рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 имени А.П.Маресьева
муниципального образования «Город Донецк»
(МБОУ СОШ №2 г.Донецка)
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 г. Донецка _____________/Фролов Е. В./ Подпись Ф.И.О. Приказ от________ №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Русский язык и культура речи»
Направление «Общекультурное»
3 «Б» класс
Составитель:
Ушакова Оксана Ивановна
учитель начальных классов
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ",
9. На основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи».
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
Данная программа является дополнением к курсу « Русский язык». Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Основной целью работы по курсу «Русский язык и культура речи» является: формирование умений младших школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Основные направления в развитии речи:
• работа над словом;
• работа над словосочетанием и предложением;
• работа над связной речью.
• обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
• уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
• активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
• устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Место учебного курса в учебном плане
В учебном плане на изучение курса в 3 классе отводится 1 час в неделю. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.
Программа курса «Русский язык и культура речи»
3 класс
Техника и выразительность речи
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения.
Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные
средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение
определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях.
Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты:
По окончанию учебного курса «Русский язык и культура речи» обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омофоры, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
Должны уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности, распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
ИКТ поддержка курса.
•поиск информации,
•компьютерный сбор и анализ информации,
•создание и проведение мультимедиа выступлений,
•компьютерное тестирование,
•проектирование и конструирование,
•погружение в языковую среду,
•отработка технических навыков,
•создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам(рисунков , аудио- и видео- фрагментов),
•создание плана текста с добавлением графических объектов.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование (34 ч.)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Слово | 16 |
2 | Текст | 10 |
3 | Стили речи | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Наименование тем уроков | Кол-во час. | Дата проведения | понятийный аппарат | УУД | |||
план | факт | |||||||
Слово (16 часов) | ||||||||
1 | Многозначные слова. | 1 | 6.09 | Знакомство с многозначными словами. | П: Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. Р: Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль. К: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.
| |||
2 | Омонимы, омофоры омофоны. | 1 | 13.09 | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | ||||
3 | Фразеологизмы. | 1 | 20.09 | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | ||||
4 | Сравнения. | 1 | 2709 | Познакомить с понятием «сравнение». | ||||
5 | Олицетворение. | 1 | 4.10 | Познакомить с понятием «олицетворение». | ||||
6 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | 11.10 | Познакомить с эпитетами, их назначением. | ||||
7 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | 18.10 | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | ||||
8 | Откуда приходят слова. | 1 | 25.10 | Познакомить с заимствованными словами. | ||||
9 | Этимология. | 1 | 8.11 | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | ||||
10 | Как тебя зовут? | 1 | 15.11 | Познакомить с происхождением и значением имен. | ||||
11 | Как тебя зовут? | 1 | 22.11 | Познакомить с происхождением отчеств. | ||||
12 | Наши фамилии. | 1 | 29.11 | Познакомить с происхождением фамилий. | ||||
13 | Топонимы. | 1 | 6.12 | Знакомить с топонимами. | ||||
14 | Устаревшие слова. | 1 | 13.12 | Исследовать устаревшие слова. | ||||
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 | 20.12 | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | ||||
16 | Проверочная работа. | 27.12 | ||||||
Текст (10 ч) | ||||||||
17 | Типы текстов. | 1 | 10.01 | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | П. Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. Уметь различать картинный план, цитатный план. Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. Р: Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаимоконтроль. К: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. | |||
18 | Темы текстов. Опорные слова. | 1 | 17.01 | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | ||||
19 | Связь предложений в тексте. | 1 | 24.01 | |||||
20 | Цепная связь предложений в тексте. | 1 | 31.01 | Обсуждение признаков текста. | ||||
21 | Цепная связь предложений в тексте. | 1 | 7.02 | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | ||||
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | 14.02 | Обсудить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте. | ||||
23 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | 21.02 | |||||
24 | Единый временной план текста. | 28.02 | План текста развернутый план простой план текста | |||||
25 | Единый временной план текста. | 6.03 | ||||||
26 | Единый временной план текста. | 13.03 | ||||||
Стили речи ( 8 ч) | ||||||||
27 | Стили речи. | 1 | 20.03 | Знакомство с понятием о временной соотнесенности глаголов в повествовательных текстах. | П. Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. Уметь составлять текст по опорным словам и по плану. различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? Р: Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. К: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |||
28 | Стили речи. | 1 | 3.04 | |||||
29 | Культура общения. | 1 | 10.04 | |||||
30 | Научный стиль. | 1 | 17.04 | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разно -видностями стилей речи. «Монолог» и «Диалог». | ||||
31 | Словари. | 1 | 24.04 | Словари Виды словарей (толковый, орфографи- ческий и т.д) | ||||
32 33 | Проверь себя. | 2 | 8.05 15.05 | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | ||||
34 | Резерв | 1 | 22.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ СОШ №2 г. Донецка от___________20__года №______ Руководитель МО классных руководителей ___________ Подпись Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора МБОУ СОШ №2 г. Донецка _______/Ветхалова А. Г / Подпись Ф.И.О. _____________20___года |
Учебно – методическое обеспечение:
- Школа развития речи: Курс «Речь»:Методическое пособие.Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.-80 с.
- Т.Н.Соколова «Школа развития речи». Рабочая тетрадь, 1-2 части.2013 год.
- Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Методическое пособие, 3класс. –М.: Издательство РОСТ. 2013.
- В.Волина «Весёлая грамматика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" для 4 класса
Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование занимает центральное место в образовательной практике мн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-541040-1417433062.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Календарно-тематическое планирование кружка общеинтеллектуального направления....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-872934-1484417797.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения"
Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-968576-1509786450.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-1062855-1538305350.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» ( в условиях реализации ФГОС)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культу...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/11/picture-489963-1499780367.jpg)
рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Здоровое питание"
Рабочая программа составлена на основе: 1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобраз...