Урок русского языка в 4 классе по теме "Второстепенный член предложения - обстоятельство" УМК Система развивающего обучения Л.В. Занкова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сиваш Анна Григорьевна

Конспект  урока в 4  классе                                                                   

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.                    

Цель урока:

- формирование понятия  об обстоятельстве;                                         

- расширение знаний  о конструкции предложения;                                 

- формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.      

Задачи урока:                                                                                          

      предметные -  дать понятие об обстоятельстве, как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения; познакомить с механизмом (алгоритмом) нахождения обстоятельства в предложении; развивать умение графически выделять обстоятельства на письме; 

 метапредметные -  развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему , анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков обстоятельства  как члена предложения;    отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться. 

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемый результат обучения:                                                                           

     познавательные УУД – умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;  умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам (вопрос, значение, роль в предложении);  

  коммуникативные УУД -  развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания  при аргументации ответа;  развитие навыков общения в паре и группе;                                                                              

  регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность ;   выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного;  умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;                       

   личностные УУД – учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_k_attestatsii.docx43.7 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.97 МБ
Файл individualnye_zadaniya.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Урок по русскому языку в 4 классе

(по учебнику «Русский язык» 4 класс А.В. Поляковой)

Учитель Сиваш А.Г.

Конспект  урока в 4  классе                                                                    

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.                     

Цель урока:

- формирование понятия  об обстоятельстве;                                          

- расширение знаний  о конструкции предложения;                                  

- формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.      

Задачи урока:                                                                                          

      предметные -  дать понятие об обстоятельстве, как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения; познакомить с механизмом (алгоритмом) нахождения обстоятельства в предложении;                                                                                                           развивать умение графически выделять обстоятельства на письме;  

 метапредметные -  развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;                                                                                                                    умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему , анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков обстоятельства  как члена предложения;    отрабатывать каллиграфию письма;                                                                                   воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться. 

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемый результат обучения:                                                                                 познавательные УУД – умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;  умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам (вопрос, значение, роль в предложении);   

  коммуникативные УУД -  развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания  при аргументации ответа;  развитие навыков общения в паре и группе;                                                                              

  регулятивные УУД – развитие умения планировать свою деятельность ;   выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного;  умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;                      

   личностные УУД – учить общению внутри группы, позитивному отношению к окружающим.

                                                             Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Формирования УУД

I

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

- Поскорей проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все на месте, все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Настрой  на позитивное восприятие урока

II

Каллиграфическая минутка

- Запишите число с комментированием и слово Тема, но с темой урока мы познакомимся чуть позже.

Слайд 1

Минутка чистописания

Слайд 2

На что это похоже? (На очки) Это волшебные очки, которые в течение всего урока будут помогать вам в работе

http://festival.1september.ru/articles/509621/img1.gif

Девизом нашего урока предлагаю взять такие слова: Хочу всё знать! И буду бдительным!

Как понимаете эти слова? (Будем очень внимательны, чтобы открыть новые знания)

         Действительно, сегодня на уроке эти качества нам обязательно понадобятся, ведь нас ждет увлекательное путешествие в мир русского языка, а там так много пока еще неизвестного для нас. Итак, «наденьте» волшебные очки и в путь.

Создание проблемной ситуации, планирование дальнейшей деятельности.

УУД: познавательные

III

Актуализация знаний

Слайд 3

- Прочитайте пословицу

(Человек славится честным трудом.). Запишите. Разберите её по членам предложения. (Один учащийся у доски). Проверка выполнения задания

- Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить это задание?

(Знания о частях речи и членах предложения).  Расскажите.

Слайды  4, 5

Для каждого ряда я приготовила свое предложение.

 Запишите. Определите каким членом предложения является каждое слово.

Слайд 6

(1 р.- Кругом тает темный снег.

2 р.- Весело звенит за окном весенняя  капель.

3 р.- Всюду журчат веселые ручьи )

Можете приступать к выполнению задания.

Актуализация знаний по теме «Члены предложения»

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные

IV

Выявление места и причины затруднения

-  Получилось ли у вас выполнить задание полностью? Почему? (не смогли определить каким членом предложения являются слова кругом, весело, всюду).

- Что помешало вам это сделать? (мы не имеем сведений об этом члене предложения)

- Хотите ли вы узнать каким членом предложения являются эти слова?

Вместе мы сможем это сделать.

Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные

V

Изучение новых знаний

- Перечитайте эти слова. Выделите сходные признаки. (похожи вопросы, это наречия, несклоняемые и неспрягаемые слова, которые поясняют чаще всего глаголы и прилагательные).

     -Данный член предложения показывает место действия,  время действия,  в каких обстоятельствах происходит то или иное действие.  Как вы думаете, как  можно назвать его? (обстоятельство)

По ходу высказываний учащихся на экране появляется опорная схема

Слайд 7

Место, действия

       Где? Куда? Откуда?

Время действия

                           Когда?

Способ действия

               Как? Каким образом?

         Обстоятельство

- Так какова тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? Запишите тему в тетрадь.

- Для чего нам нужны знания об обстоятельстве?

        - Вы самостоятельно вывели правило об обстоятельстве, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откройте стр. 17.  учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали?

Что нового вы узнали об этом члене предложения из учебника?

Слайды 8,9

(Обстоятельство подчеркивается  пунктиром с точкой)

Планирование последующей деятельности

УУД: регулятивные, познавательные

VI

Физминутка

Слайд 10

- Я вижу вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетания, а вы если в нем есть обстоятельство, все приседаете; если определение- хлопаете:

густо растет в саду,

зелёная трава,

тонкий лед,

ярко светит лампа,

 хороший день,

 внимательно слушают на уроке,

сейчас тихонько присядете.

VII

Понимание изученного

- Мы изучили новый материал. Как вы думаете, что  нужно теперь сделать? (применить свои знания)

- На стр.16 прочитайте текс упражнения 224.

Слайд 11

- Какое задание вы могли бы дать своему соседу  по парте?

- Прочитайте задание к упражнению. Совпадает ли оно с вашим.

(проектная работа)

- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание? 

Объединитесь в группы. Выберите капитана команды.

-Какие правила работы в группе мы должны помнить?

Учащиеся работают с карточками в группах (по 4 человека)

(алгоритм действия)

1.Прочитаю предложение.

2.Спишу в тетрадь.

3.Выделю грамматическую основу.

4.Задам вопрос от подлежащего к зависимому слову.

5.Определю каким членом предложения оно является.

6.Подчеркну.

Отчет капитанов команды. Дополнения учащихся. Доказательства.

(алгоритм действий  вывешивается на доску, сравнивается с эталоном)

Слайд 12

Самостоятельное выполнение задания

Фронтальная проверка (зачитывание предложений, аргументирование)

          Оцените  работу.

(+ справился хорошо

+  - думаю, что допустил ошибки

- мне трудно, я пока не справился)

- Кому из вас потребовалась помощь?

- На каком этапе работы по алгоритму  возникли затруднения?

- Пометьте в тетради на полях восклицательным знаком  тему для повторного разбора.

         - Что нового узнали из этого упражнения?

(обстоятельство поясняет, конкретизирует сказуемое. Обстоятельство - второстепенный член предложения, выраженный наречием.

Планирование деятельности, анализ и синтез слов , развитие умения строить логические цепочки

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные

VIII

Физминутка для глаз

Слайды 13-19

IX

Закрепление нового материала. Групповая работа.

- Посмотрите внимательно на условное обозначение  на карточках, которые лежат у вас на столе.

Слайд 21

 Что вы можете о нем сказать?

(  * пометка трудное ).

Подумайте, какое задание вам посильно. Выберите. Выполните одно из них.

-Внимание, вопросы:

Что требуется сделать?

Какие знания вам пригодятся?

Приступаем к выполнению задания.

Закрепление полученных знаний , развитие умения применять знания на практике

УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

X

Итог урока (рефлексия)

- С каким второстепенным членом предложения мы сегодня познакомились?

- Какие задачи, поставленные в начале урока удалось решить?

*Я узнал ……………………

* Было трудно……………

* Расскажу другим о…….

* Было интересно…………

Обобщение материала, выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

XI

Домашнее задание

Стр.  19 упр. 228

Для слабых детей:

Стр. 18 упр. 227,

Прочитайте задание. Вызывает ли оно у вас затруднение? Что необходимо сделать?

Слайд 22


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

  1. Творческая работа.

Составьте предложения, используя слова:    сегодня,   вблизи

и запишите их  в тетради. Подчеркни второстепенный член предложения – обстоятельство.

  1. * 6. Творческая работа.

Подбери наречия, чтобы у тебя  получилось стихотворение.

Запиши.

……, …… Новый год!
Он торопится, идёт!
Постучится …… в двери к нам:
Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник ……… встречаем,
Ёлку ……… наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки.

  1. Самостоятельная работа.

 Запиши предложения.  Поставь знаки препинания. Третье  предложение разбери по членам предложения.

Ночью ворвался в город  ветер сильно дрожали стёкла окон.

Грачи важно расхаживали по двору  клевали крошки.

1.Творческая работа.

Составьте предложения, используя слова:    сегодня,  вблизи

и запишите их  в тетради. Подчеркни второстепенный член предложения – обстоятельство.

2.* 6. Творческая работа.

Подбери наречия, чтобы у тебя  получилось стихотворение.

Запиши.

……, …… Новый год!
Он торопится, идёт!
Постучится …… в двери к нам:
Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник ……… встречаем,
Ёлку ……… наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки.

3.Самостоятельная работа.

 Запиши предложения.  Поставь знаки препинания. Третье  предложение разбери по членам предложения.

Ночью ворвался в город  ветер сильно дрожали стёкла окон.

Грачи важно расхаживали по двору  клевали крошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Прямая речь" 4 класс (по учебнику Поляковой А.В, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Представлена разработка урока в виде презентации по русскому языку для тех, кто обучается по системе РО Л.В.Занкова, учебник Поляковой. Показаны все этапы урока (создание эмоционального настроя и в то...

Урок русского языка. Тема «Понятие о второстепенных членах предложения». Разработка предназначена для учащихся 3 класса. Программа «Школа 2100».

Урок русского языка  в 3 классе по теме «Понятие о второстепенных членах предложения» является составляющим раздела «Предложение». В результате изучения данной темы учащиеся...

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"

Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Тема: Однородные члены предложения.

В данный урок введен правосланый компонент, поэтому урок имеет как познавательную, так и воспитательную ценность....

Урок математики 2 класс Умножение натурального числа на единицу. система развивающего обучения Л.В.Занкова

На этом уроке учащиеся знакомятся с приемом умножения на единицу и соответствующими случаями деления. Применение ИКТ на уроке ....

Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...