Конспект урока русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема: «Что такое корень слова. Однокоренные слова. Закрепление»

Образовательные цели:

- помочь учащимся систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике;

- закрепить умение определять состав слова и признаки;

- закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как проверяется безударный гласный в корне слова;

- формировать умение проводить коррекцию деятельности, т.е. проводить контроль и оценку работы;

- формирование УУД:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.11_russkiy.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Что такое корень слова. Однокоренные слова. Закрепление»

Образовательные цели:

- помочь учащимся систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике;

- закрепить умение определять состав слова и признаки;

- закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как проверяется безударный гласный в корне слова;

- формировать умение проводить коррекцию деятельности, т.е. проводить контроль и оценку работы;

- формирование УУД:

1.Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы

2.Регулятивные УУД

ученик развивает навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель,

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

• адекватно понимать оценку взрослого,

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

3.Познавательные УУД

школьник учится:

• удерживать учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

• обобщать полученные знания,

• использовать знаково-символическое моделирование,

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

4.Коммуникативные УУД

школьник учится:

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества

Воспитательные:

- формировать навыки коллективной деятельности, сплочение детского коллектива

Оборудование урока:

  • компьютер
  • презентация урока
  • демонстрационный раздаточный материал
  • учебники

Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, групповая работа.

Методы обучения:

  • проблемный
  • частично-поисковый
  • словесно-логический
  • метод самостоятельной работы учащихся
  • метод групповой работы учащихся

Ход урока:

1.Организационный момент (3 мин)

Проверка готовности к уроку, создание позитивного психологического настроя.

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

2.Чистописание (5 мин)

- Определите, какой согласный звук часто повторяется в песенке Водяного из мультфильма.

(Видеоролик) слайд №1

Я водяной, я водяной,

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться!

- Он имеет парный глухой согласный звук - т?

- Это звук д. Какая орфограмма связана с этой буквой? Как её проверить?

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой он обозначается на письме? Эту букву мы сегодня будем писать.

(Учитель показывает образцы на доске, дети прописывают в тетрадях) слайд №2

- Оцените себя.

3.Определение темы урока. Постановка учебных целей (3 мин)

- Что еще объединяет эти слова из песенки? На экране слайд №3 (водяной, водица, водиться)

- Они близки по смыслу, имеют отношение к воде. Согласны? Какое слово тут лишнее?

- Можно ли к ним добавить слова с общим значением? Слайд № 4 Водяной, водица, подводник, водянка, водонос, водолаз, водичка.

- Что ещё общее в этих словах?

- Часть слов записана одинаковыми буквами - вод…(на слайде выделение)

- Как называется общая часть родственных слов? (корень)

- Назовите  тему сегодняшнего урока  (корень слова)

- Посмотрите на экран, тема нашего урока: (слайд №5) «Корень слова. Однокоренные (родственные) слова»

- Какие знания нам необходимо усвоить сегодня на уроке? (Мы должны закрепить, что такое корень слова,  как он выделяется,  какие слова называются однокоренными)

4.Основной этап урока (5 мин)

- Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое корень? Слайд №6 Корень слова - общая часть родственных слов.

- Какие слова называются однокоренными? Слайд №7 Слова, образованные от одного и того же корня называются однокоренными или родственными.

 Применение знаний (10 мин)

Прочитайте цепочки слов на экране. Запишите однокоренные слова. Обоснуйте ответ (один ученик комментирует у доски)

а) нос, носильщик, носик, носатый

б) час, часок, часть, часовщик

в) гусь, гусята, гусеница, гусыня

- Какие слова называются однокоренными? Оцените себя. Как вы справились с этим заданием?

5.Физминутка (2 мин)

- На доске написаны пары слов. В одних - родственные слова, в других - нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

лес - лесник, стена - гвоздь, река - плот, кот - котик, сад - садовый, поле - полюшко, дом - домашний,  дом - дым

- Что помогло вам в работе, какие признаки однокоренных слов вспомнили? Слайд №8

 Признаки однокоренных слов:

- имеют общую часть

- близки по смыслу

6.Работа с учебником. Выполнение упражнения 90 (6 мин)

- Откройте учебники. Надо прочитать, разделить слова на группы и объяснить свои действия. Записывать по рядам. (Взаимопроверка) Слайд №9

(Оцените себя)

Физминутка для глаз

  • Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь.
  • Сядьте прямо, держите голову ровно.
  • За движущимися предметами на слайде следите только глазами.
  • При мерцании огня на маяке часто моргайте.
  • По завершении физминутки опять прикройте глаза ладошками, закройте их на несколько секунд, откройте.
  • Вот вы и отдохнули!

Работа в парах. Выполнение упражнения 86 (5 мин)

- Первую пару слов вместе с учителем показать на доске.

- Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель открывает нужный слайд):

Слайд №10 В корне заключён главный смысл всех родственных слов

Оцените себя.

Групповая работа (2 мин)

Игра «Копилка русского языка»

- Собрать в копилку как можно больше родственных слов с корнем:

1 группа - сад

2 группа - лес

3 группа - корм

4 группа - ход

5 группа - лист

6 группа - дом

- Выделить  в словах корень. Проверить.

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?

- Вывод: Слайд №11 Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется и будет являться корнем.

Самостоятельная работа (2 мин)

- Зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово, выделить корень в однокоренных словах:

1) белка, беленький, белить

2) водяной, вода, водить

3) лист, лиса, лисёнок

4) лось, лоскут, лосёнок

5) горный, горка, городок

6) пёс, песочный и песок

- Назвать однокоренные слова. (Самопроверка. Эталон на экране. Слайд №12)

7.Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап (2 мин)

- Какую цель ставили перед началом урока?

- Мы достигли этой цели?

- Что такое корень слова?

- Как правильно определить корень в слове?

- Как выделить в слове корень?

- Какие слова называются однокоренными?

- Сегодня на уроке активно работали и показали хорошие результаты...

- Отметки получили...(комментирую)

8.Домашнее задание.

- Творческое задание: составить цепочки из большего количества слов к одному выбранному слову, объяснить лексическое значение этого слова.

- Оцените свои силы, как вы поработали на этом уроке?

- Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...