Конспект урока русского языка в 4 классе "Второстепенные члены предложения определения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Колпакова Валентина Николаевна

Проблемный урок открытия нового знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx116.03 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок русского языка в 4  классе учителя начальных классов МОУ Задворковской СШ Колпаковой В.Н.

Тема: Второстепенные члены предложения.

Задачи:

  • Сформировать представления о второстепенных членах предложения определениях, их функциях, видах, графическом обозначении.
  • Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).
  • Создать благоприятные условия , эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала, приобщить к здоровому образу жизни.

Метапредметные умения:

Познавательные:

- исследовать второстепенные члены определения;  

- использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания);

Регулятивные:

- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения; уметь организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат).

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в группе;

Ресурсы: учебник: Канакина В.П., ГорецкийВ.Г. Русский язык: 4 класс    

Демонстрационный материал: электронная презентация

Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями.  

Форма организации детей: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технология:  здоровьесберегающая, исследовательская, критического мышления.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский  

Тема: Знакомство с видами второстепенных членов предложения определениями.

Цель урока: развитие познавательных логических УУД анализа, сравнения на основе самостоятельного  открытия учащимися способа различения определений среди других членов предложения.

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование УУД

Мотивация

Здравствуйте, ребята! Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, подарите своему соседу по парте улыбку и хорошее настроение.

 - Но у нас сегодня необычный урок. Нам поручили подготовить к изданию выпуск школьной газеты «Моя малая Родина».

 Кто скажет, люди каких профессий создают газету?

Настраиваются на работу  

Ответы детей

 

Коммуникативные:

Умение оформлять мысли в устной форме.

Актуализация знаний

  Словарная работа, чистописание

Редактор, корреспондент, фотокорреспондент.

- Из чего будет состоять наша газета?

-Что такое текст?

-Что вы знаете о предложении?

-Какие бывают предложения по цели высказывания? По интонации?

-По наличию главных и второстепенных членов?

-Какие главные члены предложения вы знаете?

-Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

 -Какие второстепенные члены предложения мы знаем?

_ Что вы знаете о дополнении?

_ Что вы знаете об обстоятельстве?

 

-Из текстов, рассказов.

(Дети рассказывают правила)

Познавательные:

Умение выделять новую информацию;

Умение анализировать, сравнивать

Коммуникативные:

Умение оформлять мысли в устной форме.

 

 

Постановка учебной задачи

-Приступаем к работе. Готовясь к уроку, мы с Ирой подготовили такой рассказ, используя все известные члены предложения.

Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы.

-Прочитайте текст.

По этому тексту фотокорреспондент сделал фотографию. Вот, что получилось.

J:\аттестация\рисунки\49682151.jpg

- Ребята, вам понравился текст? Фотография?  Вы представили картину, описанную автором? А что здесь не так? Почему мы не сумели создать полный рассказ о реке Ветлуге?

Давайте попробуем изменить текст, применяя наши знания о членах предложения.

-Почему у вас не получается?

- Действительно,  ребята, есть второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Какой? Какая? Какие?  Какое? Это определение.

-Кто догадался, какой будет тема урока?

-Какая задача урока?

 

 

 

 

 Дети читают сначала про себя, потом вслух.

- Нет!

- Ни  текст, ни  фотография не передают красоты реки.

Дети пытаются вставить слова, но изменить текст не получается.

-Наверное, мы знаем еще не все второстепенные члены предложения.

-Должны быть второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопрос какой?

 

-Определение – второстепенный член предложения.

-Узнать что такое определение, научиться находить определения в тексте и составлять с ними предложения.

Познавательные:

Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Умение выделять новую информацию, умение анализировать, сравнивать,группировать, обобщать.

Коммуникативные:

Умение оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать тему и цель урока.

Решение УЗ (открытие детьми нового знания

Ребята, мы можем этот текст оставить в газете?

Что же делать?

-Давайте мы его дополним словами, отвечающими на вопросы: Какой,? Какая? Какое? Какие?

Работа в группе

Правила работы в группе:

1.Уважать мнение товарища;

2.Не обижать и не обижаться;

3.Быть внимательным;

4.Соблюдать тишину;

5.Слушать и слышать друг друга;

6.Участвовать всем.

Ветлуга – красивая  река. Она бежит  бежит среди густых лесов и  просторных полей, отражая в воде голубое небо и  пушистые облака. По берегам растёт зелёный лопух. Низкорослый ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся весёлые ракиты,  крепкий дубнячок и пышные ветлы.

- Ребята, вам понравился этот текст?

-  Слова какой части речи появились в этом тексте?

-Что добавили имена прилагательные в текст? Как они его изменили?

- Наш текст перестал быть черно-белым. Река Ветлуга блистает во всей своей красе.

J:\аттестация\рисунки\49682151.jpg

-На какие вопросы отвечают прилагательные?

-Что они обозначают?

-Какой вывод можно сделать, что такое определение?

-Откройте учебник и сверьте наши выводы с учебником.

- Как будем подчеркивать определение?

Дети работают в группах. Записывают текст, вставляя подходящие по смыслу слова.

 

 

 

 .

 

-Да.

-Имена прилагательные.

Они точнее рисуют картину, передают краски, помогают лучше представить красоту реки.

-Какой, какая, какое, какие?

-Признак предмета.

-Определение – это второстепенный член предложения, выражен именами прилагательными. Отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие. Обозначают признак предметов.

Находят информацию по учебнику.

Познавательные:

Умение выделять новую информацию, умение анализировать, сравнивать,группировать, обобщать.

Личностные:

Выражение положительного отношения к процессу познания,   желание узнать новое

Применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные:

Умение выстраивать алгоритм действий.

Умение оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с образцом.

Коммуникативные:

Проявление активности, соблюдение правил общения, умение строить грамотно речевое высказывание, умение осуществлять самомоконтроль.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи)

Физкультминутка

 -Ребята, подчеркните в тексте определения.

-Назовите прилагательные, которые употреблены в необычном значении.

-Как мы их называем?

-Какой вывод можем сделать?

-Эпитеты позволяют ярче выразить чувства, настроение говорящего.

Добрый лес, старый лес,

Полный сказочных чуде!

Мы идем гулять сейчас

И зовём с собою вас!

И весёлые зайчата-

Длинноухие ребята-

Прыг да скок, прыг да скок,

Быстрые, шустрые!

Ищут маму медвежата,

Толстопятые ребята,

Неуклюжие, смешные,

Все забавные такие!

До свиданья, старый лес,

Полный сказочных чудес!

Включение самостоятельно приобретенных знаний в систему уже имеющихся и их применение к решению учебной задачи

Весёлые ракиты, крепкий дубнячок.

-Эпитеты.

-Эпитеты – это определения,

 

 

Широко разводят руки в стороны.

Повороты вправо-влевос вытянутыми руками.

Ходьба.

Прыжки. Ладошки  прижать к голове,    изображая  «ушки  на  макушке».

Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону.

Помахивание рукой. Поворот вправо-влево с вытянутыми руками.

Ходьба.

 

Регулятивные

Планирование решения учебной задачи

Познавательные:

Умение воспроизводить  информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

Проявлять активность во взаимодейтвии.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Ребята, мы совершили удивительную прогулку по осеннему лесу. Вам понравилось? Расскажите о своих впечатлениях., помогите дописать следующую статью нашей газеты. Подумайте, как мы её назовём?

Мы снова продолжим работу в группах.

Каждая группа получает текст с заданиями.

Задание:

1.Списать текст. Вставить пропущенные орфограммы и объяснить их.

2.Найти определения в тексте и подчеркнуть их.

3.Продолжить текст. Составить 2-3 предложения, используя определения.

-Главный редактор с помощником займется версткой газеты, определит для каждой статьи своё место.

- Сейчас каждая группа прочитает свои работы. А главный редактор выберет текст, который мы поместим в газету.

 

Включение самостоятельно приобретенных знаний в систему уже имеющихся и их применение к решению учебной задачи

Дети выполняют в группе,   проверяют по образцу.

Составляют предложения.

Ученик, выполняющий роль главного редактора, начинает оформление газеты.

Представители от каждой группы читают вслух свои работы. Главный редактор выбирает для газеты лучшую работу.

Регулятивные:

Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

Развивать операции анализа (карточка №1, сравнения (Игра «Четвертый лишний»), классификации (упр. 59), выполняя задания.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.

Рефлексия

- Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Какую цель ставили?

- Достигли ли мы этой цели?

 - Что нового вы сегодня узнали о второстепенных членах предложения?

 Наша газета  не готова. На уроке мы учились использовать определения в речи. У вас неплохо получилось. Если вы дома продолжите эту работу, то наша газета будет интересней и содержательней. Отнеситесь к домашнему заданию творчески.

1.Составьте четверостишие на тему «Осень», используя свои или готовые рифмы.

2.Составьте небольшой рассказ о красоте природы родного края, используя эпитеты.

Лучшие работы мы поместим в газету.


-Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

 -Определение.

-Узнать что такое определение, научиться находить определения в тексте и составлять с ними предложения.

-Да.

Ответы детей.

Дети записывают задание в дневник.

Личностные: Способность к самооценке.

Регулятивные:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности.

 

Приложение 1

Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы.

Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы.

Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы.

Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы.

Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы.

Ветлуга – река. Она бежит среди лесов и полей, отражая в воде небо и облака. По берегам растёт лопух. Ивняк вздрагивает от ударов зыби. На берегу кудрявятся ракиты, дубнячок и ветлы.

Приложение 2

__________________

Тихо в  …сеннем  л…су! Слабый в…терок чуть-чуть т…нул по в…рхушкам, слегка покачивая д…ревья. Всё вокруг раскрасилось в яркие, порой неожиданные цв…та. Разноцветным шумным ковром покрылись л…сные  тр…пинки. Молодые берё…ки, словно ог…ньки, вспыхивали на фоне з…лёных елей и сосен.

  1. Спишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.
  2. Найдите определения в тексте и подчеркните.
  3. Продолжите текст. Составьте 2-3 предложения, используя определения.

__________________

Тихо в  …сеннем  л…су! Слабый в…терок чуть-чуть т…нул по в…рхушкам, слегка покачивая д…ревья. Всё вокруг раскрасилось в яркие, порой неожиданные цв…та. Разноцветным шумным ковром покрылись л…сные  тр…пинки. Молодые берё…ки, словно ог…ньки, вспыхивали на фоне з…лёных елей и сосен.

1.Спишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

2.Найдите определения в тексте и подчеркните.

3.Продолжите текст. Составьте 2-3 предложения,

          используя определения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.

Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...

Конспект урока для 3 класса "Второстепенные члены предложения. Определение"

Конспект урока "Второстепенные члены предложения. Определение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс). Урок закрепления знаний....

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.

Тема:  Главные члены предложенияЦель  урока: введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных...