник | |||||||||
168 | Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка… | ||||||||
169-170 | Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку для4 класса по программе " начальная школа 21в."
В рабочую программу включены такие разделы: пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения, ...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Т.Г. Рамзаевой
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе Т.Г. Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (по программе В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой) Пояснительная записка
Программа для третьего года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в обл...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма. В конце программы прилагаются диагностические материалы....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по Русскому языку. 2 класс. ФГОС. УМК Гармония. 2013-2014 уч год
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: п...