Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательныйрусский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
markova_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО Протокол № 1 от «31»августа 2019 г. |
| УТВЕРЖДАЮ Т.Р.Исманов от «02» сентября 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Направление: общеинтеллектуальное
Количество часов: 1час в неделю (всего 34часа)
Педагог: Маркова Людмила Владимировна
2019– 2020 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальная направленность) «Занимательный русский язык» для 3 б класса составлена в соответствии с требованиями:
1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказом Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»;
4. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательныйрусский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
- Планируемые результаты освоения учащимися программы
внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные
Обучающиеся должны знать:
- правила правописания слов с изученными орфограммами.
- признаки согласных и гласных звуков.
- состав слова.
- признаки родственных слов
- виды пересказа
Обучающиеся должны уметь:
- различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- разбирать слова по составу.
- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- писать НЕ с глаголами.
- работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
- составлять рассказы по картинке
- пересказать текст.
- Содержание программы
Тема 1.Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3.Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5.Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7.В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов.Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10.Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12.Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13.Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15.Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова-синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16.Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17.Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18.Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 19-20.В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22.В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах.Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24.Искусство красноречия. (2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27.Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29.Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 30-31.Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32.Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33.Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34.КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Календарно–тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС НОО «Занимательный русский язык»
Руководитель: Маркова Людмила Владимировна
Количество часов в год – 34 , в неделю – 1ч
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год | ||||||
Количество часов | план | фактически | план | фактически | план | фактически | план | фактически | план | фактически |
8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Планирование составлено на основании:
Программы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Занимательный русский язык».
Направление: общеинтеллектуальное.
Срок реализации: 1 год. Возраст детей: 8-9 лет
Тематическое планирование составила ________________/ Маркова Л. В.
№ п/п | Дата | Корректи ровка | Тема занятия |
1 | 05.09 | Сказочное царство слов. | |
2 | 12.09 | Путешествие в страну Слов. | |
3 | 19.09 | Путешествие в страну Слов. | |
4 | 26.09 | Чудесные превращения слов. | |
5 | 03.10 | Чудесные превращения слов. | |
6 | 10.10 | В гостях у слов- родственников. | |
7 | 17.10 | В гостях у слов- родственников. | |
8 | 24.10 | Добрые слова | |
9 | 07.11 | Добрые слова | |
10 | 14.11 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | |
11 | 21.11 | Новые слова в русском языке. | |
12 | 28.11 | Новые слова в русском языке. | |
13 | 05.12 | Встреча с зарубежными друзьями. | |
14 | 12.12 | Синонимы в русском языке. | |
15 | 19.12 | Синонимы в русском языке. | |
16 | 26.12 | Слова- антонимы. | |
17 | 16.01 | Слова- омонимы. | |
18 | 23.01 | Крылатые слова. | |
19 | 30.01 | В королевстве ошибок. | |
20 | 06.02 | В королевстве ошибок. | |
21 | 13.02 | В стране Сочинителей. | |
22 | 20.03 | В стране Сочинителей. | |
23 | 27.02 | Искусство красноречия. | |
24 | 05.03 | Искусство красноречия. | |
25 | 12.03 | Праздник творчества и игры. | |
26 | 19.03 | Трудные слова. | |
27 | 02.04 | Трудные слова. | |
28 | 09.04 | Анаграммы и метаграммы. | |
29 | 16.04 | Анаграммы и метаграммы. | |
30 | 23.04 | Шарады и логогрифы. | |
31 | 30.04 | Шарады и логогрифы. | |
32 | 07.05 | Откуда пришли наши имена. | |
33 | 14.05 | Занимательное словообразование. | |
34 | 21.05 | КВН по русскому языку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ. 2017
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ...
Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"
Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны русского языка».
Рабочая программа «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на ...
рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи
Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" для 4 класса
Дополнительная общеразвивающая программа «Русский язык с увлечением» для 4 класса, 34 часа составлена на основе авторской программы Е. В. Аг...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" (2 класс)
Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов ...