Конспект урока русского языка в 4 классе "Второстепенные члены предложения определения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе учителя начальных классов МОУ Задворковской СШ Колпаковой В.Н.
Тема: Второстепенные члены предложения.
Задачи:
- Сформировать представления о второстепенных членах предложения определениях, их функциях, видах, графическом обозначении.
- Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).
- Создать благоприятные условия , эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала, приобщить к здоровому образу жизни.
Метапредметные умения:
Познавательные:
- исследовать второстепенные члены определения;
- использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания);
Регулятивные:
- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения; уметь организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат).
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в группе;
Ресурсы: учебник: Канакина В.П., ГорецкийВ.Г. Русский язык: 4 класс
Демонстрационный материал: электронная презентация
Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Технология: здоровьесберегающая, исследовательская, критического мышления.
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский
Тема: Знакомство с видами второстепенных членов предложения определениями.
Цель урока: развитие познавательных логических УУД анализа, сравнения на основе самостоятельного открытия учащимися способа различения определений среди других членов предложения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование УУД |
Мотивация | Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, подарите своему соседу по парте улыбку и хорошее настроение. - Но у нас сегодня необычный урок. Нам поручили подготовить к изданию выпуск школьной газеты «Моя малая Родина». Кто скажет, люди каких профессий создают газету? | Настраиваются на работу Ответы детей |
Коммуникативные: Умение оформлять мысли в устной форме. |
Актуализация знаний | Словарная работа, чистописание Редактор, корреспондент, фотокорреспондент. - Из чего будет состоять наша газета? -Что такое текст? -Что вы знаете о предложении? -Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации? -По наличию главных и второстепенных членов? -Какие главные члены предложения вы знаете? -Какие второстепенные члены предложения вы знаете? -Какие второстепенные члены предложения мы знаем? _ Что вы знаете о дополнении? _ Что вы знаете об обстоятельстве?
| -Из текстов, рассказов. (Дети рассказывают правила) | Познавательные: Умение выделять новую информацию; Умение анализировать, сравнивать Коммуникативные: Умение оформлять мысли в устной форме.
|
Постановка учебной задачи | -Приступаем к работе. Готовясь к уроку, мы с Ирой подготовили такой рассказ, используя все известные члены предложения. Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы. -Прочитайте текст. По этому тексту фотокорреспондент сделал фотографию. Вот, что получилось. - Ребята, вам понравился текст? Фотография? Вы представили картину, описанную автором? А что здесь не так? Почему мы не сумели создать полный рассказ о реке Ветлуге? Давайте попробуем изменить текст, применяя наши знания о членах предложения. -Почему у вас не получается? - Действительно, ребята, есть второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое? Это определение. -Кто догадался, какой будет тема урока? -Какая задача урока?
|
Дети читают сначала про себя, потом вслух. - Нет! - Ни текст, ни фотография не передают красоты реки. Дети пытаются вставить слова, но изменить текст не получается. -Наверное, мы знаем еще не все второстепенные члены предложения. -Должны быть второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопрос какой?
-Определение – второстепенный член предложения. -Узнать что такое определение, научиться находить определения в тексте и составлять с ними предложения. | Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Умение выделять новую информацию, умение анализировать, сравнивать,группировать, обобщать. Коммуникативные: Умение оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
Решение УЗ (открытие детьми нового знания | Ребята, мы можем этот текст оставить в газете? Что же делать? -Давайте мы его дополним словами, отвечающими на вопросы: Какой,? Какая? Какое? Какие? Работа в группе Правила работы в группе: 1.Уважать мнение товарища; 2.Не обижать и не обижаться; 3.Быть внимательным; 4.Соблюдать тишину; 5.Слушать и слышать друг друга; 6.Участвовать всем. Ветлуга – красивая река. Она бежит бежит среди густых лесов и просторных полей, отражая в воде голубое небо и пушистые облака. По берегам растёт зелёный лопух. Низкорослый ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся весёлые ракиты, крепкий дубнячок и пышные ветлы. - Ребята, вам понравился этот текст? - Слова какой части речи появились в этом тексте? -Что добавили имена прилагательные в текст? Как они его изменили? - Наш текст перестал быть черно-белым. Река Ветлуга блистает во всей своей красе. -На какие вопросы отвечают прилагательные? -Что они обозначают? -Какой вывод можно сделать, что такое определение? -Откройте учебник и сверьте наши выводы с учебником. - Как будем подчеркивать определение? | Дети работают в группах. Записывают текст, вставляя подходящие по смыслу слова.
.
-Да. -Имена прилагательные. Они точнее рисуют картину, передают краски, помогают лучше представить красоту реки. -Какой, какая, какое, какие? -Признак предмета. -Определение – это второстепенный член предложения, выражен именами прилагательными. Отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие. Обозначают признак предметов. Находят информацию по учебнику. | Познавательные: Умение выделять новую информацию, умение анализировать, сравнивать,группировать, обобщать. Личностные: Выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать новое Применять правила делового сотрудничества. Регулятивные: Умение выстраивать алгоритм действий. Умение оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с образцом. Коммуникативные: Проявление активности, соблюдение правил общения, умение строить грамотно речевое высказывание, умение осуществлять самомоконтроль. |
Первичное закрепление (усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи) Физкультминутка | -Ребята, подчеркните в тексте определения. -Назовите прилагательные, которые употреблены в необычном значении. -Как мы их называем? -Какой вывод можем сделать? -Эпитеты позволяют ярче выразить чувства, настроение говорящего. Добрый лес, старый лес, Полный сказочных чуде! Мы идем гулять сейчас И зовём с собою вас! И весёлые зайчата- Длинноухие ребята- Прыг да скок, прыг да скок, Быстрые, шустрые! Ищут маму медвежата, Толстопятые ребята, Неуклюжие, смешные, Все забавные такие! До свиданья, старый лес, Полный сказочных чудес! | Включение самостоятельно приобретенных знаний в систему уже имеющихся и их применение к решению учебной задачи Весёлые ракиты, крепкий дубнячок. -Эпитеты. -Эпитеты – это определения,
Широко разводят руки в стороны. Повороты вправо-влевос вытянутыми руками. Ходьба. Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке». Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону. Помахивание рукой. Поворот вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба.
| Регулятивные Планирование решения учебной задачи Познавательные: Умение воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодейтвии. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Ребята, мы совершили удивительную прогулку по осеннему лесу. Вам понравилось? Расскажите о своих впечатлениях., помогите дописать следующую статью нашей газеты. Подумайте, как мы её назовём? Мы снова продолжим работу в группах. Каждая группа получает текст с заданиями. Задание: 1.Списать текст. Вставить пропущенные орфограммы и объяснить их. 2.Найти определения в тексте и подчеркнуть их. 3.Продолжить текст. Составить 2-3 предложения, используя определения. -Главный редактор с помощником займется версткой газеты, определит для каждой статьи своё место. - Сейчас каждая группа прочитает свои работы. А главный редактор выберет текст, который мы поместим в газету.
| Включение самостоятельно приобретенных знаний в систему уже имеющихся и их применение к решению учебной задачи Дети выполняют в группе, проверяют по образцу. Составляют предложения. Ученик, выполняющий роль главного редактора, начинает оформление газеты. Представители от каждой группы читают вслух свои работы. Главный редактор выбирает для газеты лучшую работу. | Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль. Познавательные: Развивать операции анализа (карточка №1, сравнения (Игра «Четвертый лишний»), классификации (упр. 59), выполняя задания. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. |
Рефлексия | - Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? - Какую цель ставили? - Достигли ли мы этой цели? - Что нового вы сегодня узнали о второстепенных членах предложения? Наша газета не готова. На уроке мы учились использовать определения в речи. У вас неплохо получилось. Если вы дома продолжите эту работу, то наша газета будет интересней и содержательней. Отнеситесь к домашнему заданию творчески. 1.Составьте четверостишие на тему «Осень», используя свои или готовые рифмы. 2.Составьте небольшой рассказ о красоте природы родного края, используя эпитеты. Лучшие работы мы поместим в газету.
| -Определение. -Узнать что такое определение, научиться находить определения в тексте и составлять с ними предложения. -Да. Ответы детей. Дети записывают задание в дневник. | Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. |
Приложение 1
Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы. | Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы. |
Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы. | Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы. |
Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы. | Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы. |
Приложение 2
__________________ Тихо в …сеннем л…су! Слабый в…терок чуть-чуть т…нул по в…рхушкам, слегка покачивая д…ревья. Всё вокруг раскрасилось в яркие, порой неожиданные цв…та. Разноцветным шумным ковром покрылись л…сные тр…пинки. Молодые берё…ки, словно ог…ньки, вспыхивали на фоне з…лёных елей и сосен.
| __________________ Тихо в …сеннем л…су! Слабый в…терок чуть-чуть т…нул по в…рхушкам, слегка покачивая д…ревья. Всё вокруг раскрасилось в яркие, порой неожиданные цв…та. Разноцветным шумным ковром покрылись л…сные тр…пинки. Молодые берё…ки, словно ог…ньки, вспыхивали на фоне з…лёных елей и сосен. 1.Спишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их. 2.Найдите определения в тексте и подчеркните. 3.Продолжите текст. Составьте 2-3 предложения, используя определения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).
Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...
Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.
Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...
Конспект урока для 3 класса "Второстепенные члены предложения. Определение"
Конспект урока "Второстепенные члены предложения. Определение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс). Урок закрепления знаний....
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.
Тема: Главные члены предложенияЦель урока: введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных...