Гласный звук [о]. Буквы О, о.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок обучения грамоте по теме «Гласный звук [о].Буквы О,о» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе. УМК «Школа России». Горецкий В.Г. «Азбука». Интерактивные подходы (работа в малых группах, работа в парах, деловые игры и образовательные игры, презентации); разноуровневое обучение; эвристическое обучение (непрерывное открытие нового), индивидуальные формы работы создают условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути её решения, реализовать их на практике и представлять результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_o.docx | 56.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Гласный звук [о]. Буквы О, о»
Класс:1 класс
Предмет:обучение грамоте
Программа:«Школа России»
Тип урока:урок открытия нового знания, комбинированный урок
Цель:познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О, о.
Задачи:
1. Образовательные:
- Формировать умение выделять звук [о] из потока речи:
- Формировать умение узнавать графический образ буквы О, о;
- Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.
- Учить выделять ударный слог, делить слово на слоги, из слогов вычленять звуки;
- Закреплять написание изученных букв
- обучение написанию прописной и строчной букв О,о.
2. Развивающие:
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;
- Развивать фонематический слух; оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образноемышление.
- Развивать умения четко и правильно выражать свои мысли, умение вести диалог, анализировать и обобщать,
3. Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к учению, бережное отношение к природе;
- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:формировать умение выделять звук [о] из речи в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова, характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу, находить слова с буквами О ,ов текстах на страницах «Азбуки».
Личностные УУД: адекватная мотивация; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.
МетапредметныеУУД:
РегулятивныеУУД:принимать учебную задачу урока, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций; моделировать, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.
Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, распознавать объекты, выделяя существенные признаки; синтез, сравнение.
Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Основные методы: проблемно-поисковый, беседа, наблюдение.
Формы организации познавательной деятельности уч-ся: фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, индивидуальная работа.
Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Средства обучения:учебник «Азбука» Учеб. для 1 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч.1 / Сост. Горецкий В.Г. и др. -2-е изд. –М.: Просвещение,2017; учебное пособие «Пропись» В.Г. Горецкий Н.А. Федосова изд. – М.: просвещение, 2018 г., раздаточный материал, ИКТ, магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с буквами;
Структура (план) урока:
- Организационный момент. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
- Повторение изученного
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа с сюжетными картинками
- Постановка темы и целей урока
- Знакомство со звуком [о]
- Артикуляция при произношении звука [о]
- Работа с учебником
- Работа с «лентой букв»
- Организация познавательной деятельности
- Слого-звуковой анализ слова «окуни»
- Физкультурная минутка
- Первичное закрепление материала
- Развитие речевого аппарата
- Тренировка в написании буквы О
- Итог урока
- Рефлексия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, дети! Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Всё ль в порядке, Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Тихо все за парту сели На меня все посмотрели Мы должны успеть все в срок Букву новую узнать Почитать и пописать. | Приветствие учеников. Настрой на работу и позитивное настроение во время урока. | Проверка своей готовности к уроку. Настрой на активную и продуктивную работу. | Регулятивные УУД: самостоятельная организация рабочего места. Личностные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Актуализация (повторение) знаний | 1.Фронтальная работа -На какие группы делятся звуки? - чем отличаются звук от буквы? - Какие звуки называются гласными? -С какими гласными звуками мы уже познакомились? 2. Индивидуальная работа по карточкам. (слайд №2) - Найдите буквы А, а среди других букв и обведите в кружок красным цветным карандашом. 3.Фронтальная работа. Работа с сюжетными картинками.(слайд №3) - Используя иллюстрации расскажите сказку «Лиса и волк» - В какое время года происходит событие? - На чем едет старик? - Кто запряжен в сани? - Что вез дедушка на санях? - Кого он подобрал на дороге? - Каким образом лисе удалось обмануть волка? - Какой вы представили лису? - Почему женщины всполошились, когда пошли по воду? - Чем опасен волк для людей? - Кому вы больше всего сочувствуете в этой сказке? 4.Работа в группах. - Найдите слова из сказки, в которых содержится звук [а] (лиса, зима, рыба, шуба, дедушка, дорога, солома) Подберите к ним слоговые схемы и укажите месторасположение данного звука с помощью слоговых моделей. Лиса, рыба, шуба, зима Дедушка Дорога, солома - Что мы можем рассказатьо звуке [а]? | Использование ИКТ. Выявляет уровень знаний учащихся, проверяет тех, кто быстро справляется с работой. Использование ИКТ. Выявляет уровень знаний учащихся, проверяет тех, кто быстро справляется с работой. Использование ИКТ. Выбор эффективного способа концентрации внимания. Мотивация деятельности. Организует работу в группах, направляет деятельность учащихся.Поощрение и поддержка. | Узнают, сравнивают, различают заглавную и строчную печатные буквы А, а. Пересказывают сказку по серии картинок. Отвечают на вопросы учителя. Работают в группах. Выделяют звук [а] с опорой на предметный рисунок и схему-модель. | Регулятивные УУД:планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций; анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины. Познавательные УУД: распознавать объекты, выделяя существенные признаки;
Регулятивные УУД: определять цель задания с помощью учителя. Регулятивные УУД:удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций; моделировать, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, распознавать объекты, выделяя существенные признаки; Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию ; совместно договариваться о правилах работы в группе и следовать им; |
III. Постановка проблемы и определение темы урока (обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы). V.Организация познавательной деятельности V. Физминутка. VI. Первичное закрепление VII.Развитие речевого аппарата. | 1.Знакомство со звуком [о] (слайд №4) -Назовите изображённые предметы на картинке. -Как назвать все эти предметы одним словом? (Овощи). -Какой первый звук мы слышим в слове ОВОЩИ? - Проговорим слово хором. - Произнесите первый звук. - -А может кто-то из вас уже догадался, с каким звуком мы сегодня познакомимся на уроке? - Кто из вас может назвать тему нашего урока? (слайд №5), (слайд №6) Произнесите его еще раз. Как располагаются видимые органы речи при его произношении. 2.Артикуляция при произношении звука [о]. - При произношении звука [о] губы вытягиваются трубочкой вперёд, воздух спокойно проходит без препятствий. - Дайте характеристику звука. - Он согласный или гласный? - Почему вы так считаете? - Назовите ещё раз, какие предметы были изображены. (слайд 4) - Есть ли звук [о] в других словах кроме слова овощи? - Кто знает, какой буквой обозначается гласный звук [о].(слайд 7) - На что похожа буква о? (слайд 8) - В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. Е.Тарлапан (слайд 9) Посмотри на колесо, А увидишь букву О. В старом дереве дупло Ну совсем как буква О. - Я прочитаю вам рассказ, а вы должны запомнить как можно больше слов со звуком [о]. (слайд 10) Ослиный огород. Решил осёл огород завести. Посадил овощи, сел и ждёт, когда они вырастут. А ему говорят:
Взял осликведро и давай бегомводу из озера носить. Носил, носил, устал да и сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.
Обрадовался осёл, повыдергал всю рассаду и посадил её в овраге. А ночью прошёл дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород. Утром пришёл ослик. Так я и знал. Воры всё съели. Надо охранять. Опять посадил овощи. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись, овцы с козами лезут.
Пока гонял, всё потоптал.
И полез из оврага на чужом поле овёс воровать.
3.Знакомство с буквами О,о. Работа с учебником на с. 25. - Откройте учебник на с.25 - Гласный звук [о] записывается буквой, которая так и называется: гласная буква О. - Мы с вами уже знаем, что для обозначения звука на письме существуют две буквы - Как вы думаете, почему на с. 25 учебника изображены две буквы гласного звука [о]? -Похожи ли они между собой по внешнему виду? 4.Работа с «лентой букв». - Все буквы живут в домике. - Кто догадался где будет располагаться домик буквы О на ленте букв? Почему вы так считаете? Докажите. (слайд 11) - Правильно, мы поселим букву О в красный домик на верхний этаж, так как эта буква на письме будет обозначать твердость согласного, который стоит перед ней. 1.Слого-звуковой анализ слова «окуни».(слайд 12) - Рассмотрите картинку на с.25 и в красной рамке справа вверху. - Что за рыбы изображены на картинке?(окуни) - Проговорим слово хором. - Произнесите первый звук. -Произведем звуко-буквенный анализ слова окуни. - Произнесём это слово по слогам. Сколько слогов в слове окуни? - Произнесём и потянем голосом самый первый звук в слове. - Какой звук мы слышим в начале слова? - Как произносится звук [о]? - Назовите звуки во втором слоге и подумайте, будет ли этот слог слогом-слиянием? -Чем интересен для нас этот слог? - Как слышится согласный звук [к] в слоге-слиянии, когда за ним следует гласный звук [у]? - Произнесите третий слог, послушайте звуки и подумайте, будет ли этот слог слогом-слиянием? - Произнесите слово полностью и определите ударный гласный звук. - Как слышится ударный гласный звук? - Раскрасьте только тот овощ, который вы больше любите. - Кто может справиться самостоятельно? Приступайте. - Кому нужна помощь?Делим слова на слоги, определяем ударный слог. - С какого звука мы начинаем произносить слова «окуни» и «овощи»? - С каким звуком мы познакомились и что интересного о нём узнали? - А теперь поиграем немного. Встали все. Я буду называть слова, если в слове есть звук О, вы хлопаете, если нет – садитесь на корточки. Садовник, звезда, дом, дуб, дети, орден, дупло, сень, метро, мама, карандаш. -Найдите у себя на партах карточку со стихотворением «Окунек». (слайд 13) - Кто умеет читать, те дети читают и находят слова с буквой О. - Кто не умеет читать, обводите в кружок красным цветным карандашом все встретившиеся вам буквы О. - Чем отличается буква от звука? - Как произносятся согласные звуки в слоге-слиянии с гласным звуком [о]? - Почему окунек попался на крючок? - Как называют де-тей, которые не при-слушиваются к сове-там взрослых? - Мог ли окунек не попадать в неприят-ную историю? -Какой вывод мы можем сделать? Дыхательная гимнастика. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК» - Cорвите воображаемый цветок и понюхайте его. Вдох делается через нос, при выдохе произносим "а-а-а-а" - как вкусно пахнет цветок. - Подуйте на воображаемый одуванчик. (4 раза) | Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке. Подводит детей к определению темы урока. Организует практическое наблюдение, подводит детей к выводу, что звук [о]-гласный, может быть ударным и безударным. Подводит детей к самостоятельной постановке учебных задач. Организует работу по звуковому анализу слова. Выявляет уровень знаний учащихся, учитель проверяет тех, кто быстро справляется с работой. Объясняет особенности артикуляции звука [о]. Предлагает иллюстрацию с изображением буквы и просит привести примеры из собственного опыта. Организует проведение физкультминутки Организует работу в парах, направляет деятельность учащихся.Поощрение и поддержка Организует проведение дыхательной гимнастики | В процессе диалога «открывают» новые знания. Высказывают предположения о звуке и букве, которую будут изучать на уроке. Формулируют тему урока и её задачи Произносят новый звук, наблюдают за процессом произнесения звука и делают вывод о том, что звук [о]-гласный,может быть ударным и безударным. Моделируют слово с помощью слоговых моделей. Выделяют гласные, ударный слог. Учатся правильно произносить звук. Делают выводы. Рассматривают и анализируют зрительный образ буквы, приводят свои примеры, определяют место изученной буквы на «ленте букв». Дети выполняют физические упражнения Работают в парах. Распознают звук [о] в словах, определяют место нового звука в слове. Узнают и различают заглавную и строчную печатные буквы О, о. Находят слова с буквами О, о в текстах. Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики | РегулятивныеУУД:принимать учебную задачу урока, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций, моделировать, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные УУД: готовность следовать нормам природоохранного поведения. РегулятивныеУУД:удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций, анализировать свою работу, находить ошибки. Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делать выводы в результате совместной работы всего класса. ЛичностныеУУД: установка на здоровый образ жизни. РегулятивныеУУД:принимать учебную задачу урока, планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций.Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию. Регулятивные УУД:удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций; моделировать, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины, взаимопроверка. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, распознавать объекты, выделяя существенные признаки; Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию ; совместно договариваться о правилах работы в группе и следовать им; ЛичностныеУУД: установка на здоровый образ жизни. РегулятивныеУУД:принимать учебную задачу урока, планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций.Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию. |
VIII. Тренировка в написании прописной и строчной букв О,о | Откроем наши прописи на стр.5(слайд 14) Между верхней и нижней линией рабочей строки рисуем овал. Начинаем его с правой стороны. | Учитель показывает на доске написиние буквы О,о | Дети выполняют задания в «Прописи» | РегулятивныеУУД:принимать учебную задачу урока, определять и формулировать цель деятельности; планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций,
Регулятивные УУД:Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять самоконтроль. |
X. Подведение итогов урока. Рефлексия.(совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся) | - Наш урок подошел к концу. - Что нового мы узна-ли сегодня на уроке? - Какой звук обозначает буква О? - Как произносятся согласные звуки в слоге-слиянии с гласным звуком [о]? -Чему вы научились? - Где вам пригодятся новые знания? - Какие задания были более интересными? (слайд 15) - Выберите из смайликов тот, кото-рый соответствует ва-шему настроению. - Если на уроке вам было интересно выбе-рите улыбку, если что -то не понравилось – нейтральный, если вам было скучно – грустный смайлик. | Организация анализа деятельности учащихся. | Отвечают на итоговые вопросы урока. Анализируют и оценивают свою собственную деятельность | РегулятивныеУУД:удерживать цель деятельности до получения её результата; выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач; анализировать собственную работу
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Гласные звуки и буквы гласных звуков
Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Технологическая карта урока русского языка , проведенного во 2 классе по программе "Школа России"...
1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение. 3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Совмещённый урок русского языка в 1 и 3 классах...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....