Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны русского языка».
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности в начальной школе, учебно - методического комплекта «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Селтинская начальная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № _____ «____»__________2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Селтинская НОШ» ______________Г.Н. Морозова Приказ №______от ___ «____»__________2018г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Тайны русского языка».
Направление «Интеллектуальное»
для 4 класса
Составитель: Девятых Л.С., учитель
начальных классов, первой
квалификационной категории
2018-19 учебный год
Пояснительная записка.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь придут дополнительные занятия в рамках внеурочной деятельности, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности в начальной школе, учебно - методического комплекта «Школа России».
Назначение программы.
Программа нацелена на формирование ключевых компетенций обучающихся, важнейшими из которых являются коммуникативно-речевые и познавательные, через обогащение и развитие словарного запаса обучающихся, обучение употреблению в письменной речи предложений различных по цели высказывания и интонации.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о русском языке как о науке. Также обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Возрастная группа обучающихся.
Программа рассчитана для обучающихся 4 классов (9-11лет).
Объем часов.
Общее количество часов, выделенных на изучение курса 34 часа в год, количество недельных часов – 1час.
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы:
Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Образовательные:
-Расширить первоначальные знания о лексике;
- Формировать умение самостоятельной работы с различными типами текстов;
-Способствовать развитию творческих способностей детей через проектную деятельность.
Развивающие:
- Развивать речь, мышление, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- Приобщать обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;
Воспитывающие:
- Воспитывать позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; стремление совершенствовать свою речь.
Формы работы:
- групповые;
- индивидуальные;
- коллективные.
Основные виды деятельности: теоретические и практические занятия, викторины, олимпиады, конкурсы, проблемные и творческие задания, решение проектных задач.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другу (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
- участие в школьных и районных олимпиадах, в конкурсе «Русский медвежонок» по русскому языку;
- умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятий | Количество часов | Примечание |
1 | Вводное занятие. | 1 | ||
2 | Сказочное царство слов. | 1 | ||
3 | Путешествие в страну Слов. | 1 | ||
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | 2 | ||
6 -7 | В гостях у слов- родственников. | 2 | ||
8- 9 | Добрые слова. | 2 | ||
10 | Устаревшие слова. | 1 | ||
11- 12 | Новые слова в русском языке. | 2 | ||
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | ||
14- 15 | Синонимы в русском языке. | 2 | ||
16 | Слова- антонимы. | 1 | ||
17 | Слова- омонимы. | 1 | ||
18 | Крылатые слова. | 1 | ||
19- 20 | В королевстве ошибок. | 2 | ||
21-22 | В стране Сочинителей. | 2 | ||
23-24 | Искусство красноречия. | 2 | ||
25 | Праздник творчества и игры. | 1 | ||
26- 27 | Трудные слова. | 2 | ||
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | ||
30- 31 | Шарады и логогрифы. | 2 | ||
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | ||
33 | Занимательное слообразование. | 1 | ||
34 | КВН по русскому языку. | 1 | ||
Итого | 34 часа |
Содержание занятий.
Тема 1. Вводное занятие.
Особенности проведения занятий. Чем будем заниматься на занятиях кружка.
Тема 2. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 3. Путешествие в страну слов. (1ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Устаревшие слова. (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема 32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Информационно- методическое обеспечение
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
- В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
- «Речевые секреты» под редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
- «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
9. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса....
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Тайны русского языка " для начальных классов
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урок...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка"
Программа внеурочной деятельности по русскому языку...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" разработана для обучающихся 3 класса в соотвествии с требованиями ФГОС....