Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Окружнова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №586
4 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах
Цели: - формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.
Задачи:
-организовать пространство поиска, диалога, творчества;
-организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
-общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;
- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.
Оборудование: компьютер, проектор, экран;
-карточки с заданиями, маркеры;
- презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.
- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь.
- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.
- Садитесь, пожалуйста.
- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Готовы?
- Помните: все в наших руках! (слайд №2)
Актуализация знаний учащихся
1)-Начать наш урок я предлагаю с прослушивания стихотворения об одной удивительной части речи.
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто, что делает – расскажет,
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам … (глагол)
-Действительно, глагол –это самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.
- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.
- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Проект «Собери букет».
Работа в группах. Создание мини-проектов.
-В каждой группе на столе лежат лепестки цветка. На каждом лепестке записано слово.
Прочитайте слова на каждом лепестке и определите, какая орфограмма объединяет их в одну группу (написание Ь в словах после шипящих)
- Молодцы! Вы абсолютно правы.
- Наша с вами задача создать проект под названием «Букет»
-Для этого каждой группе необходимо создать мини - проект под названием «Собери цветок».
1-ая и 3-я группы: -Должны отобрать лепестки с теми словами, в которых пишется Ь после шипящих, дописать его маркером.
2 – я группа: - Должна отобрать лепестки с теми словами, в которых не пишется Ь после шипящих и прикрепить эти лепестки к сердцевинке цветка.
Оборудование: - лепестки со словами (для 3-х групп);
-маркеры (3 шт.)
На доске: - магниты;
-сердцевинки цветов (3 шт);
-ваза;
- буквы: Ж, Р, М, Р, н.ф.
Лепестки для 1 –ой и 2-ой групп: Ноч…, плащ…, скрипач…, вещ…, карандаш…, помощ…, рож…, кирпич…, молодеж…, обруч…, камыш…, дрож…
Лепестки для 3-ей группы: Хорош…, стрич…, береч…, дремуч…., сжеч…, горяч…, испеч…, прилеч…, увлеч…
(Учащиеся работают в группах; после обсуждения на доске вывешиваются 3 мини-проекта)
Защита мини-проектов.
1-ая группа: Ночь, вещь, помощь, рожь, молодежь, дрожь. (ж.р)
- Докажите, что в этих словах пишется мягкий знак (У сущ. женского рода после шипящих на конце пишется мягкий знак).
2-ая группа: Плащ, скрипач, карандаш, кирпич, обруч, камыш. (м.р)
-Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак. (У сущ. мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)
3-я группа: Стричь, беречь, сжечь, испечь, прилечь, увлечь.
-Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак (н.ф.) (У глаголов неопределённой формы после шипящих пишется мягкий знак)
–Посмотрите, какой красивый букет у нас с вами получился. Он нам сегодня понадобится. Для чего, вы узнаете чуть позже. А пока, давайте обобщим, когда же в словах после шипящих пишется мягкий знак. (У существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы).
Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
– Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.
Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)
Внимание на экран: (слайд №3)
Подумай! Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?
- Какой частью речи являются данные слова? (глаголы)
- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)
- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)
-Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) (слайд №4)
- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? (Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед.числа.)
- А вы как думаете? Какие есть предположения? (ответы учащихся)
Поиск решения проблемы.
–Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
–Вспомните, что такое «пословица»?
(Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)
- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (слайд №5)
(1-ая группа – первая пословица, 2-ая группа – вторая пословица, 3-я группа – третья пословица)
-Какой частью речи являются выделенные слова? (глаголы)
-В какой форме употреблены данные глаголы (в форме 2 лица ед. числа)
-Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед.числа (пишется Ь)
-Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак ) (слайд №6)
-Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на конце данных глаголов? (слайд №7)
Физкультминутка
Работа над предложением. (слайд №8)
- Обратите внимание на экран.
- Прочитайте предложение.
(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)
- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1 –го лица ед. числа).
- Замените глаголы 1-го лица ед.числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите получившееся предложение.( 1 уч.-у доски)
(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)
- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват., невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)
-Объясните расстановку знаков препинания.
-Подчеркните грамматическую основу.
-Выделите личные окончания глаголов.
-Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед.числа с шипящими на конце? (пишется мягкий знак)
Физкультминутка.
Работа с учебником.
Стр. 108, упр.2.
Записать слова в три столбика. В 1-й – глаголы в начальной форме. Во 2-й – глаголы в форме 2-го лица, ед. числа, в 3-й – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ (о том, как называется такая форма глаголов, ты узнаешь чуть позже).
Не забывай писать Ь после шипящих!
- Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?
Работа в группах.
На столах: карточки с заданиями.
1-ая группа: - К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (антонимы -это противоположные по смыслу слова) (слайд №11)
ненавидишь -………………..любишь
сядешь - ……………встанешь
хвалишь - …………….ругаешь
найдешь - …………….потеряешь
строишь - ……………..ломаешь
2- ая группа: - К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа.(слайд №12)
лопатой - ……………………копаешь
косой - …………………..косишь
карандашом-……………..рисуешь
солью - ……………………солишь
краской - ………………красишь
3-я группа: -От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (слайд №13)
зелень -…….зеленеешь
крик - ……..кричишь
ошибка - …ошибаешься
обед-……..обедаешь
шум - ………шумишь
Проверка: ( вывесить на доску)
Итог урока. Рефлексия.
–Давайте подведем итог урока.
-Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)
-Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? (Да, знаем)
-Пожалуйста, ответьте на него.
-Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.
-Какие вы молодцы!
–Предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте «плюс», если не согласны – ставьте «минус». (3 ученика- по одному из каждой группы)
1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.
2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.
3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.
4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.
5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.
–Проверьте себя: (слайд №17) 1+ 2+ 3- 4+ 5-
-Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.
Подведение итога урока. Рефлексия.
- Что было самым главным на уроке?
- Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?
–Ребята! Вы отлично работали на уроке. Я очень довольна вашей работой.
-В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с урока.
Домашнее задание: с.109 упр.4
-Спасибо всем за урок. (слайд №18)
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....