Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ. 2017
рабочая программа по русскому языку по теме
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovlyus_k_shkolnoy_olimpiade_po_russkomu_yazyku.docx | 50.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Братска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО МБОУ «СОШ № 46» Протокол № _____ от «___»_____ 2017г. руководитель ШМО Большешапова В.В. _____________ | РЕКОМЕНДОВАНО: на заседании МС МБОУ «СОШ № 46» Протокол № ___ от «____»______ 2017 г. зам. директора по УМР Князькова Н.А. ___________________ | СОГЛАСОВАНО: зам. дир. по УВР МБОУ «СОШ № 46» Лола В.А. ______________ | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № ______ от «____»______ 2017 г. директор МБОУ «СОШ № 46» Побойко А.В. _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Готовлюсь к школьной олимпиаде по русскому языку»
для обучающихся 2-4 классов
Направление внеурочной деятельности «Общеинтеллектуальное»
Разработала:
Костинец Галина Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ № 46»
высшей квалификационной категории
2017 г.
Программа связана с предметной областью учебного плана «Русский язык и литературное чтение» и реализуется во внеурочной деятельности.
Курс изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю — по 34 ч, всего — 102 ч.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
Лаврова Н.М. Русский язык. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы. (Школьная олимпиада). — М.: Академкнига/ Учебник.
Лаврова Н.М. Русский язык. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы. (Школьная олимпиада). — М.: Академкнига/ Учебник.
Лаврова Н.М. Русский язык. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы. (Школьная олимпиада). — М.: Академкнига/ Учебник.
Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: учебник. В 3 ч. Ч. 1, 3. — М.: Академкнига/Учебник.
Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: учебник. В 3 ч. Ч. 2. — М.: Академкнига/Учебник.
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: учебник. В 3 ч. Ч. 1, 3. — М.: Академкнига/Учебник.
Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: учебник. В 3 ч. Ч. 2. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: учебник. В 3 ч. Ч. 1, 3. — М.: Академкнига/Учебник.
Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: учебник. В 3 ч. Ч. 2. — М.: Академкнига/Учебник.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на русский язык как средство развития культуры народов, населяющих Россию;
— овладение первоначальными нормами и правилами речевого этикета;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях языка как средства изучения процессов и явлений окружающего мира;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемый результат: готовность школьников к участию в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах; сформированный интерес к русскому языку, к чтению научно-популярной литературы; высокий уровень социализации в окружающем мире; развитые умения исследовательской и проектной деятельности, планирования и самооценки своей и групповой работы.
Предметные результаты освоения учебной программы по курсу внеурочной деятельности «Готовлюсь к школьной олимпиаде по русскому языку»
к концу 2-го года обучения
Обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
• определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги;
• соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
• выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
• выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
• сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
• мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
• обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
• разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
• определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий;
• изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
• изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
• различать предложение, словосочетание и слово;
• находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
• определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
• находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;
• задавать вопросы к разным членам предложения.
• проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
• выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
• писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
• различать на письме приставки и предлоги;
• употреблять разделительные ь и ъ;
• находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
• определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
• членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
• грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
• владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
• соблюдать орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
• писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).
Предметные результаты освоения учебной программы по курсу внеурочной деятельности «Готовлюсь к школьной олимпиаде по русскому языку»
к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
• выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
• правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).
• сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
• мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
• обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
• отличать прямое и переносное значения слова;
• находить в тексте синонимы и антонимы;
• отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
• различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
• различать на письме приставки и предлоги;
• изменять существительные по числам и падежам; определять их род;
• различать названия падежей.
• изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
• изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
• находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
• находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
• задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
• определять орфограммы;
• использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
• писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
• писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
• писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;
• писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
• писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
• писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;
• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
• определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном
сочинении;
• членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
• грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
• владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
• работать со словарями;
• соблюдать орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
• писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Предметные результаты освоения учебной программы по курсу внеурочной деятельности «Готовлюсь к школьной олимпиаде по русскому языку»
к концу 4-го года обучения
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
• проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
• сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
• определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
• определять три типа склонения существительных;
• определять названия падежей и способы их определения;
• определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
• определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
• определять однородные члены предложения;
• составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
• применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
• применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
• использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
• определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
• определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
• различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
• обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
• составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
• доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
• владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
• составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
• писать письма с соблюдением норм речевого этикета
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
• правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
• подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
• различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
• различать простые и сложные предложения.
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее
в последующих письменных работах.
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Виды внеурочной деятельности: участие в работе кружка; выполнение заданий тетрадей по подготовке к школьной олимпиаде по русскому языку; самооценка, исследовательская и проектная деятельность (учет и удовлетворение запросов обучающегося); игры, соревнования, драматизация.
2 класс
Тема 1. Слово. Предложение
Звук, ударение и смысл слова. Звуки и буквы. Как учились читать на Руси. Слово и предложение. Выразительность речи и чтения. Звук и интонация: сходство слагаемых. Несловесные выразительные средства (мимика, жесты, интонация).
Как учились грамоте на Руси; игры и общение школьников (драматизация, сценка: ученики 4 класса).
Выполнение заданий в учебном пособии: Лаврова Н.М. Русский язык. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы.
(Школьная олимпиада) (далее — Тетрадь) — в форме игры «Веселые наборщики»: 1 этап — Кто быстрей; 2 этап — Корректоры за работой.
Выставка литературы «Наши находки» (привлечение книг из домашней и школьной библиотек; представление книг, чтение вслух).
Работа над рисунками-иллюстрациями.
Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений с опорой на эмоциональное восприятие произведения, отрывка. Игра «Кто больше».
Тема 2. Род и число слов-названий предметов (имен существительных). Форма слова
Род и число слов-названий предметов. Слова-названия предметов, относящиеся к неизменяемым словам. Форма слова. Слова-названия предметов только единственного или только множественного числа. Слова-названия предметов и мужского и женского рода.
Выполнение заданий в Тетради. Чтение вслух. Подготовка выступлений и репетиция «Устного журнала»: содержание (сказки, считалки, загадки); рубрики. Обсуждение предложений по содержанию и оформлению пригласительных билетов.
Тема 3. Родственные слова. Форма слова
Родственные слова. Форма слова. Способы проверки: родственные это слова или формы одного слова. Словари русского языка.
Выполнение заданий в Тетради. «Устный журнал». Игра «Узнай слово». Чтение вслух. «Час занимательной грамматики».
Создание «новых слов» авторами произведений: «Откровенно признаю: / зверя нет / На букву "Ю". / Это — южный КТОТОТАМ. / Я его / Придумал сам!» (Б. Заходер).
Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений. Несловесные выразительные средства. Инсценирование стихотворных текстов с помощью средств, необходимых для драматизации. Определение фрагмента для чтения по ролям.
Тема 4. Родственные слова. Корень слова. Проверочные слова
Родственные слова. Корень слова. Слова, которые случайно звучат одинаково. Проверочные слова. Игра слов в тексте.
Работа в Тетради. Обсуждение найденных средств выразительности в тексте (повтор, звукопись, рифмы), личных впечатлений и наблюдений, возникших в ходе чтения текстов и выполнения заданий с ними.
Тема 5. Слова, у которых несколько значений
Основное (прямое) значение слова. Несколько значений слов-названий действий и признаков. Работа со словарями русского языка.
Конкурс на лучшее исполнение стихотворного текста. Самостоятельное выполнение заданий в Тетради. Взаимопроверка, обсуждение и оценивание самостоятельных работ в группе.
Тема 6. Написание слов-названий предметов (имен существительных) мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Род слов-названий предметов (имен существительных). Начальная форма слов-названий предметов (имен существительных). Трудности письма слов с шипящими звуками. Выполнение заданий в Тетради.
Чтение вслух. Подготовка выступлений и репетиция «Устного журнала "Путешествие в страну Словарию"» (с использованием словарей учебника «Русский язык»).
Тема 7. Написание ци/цы в корне слова. написание ы после ц в окончаниях
Корень слова. Написание ци/цы в корне слова. Число слов- названий предметов. Окончания множественного числа слов- названий предметов. Написание ы после ц в окончаниях слов- названий предметов (имен существительных).
Выполнение заданий в Тетради. Работа над выразительным чтением: определение в тексте слов для выделения голосом (логическим ударением), пауз (перед знаком тире; после знака точка с запятой).
Тема 8. Образование слов с помощью суффиксов. Написание буквосочетаний чк, чн, нч
Изменение значения слова-названия предмета с помощью суффикса. Образование родственных слов-названий признаков от слов-названий предметов с помощью суффиксов. Возникновение трудностей письма при образовании слов с помощью суффиксов.
Выполнение заданий в Тетради. Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений. Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение ролей для чтения по ролям. «Устный журнал "Путешествие в страну Словарию"».
Тема 9. Обращение. как делаются слова с помощью приставки. написание частицы не со словами, называющими действия (с глаголами)
Обращение. Образование родственных слов с помощью приставок. Изменение значения слова-названия действия с помощью приставки. Написание частицы не со словами, называющими действия (с глаголами).
Правильное употребление приставок на и о в словах надеть, надевать, одеть, одевать.
Выполнение заданий в Тетради. Выпуск бюллетеня «Правильно ли мы говорим?». Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений. Работа над выразительным чтением предложений с обращением. Особенности речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, обращение с просьбой, извинение, благодарность).
Тема 10. Сложные слова
Образование сложных слов с помощью основ слов.
Выполнение заданий в Тетради. Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений. Несловесные выразительные средства. Инсценирование стихотворных текстов с помощью средств, необходимых для драматизации. Определение фрагмента для чтения по ролям.
Тема 11. Состав слова. написание разделительных ь и ъ. непроизносимый согласный в корне слова
Образование родственных слов с помощью приставок. Написание разделительного ъ после приставки.
Изменение формы слова. Написание разделительного ь в корне слова и перед окончанием.
Выполнение заданий в Тетради.
Турниры, конкурсы, олимпиадные туры (между одноклассниками, в параллели классов, финальные или итоговые на уровне образовательной организации). Работа в Тетради.
Подготовка к общешкольным предметным праздникам и участие в Неделе русского языка, в Турнире смекалистых, в проведении Дня русского языка.
3 класс
Тема 1. Звуки и буквы. состав слова. Лексика
Звуки и буквы. О том, как учились читать на Руси. Родственные слова. Состав слова. Чередования в корнях слов. Корни- омонимы.
Выполнение заданий в учебном пособии: Лаврова Н.М. Русский язык. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы. (Школьная олимпиада) (далее — Тетрадь).
Подготовка к лингвистическому бюллетеню (определение задач, названий разделов; оформление сценки: костюмы, мебель; роли). Игра «Найди родственников». Чтение вслух.
Тема 2. Значение слова. Многозначные слова
Значение слова. Многозначные слова. Переносное значение слова. Толковый словарь: устройство словарной статьи многозначного слова.
Самостоятельное выполнение заданий в Тетради. Взаимопроверка, обсуждение и оценивание самостоятельных работ в группе.
Подготовка к лингвистическому бюллетеню «Почему мы так говорим». Чтение внеклассной литературы по предмету «Русский язык». Учебно-исследовательская работа со словарями и учебниками (индивидуальная и в группе).
Составление календаря выпусков «Устного журнала».
Тема 3. Имена существительные
Род и число имен существительных. Имена существительные, обозначающие действия и признаки. Окончания имен существительных. Палиндромы (слова-перевертыши) — слова, которые можно читать слева направо и справа налево.
Выполнение заданий в Тетради.
Подготовка «Устного журнала» (возможные рубрики: «Зачем нам нужны падежи»; «Тайны грамматического рода»; «Почему мы так говорим»). Индивидуальные и коллективные сообщения в «Устный журнал» о результатах учебно-исследовательской работы. Обсуждение критериев оценивания.
Тема 4. Многозначные слова. синонимы. Антонимы. Омонимы
Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Синонимия и антонимия многозначных слов. Омонимы. Старославянские звуки и корни в русских словах.
Толковый словарь. Общепринятая система условного языка словарей: знаки и символы.
Выполнение заданий в Тетради.
Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений с опорой на их эмоциональное восприятие. Несловесные выразительные средства. Инсценирование стихотворных текстов с помощью средств, необходимых для драматизации.
