конспект урока по русскому языку по теме "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Знакомство учащихся 3 класса с приставкой , как значимой частю слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: «Русский язык»

Учитель Козина Нелля Васильевна  МБОУ «СОШ№64» Г. Брянска

КЛАСС: 3

ТЕМА УРОКА: «Приставка»

ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова - приставкой.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;
  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
  • формировать навык разбора слова по составу;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

  • На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;
  • Научатся находить приставку среди других частей слова;
  • Образовывать новые слова с помощью приставки;
  • Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
  • Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
  • Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • Аргументировать свою позицию;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  • Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • Осуществлять итоговый контроль по результату;
  • Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, практикум, самостоятельная работа, работа в парах, группах.

Оборудование урока: учебник Канакиной В.П. «Русский язык» 3 класс, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.



Ход урока:

  1. Организационный мом

Начинается урок.

- Желаю вам и вашим близким здоровья и удачного рабочего дня.

.

II. Актуализация знаний.

1) Разминка Блиц – опрос

  • Слово состоит из предложений? – Нет
  • Корень – это главная часть слова? - Да
  • Может ли слово быть без корня? – Нет
  • У родственных слов одинаковый корень? – Да
  • Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
  • Окончание служит для образования новых слов? – Нет
  • Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да


2) Повторение знаний о частях слова.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране «Части слова».

- Какие части слова вы знаете? (корень, окончание)

- Расскажите, что вы знаете о них.

а) Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

-Как найти корень?

 -Надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

-Как выделяется на письме?

б) Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слов.

-Для чего служат окончания?

 -Для связи слов в словосочетании и предложении.

-Как выделяется на письме?

- Записываем число, классная работа.

Ш. Сообщение темы урока через постановку вопроса, создание проблемной ситуации.

1. Введение

-  Как вы думаете, какое отношение имеет корень дерева к корню слова?

– Из корня вырастает дерево, а из корня слова – однокоренные слова.

– Без корня не может существовать ни растение, ни слово.

- Это дерево волшебное. На нем растут слова с корнем - лес. Отгадайте их и запишите в тетрадь.

(отгадывают слово, записывают в тетрадь на доску)

Запись на доске: лесок, лесной, лесоруб, лесник, перелесок

Маленький лес (лесок)

Прилагательное (лесной)

Рубит лес (лесоруб)

Охраняет лес (лесник)

- Ой, а что же означает это слово? (перелесок). Куда нам обратиться? (толковый словарь)

Перелесок – это молодой редкий лес: лес, отделенный полянами от большого леса.

2) Самоопределение к деятельности

Что объединяет эти слова? (они однокоренные).

 Выделяем корень слова в тетради и на доске.

- Посмотрите, что я выделила? Это слово? Где стоит?

Посмотрите, эту часть слова как бы приставили к корню.

Как вы думаете, как называется эта часть слова? (Приставка)

3) Постановка темы и цели урока

- Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)

- Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове, значение)

Что же такое приставка? (часть слова), стоит (перед корнем)

- Как пишется приставка со словом слитно или раздельно? (слитно – это же часть слова).

- На письме приставка обозначается вот таким значком:

Выделите приставку.

IV. Гимнастика для глаз

V. Наблюдение

1. Для чего служат приставки?

На нашу полянку прилетел скворец.

У нас есть корень -лет- из слова «лететь» и разные приставки. Прочитайте их.

(показывайте действие скворца, называйте слово, записывайте его в тетрадь)

Прилетел, влетел, вылетел, перелетел, улетел.

Прочитайте слова.

Слова обозначают одно действие или разные? Какая часть слова уточняет значение действия?

Какую роль играют приставки?

– С их помощью образуются новые слова.

Выдели корень, обозначь приставки

2. Обобщение наблюдения (работа в парах). Ответь на вопросы.

Поработаем в парах. Расскажи о приставке.

Карточка

Что такое пристава? Приставка - это… .

Где стоит в слове? Стоит … .

Как пишется со словом? Пишется с словом … .

Для чего служит? Служит для … .

VI. Физминутка

Отложите-ка тетрадку!

Становитесь на зарядку!

Сладко-сладко потянулись,

Распрямились, разогнулись.

Ваши мышцы все проснулись?

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – потопать, посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершать.

- Какие приставки вы услышали ?

VII. Включение в систему знаний (закрепление)

-

1. Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок.

Игра  «Кто больше» (устно). Карточки

2. Игра «Третий лишний»

Вставьте буквы и  свой выбор докажите.

В.да, в.дить, в.дичка.

Поб.жал, уб.жал, б.жал.

В.рёный, пов.р, в.ренье.

Кто быстрее всех прочтет,

Слово лишнее найдет?


3.Игра «Потеряшки».

Какая часть слова потерялась? .(приставка). Как приставки пишутся со словом?

Кот …плакал (мало) -раз

Язык …вязался. (много болтать) -об

Пальчики …лижешь (вкусно) -на

- У нас получились….фразеологизмы. Поясни, что они обозначают?

4) Игра «Собери предложение»

--Рассыпались слова.

Давайте порядок наведём.
Из слов мы предложенье соберем.

Перелетные птицы улетают в жаркие страны.

Задание:

1. Разбери предложение по членам предложения и по частям речи.

2. Найди однокоренные слова, выдели корень, приставку.

5) Самостоятельная работа (дифференцированная) по группам

Зелёная карточка

«Вставь приставку»:


…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
ПРИСТАВКИ
на-, пере-, по-, вы-

Синяя карточка
«Выдели приставку»:

налить
перелить
полить
вылить

Подсказка

Красная карточка

«Вставь подходящую по смыслу приставку»:

лить чай в чашку

лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из пакета в стакан.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наше путешествие в страну «Части слова» заканчивается. Пришла пора прощаться с нашими спутниками. Но хочется убедиться, что путешествие многому вас научило.

- Какую цель пред собой поставили?( познакомиться с приставкой)

- Достигли?

- Итак, расскажем , что же мы сегодня узнали?

Итог урока

Игра «Да - нет»


Игра «Да - нет».

1.Приставка – это часть предложения.

2. Приставка- это часть слова.

3. Приставка стоит после корня.

4. Приставка стоит перед корнем.

5. Приставка пишется отдельно.

6. Приставка пишется слитно.

7. Приставка- это общая часть родственных слов.

8. Приставка служит для образования новых слов.


Запомни

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.


XI. Домашнее задание

Рефлексия

Благодарю всех за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....