Тема 5. Устойчивые выражения
Устойчивые выражения. Единство значения слов/словосочетания/фразы в составе устойчивого выражения. Неизменный порядок слов в устойчивых выражениях. Неизменяемость словоформы в составе ряда устойчивых выражений. Использование устаревших слов в составе устойчивых выражений. Синонимия устойчивых выражений. Антонимичные устойчивые выражения. Омонимичные устойчивые выражения. Словари устойчивых выражений. Использование в речи устойчивых выражений — межъязыковое явление.
Пословицы и поговорки. Устаревшие слова в пословицах и поговорках.
Выполнение заданий в Тетради.
Выразительное чтение прозаических текстов. Определение текста для чтения по ролям. Использование несловесных выразительных средств. Инсценирование текстов с помощью средств, необходимых для драматизации.
Тема 6. Жизнь корня в составе разных частей речи. Окончания имен существительных
Имя существительное: состав слова. Удивительные чередования. Корни-омонимы. Беглые гласные в разных частях слова.
Выполнение заданий в Тетради.
Лингвистическая разминка. Подготовка заданий к «Устному журналу», обсуждение критериев оценивания.
Тема 7. Окончания имен прилагательных. Беглые гласные в разных частях речи
Образование имен прилагательных. Многозначность слова в тексте. Окончания имен прилагательных.
Беглые гласные в разных частях речи. Имена существительные, похожие на имена прилагательные.
Выполнение заданий в Тетради.
Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений с опорой на их эмоциональное восприятие. Несловесные выразительные средства.
Тема 8. Второстепенные члены предложения. Времена глагола
Второстепенные члены предложения. Роль в предложении имен прилагательных и имен существительных.
Глагол: состав слова. Удивительные чередования. Времена глагола. Роль глагола в предложении. Особенности форм прошедшего времени.
Выполнение заданий в Тетради.
Выразительное чтение отрывков из стихотворных произведений.
Олимпиадные туры (между одноклассниками, в параллели классов, финальные и итоговые). Работа в Тетради.
Подготовка к общешкольным предметным праздникам и участие в Неделе русского языка, в Турнире смекалистых, в проведении Дня русского языка (разработка и оформление заданий для учеников 2 класса).
4 класс
Тема 1. Звукобуквенный анализ. Состав слова
Звуки и буквы. О происхождении славянской азбуки. Родственные слова. Состав слова. Значения суффиксов. Название народа; название местности. Название жителей городов.
Выполнение заданий в учебном пособии: Лаврова Н.М. Русский язык. 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы. (Школьная олимпиада) (далее — Тетрадь).
Выбор текста для сценки (чтение вслух), подготовка драматизации к занятию кружка для учеников 2 класса.
Почему мы пишем по правилам (рассказ учителя).
Подготовка драматизации для учеников 2 класса: выбор текста для сценки; распределение ролей; эскизы оформления сценки (костюмы, мебель).
Подготовка к выпуску бюллетеня «Почему мы так говорим»: составление плана (разделов) бюллетеня; распределение ролей; подготовка пригласительных билетов; репетиция.
Тема 2. Однородные члены предложения
От глубокой древности до наших дней: как появились знаки препинания (из истории знаков пунктуации). Однородные главные члены предложения. Союзы и тире в предложении.
Выразительное чтение предложения и текста, основанное на знаках препинания и их связи с интонационными средствами: темп, паузы, логическое ударение, тон, окраска (тембр) голоса в соответствии с эмоциональным содержанием речи.
Чтение текста предложения вслух после чтения про себя и ориентировки в знаках пунктуации: темп, паузы, логическое ударение.
Выполнение заданий в Тетради.
Подготовка к выпуску «Устного журнала». Составление плана (разделов) журнала. Определение тем сообщений, в том числе по результатам наблюдений за использованием второстепенных членов предложения в научно-популярных текстах школьных учебников. Обсуждение критериев для оценки сообщений. Подготовка пригласительных билетов.
Тема 3. Глагол
Об ударении в глаголах. Значение глагола в речи: выразительность (усиление звуковых и цветовых впечатлений). Особенности словоизменения глаголов: речевые трудности. Состав слова: вопросы о частях слова в глаголах и разные точки зрения для их решения в лингвистической науке. Глаголы и их роль в тексте-описании.
Выполнение заданий в Тетради.
Организация книжной выставки. Чтение вслух.
Учебно-исследовательская работа групп со словарями: наиболее частотные приставки в русских глаголах (по словникам Толкового и Обратного словарей). Подготовка сообщений по результатам работы со словарями.
Наблюдения за выразительностью текста, которую создают глаголы.
Тема 4. Синонимы. Антонимы
Значение слова. Русские имена и отчества. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Использование омонимов для создания шуточных текстов.
Фразеологизмы в нашей речи: выразительность изображения и оценка происходящего. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-омонимы. Пословицы, поговорки русского языка. Антонимы в пословицах.
Выполнение заданий в Тетради.
Учебно-исследовательская работа индивидуальная и групп с Толковым словарем и учебниками. Подготовка сообщений к Неделе русского языка. Подготовка к выпуску лингвистического бюллетеня «Жемчужины нашего народа» (фразеологизмы, пословицы, поговорки русского языка).
Игра-конкурс «Кто больше» (тело человека в фразеологии).
Тема 5. Части речи
Имена существительные. Род и число имен существительных. Окончания имен существительных. Имена прилагательные. Глаголы. Наречия. Об ударении (подвижное и неподвижное).
Имена существительные, образованные от глаголов и от имен прилагательных. Чередования в корнях слов. Имена прилагательные. Образование наречий от имен прилагательных. Слова, которые работают в предложении обстоятельствами. Состав слова разных форм глагола.
Словообразование разных частей речи. Нахождение корня. Беглые гласные в разных частях речи и разных частях слова.
Выполнение заданий в Тетради.
Работа со словарем эстетических эмоций (учебник «Музыка. 4 класс», с. 132-135).
Учебно-исследовательская работа групп с именами прилагательными в текстах учебников. Подготовка сообщений для «Устного журнала».
Тема 6. Сложное предложение. Второстепенные члены предложения
Сложное предложение: выделение основы предложения, понимание смысла речи. Состав основы предложения.
Знаки препинания в простом предложении с однородными членами предложения и знаки препинания в сложном предложении. Второстепенные члены предложения: однородные «одиночки» и однородные члены предложения с зависимыми словами.
Выполнение заданий в Тетради.
Олимпиадные туры (между одноклассниками, в параллели классов, финальные и итоговые). Работа в Тетради.
Подготовка к общешкольным предметным праздникам и участие в Неделе русского языка, в Турнире смекалистых, в проведении Дня русского языка (разработка и оформление заданий для учеников 3 класса).
Подготовка проектных работ «Тайны русского языка»
Работа над речью при подготовке к сообщениям на олимпиадах: темп, паузы, логическое ударение, тон, окраска (тембр) голоса в соответствии с эмоциональным содержанием речи.
Тематическое планирование
2 класс (34 ч)
№ | Темы занятий | кол-во часов | |
1 | Слово. Предложение. Звук и смысл | 1 | |
2-3 | Слово и его значение в предложении. Выразительное чтение текстов | 2 | |
4 | Род и число слов-названий предметов. Форма слова. | 1 | |
5 | Род и число слов-названий предметов. Форма слова. Игра слов в тексте | 1 | |
6 | Родственные слова. Форма слова | 1 | |
7 | «Час занимательной грамматики». Словотворчество авторов текстов | 1 | |
8-9 | Слова, которые случайно звучат одинаково | 2 | |
10 | «Путешествие в страну Словарию» (работа с учебником «Русский язык») | 1 | |
11-12 | Основное (прямое)значение слова | 2 | |
13 | Несколько значений слов-названий действий и признаков | 1 | |
14 | Слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук | 1 | |
15 | Трудности письма слов с шипящими звуками | 1 | |
16 | Написание ци/цы в корне слова | 1 | |
17 | Написание ы после ц в окончаниях | 1 | |
18 | Изменение значения слова-названия с помощью суффиксов | 1 | |
19 | Возникновение трудностей письма при образовании родственных слов с помощью суффиксов | 1 | |
20 | Обращение. | 1 | |
21 | Образование родственных слов с помощью приставки. Написание частицы не со словами, называющими действия (с глаголами) | 1 | |
22 | Состав слова. Правильное употребление приставок на и о в словах надеть, надевать, одеть, одевать | 1 | |
23 | Образование сложных слов | 1 | |
24-25 | Состав слова. Написание разделительных ь и ъ | 2 | |
26-27 | Непроизносимый согласный в корне слова | 2 | |
28-29 | Олимпиадные туры | 2 | |
30-31 | Турнир смекалистых | 2 | |
32-33 | Неделя русского языка | 2 | |
34 | Повторение | 1 |
3 класс (34 ч)
№ | Темы занятий | кол-во часов | |
1-2 | Звуки и буквы. О том, как учились читать на Руси | 2 | |
3 | Родственные слова. Состав слова. Чередования в корнях слов | 1 | |
4 | Корни-омонимы | 1 | |
5 | Значение слова. Переносное значение слова | 1 | |
6 | Словотворчество авторов | 1 | |
7 | Толковый словарь: устройство словарной статьи многозначного слова | 1 | |
8 | Род и число имени существительного | 1 | |
9 | Палиндромы –слова перевертыши | 1 | |
10-11 | Многозначные слова. Старославянские звуки и корни в русских словах | 2 | |
12-13 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 2 | |
14 | Значение устойчивого выражения. Неизменный порядок слов в устойчивых выражениях | 1 | |
15-16 | Синонимия, антонимия и омонимия устойчивых выражений. Словари устойчивых выражений | 2 | |
17 | Пословицы и поговорки | 1 | |
18-19 | Корни-омонимы | 2 | |
20 | Имя существительное: состав слова. Удивительные чередования | 1 | |
21 | Образование имен прилагательных. Многозначность слова в тексте. Окончания имен прилагательных | 1 | |
22 | Беглые гласные в разных частях слова и в разных частях речи | 1 | |
23 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |
24-25 | Времена глагола | 2 | |
26-27 | Глагол: состав слова. Удивительные чередования | 2 | |
28-29 | Олимпиадные туры | 2 | |
30-31 | Турнир смекалистых | 2 | |
32-33 | Неделя русского языка | 2 | |
34 | Повторение | 1 |
4 класс (34 ч)
№ | Темы занятий | кол-во часов | |
1 | Звуки и буквы. О происхождении славянской азбуки | 1 | |
2 | Почему мы так говорим | 1 | |
3-4 | Значения суффиксов. Загадка суффикса. Название народа; название местности. Название жителей городов. | 2 | |
5 | Беглые гласные в разных частях слова | 1 | |
6-7 | Однородные члены предложения. Как появились знаки препинания. Союзы и тире в предложении | 2 | |
8-9 | Однородные второстепенные члены предложения | 2 | |
10-11 | Образование родственных глаголов с помощью приставки | 2 | |
12 | Глаголы и их роль в тексте-описании | 1 | |
13 | Синонимы и антонимы в пословицах | 1 | |
14 | Омонимы. Многозначные слова | 1 | |
15-16 | Части речи. Образование наречий от имен прилагательных | 2 | |
17 | Имена прилагательные. Синонимы и антонимы | 1 | |
18-19 | Словообразование разных частей речи. Нахождение корня | 2 | |
20-21 | Состав слова разных форм глагола | 2 | |
22-23 | Сложное предложение. Однородные главные члены предложения | 2 | |
24 | Состав основы предложения | 1 | |
25 | Второстепенные члены предложения | 1 | |
26-27 | Подготовка к олимпиаде | 2 | |
28-29 | Олимпиадные туры | 2 | |
30 | Турнир смекалистых | 1 | |
31 | Неделя русского языка | 1 | |
32-34 | Проектные работы «Тайны русского языка» | 3 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для 4 класса
Программа «Волшебный мир оригами», как средство дополнительного образования младших школьников" поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.Данный курс направ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки", 2 класс
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» 2 -4 класс по УМК ПНШ
В содержании любого предметного курса начальной школы легко выделяются несколько относительно самостоятельных линий, одной из которых, традиционно, является линия, связанная с решением учебных задач. ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Всё узнаю, всё смогу" 4 класс.
Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс...