№ п/п | Этап урока Методы и приёмы | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Организационный момент. Метод - словесный
| 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Данировна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Покажите мне с каким настроением вы пришли на урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем мысленно удачи. Открываем тетради, отступаем 2 линейки от предыдущей записи и записываем дату и классная работа. | Проверять готовность к уроку. Садиться. | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.
|
2. | Мотивационный этап: - актуализация знаний учащихся Метод – словесный; Приём – подводящий диалог о тексте. Метод – наглядный; Приём – демонстрация. | 2 | "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". Как вы ее понимаете? Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.
| Слушать учителя, отвечать на вопросы. | Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности. Коммуникативные: построение речевых высказываний. |
3. | Актуализация опорных знаний. Метод – словесный; Приём – проблемный диалог. Метод – практический. Приём – демонстрация. | 7 мин | Чистописание Пропишите ая, ое, ой. Какое соединение?
Подчеркните главные члены предложения. Подчеркните второстепенные члены предложения. 1 р.- Везде тает рыхлый снег. 2 р.- Звенит за окном весенняя капель. 3 р.- Всюду журчат говорливые ручьи Можете приступать у выполнению задания. Получилось ли у вас выполнить задание полностью? Почему? (не смогли определить каким членом предложения являются слова рыхлый, весенняя, говорливые) Что помешало вам это сделать? (мы не имеем сведений об этом члене предложения) Назовите тему нашего урока. (Второстепенные члены предложения) Какие именно мы скажем чуть позже. |
|
| Выполнять задание, отвечают на вопросы.
| Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции. |
4. | Постановка и решение учебной задачи. Метод – словесный; Прием – диалог. | 10 | . Сначала вы поработаете самостоятельно. Для работы вам потребуются: - предложения, которые записаны у вас в тетради;
- бланк с подсказками( на столах);
- бланк с опорной схемой.
-Выполнять работу будет легче, пользуясь инструкцией ( на доске)
Инструкция. - Найдите из пункта подсказок ответ на этот вопрос, поставьте «+».
- Внесите выбранные данные в опорную схему
- После сигнала учителя сверьте свою опорную схему с опорной схемой соседа по парте.
- Выберите опорную схему, которую вы считаете наиболее правильной.
Подсказки - Предмет, действие предмета, признак предмета, как совершается действие.
- Какой? Что? Кто? Что делает? Какие? Чей? Как? Когда? Где?
- Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, определение.
- , , , __ .__.__
Опорная схема 1. ________________ 2._________________ 3._________________ 4._________________ 5._________________ Кто смог составить опорную схему? У какой пары совпали опорные схемы? Выйдите к доске и покажите свою опорную схему ( 2 пары детей)
(по ходу высказываний обучающихся на доске появляется опорная схема) Оцените работу. У кого опорная схема такая же как и на доске -поднимите красную сигнальную карточку, есть 2-3 несовпадения – поднимите зелёную, не получилось составить схему или есть 3-4 несовпадения – желтую 1.Признак предмета 2.Какой? Какие? Чьи? 3. Прилагательное 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5 С каким второстепенным членом предложения мы сегодня познакомились на уроке? (определение). Кто может сформулировать тему урока? (Второстепенные члены предложения. Определения.)Какие цели мы поставим перед собой? Расскажите по опорной схеме, что вы узнали об определении. Так какими же членами предложения являются слова рыхлый, весенняя, говорливые? Подчеркните их. | Выполнять задание по карточке, используя опорную схему.
Оценивать свою работу.
Определять тему урока, ставить цели. | Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.
Регулятивные: волевая саморегуляция в затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
5. | Физминутка | 2 мин | Вы старались, вы писали И немножечко устали. Вверх поднимем наши ручки И дотянемся до тучки. Уходи от нас скорей. Не пугай ты нас детей. Вот к нам солнышко пришло Стало весело, тепло. | Выполнять движения. |
|
6. | Первичное закрепление с проговариванием вслух. Метод – словесный; Приём – рассказ. Метод – практический; Приём – демонстрация.
| 7 мин | Откройте содержание учебника, найдите на какой стр. находится наша тема. Открываем стр. 148. Прочитайте текст упражнения 168. Выделите основу предложений. Скажите, в каких предложениях подлежащее выражено сущ-м? В каких оно выражено личным местоимением? Укажите его лицо и число. Найдите прилагательные в предложениях, выделенных цветом. К какому члену предложения они относятся в каждом случае? Как мы будем их подчеркивать? Найдите предложения, где прилагательные относятся к второстепенным членам предложения. Выпишите определение + слово, к которому оно относится. 1 вариант- с подлежащим. 2 вариант- со второстепенным членом предложения. Поменяйтесь своей работой с соседом, давайте проверим!
Посмотрите на упр-е 170. Кто прочитает задание? Объясняем. Теперь выпишите названия сказок в след. порядке. 1.Сказки А. С.Пушкина:… , … . 2.Сказки Г. Х.Андерсена: …, …, …, … . 3.Сказка Ш. Перро: … . 4.Сказка братьев Гримм: … . 5.Русская народная сказка: … . | Работа с учебником
.
|
Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач. Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
7. | Закрепление изученного.
| 6 мин | Ребята, послушайте текст.
Старые деревья давно облетели. Только * * берёзки сохраняют ещё свои * листья, блистающие золотом, когда тронут их лучи * * солнца. Ярко выступают сквозь * сеть ветвей, как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля *, * и * листьями.* и * в сырую погоду, * и *листьями в морозы. Исходный текст Старые деревья давно облетели. Только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями. Мягкими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хрупкими листьями в морозы. (С.Аксаков) Какой текст Вам понравился больше? Почему? Какую роль выполняют определения в нашей речи? (характеризуют, уточняют другие члены предложения) - определять признаки предмета; - определять качества человека; - определить и передать состояние природы.
Теперь разделимся на группы. Расскажите мне правила работы в группе. Итак, Ваша задача- оживить безликий текст определениями, т. е. дополнить предложения, используя подходящие слова для справок. Не забывайте ставить их в нужную форму.
1.Ландыши растут на … берегу реки под … соснами. … цветы ландышей напоминают … колокольчики. Дети набрали … букет. Они обложили … веточки ландышей … листьями. Слова для справок: стройный, высокий, крошечный, хрупкий, фарфоровый, большой, зелёный, нежный, белый.
2.На … планете жили … человечки. Домики у человечков были …, с крышами. Возле каждого домика сидела … собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что … домики охраняли … дракончики и … страусы. Они сидели на … верёвочках и рычали. На деревьях пели … песни мухи. В … лесах водились слонята, цыплята, ёжики и ящерицы. А на … черепахах человечки ездили в гости. Слова для справок: дремучий, зеленый, грозный, сильный, крошечный, веселый, старый, огромный, маленький, металлический. 3.Стояла … зима. Все было покрыто … снегом. Тяжело пришлось от этого … воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг … людей и жалобно чирикали. Пожалела воробышков … девочка Маша. Она стала собирать … крошки, и каждый день сыпала их у своего… крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила … птичек до самой весны. Слова для справок: суровый, белый, добрый, хлебный, бедный, беззащитный, деревянный, безразличный. | Выполнять задание в группах на усвоение знаний.
| Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
8. | Итог урока Метод – словесный; Приём – беседа. | 3 мин
| Вспомним пословицу «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости». Кто может сказать, что после этого урока сундучок знаний стал тяжелее? Вспомните цели и задачи, поставленные вначале урока. Как вы считаете, мы их достигли? С каким второстепенным членом предложения познакомились? Расскажите о нём, пользуясь опорной схемой.
- Урок подходит уж к концу и требует оценки.
- Каким он был?.. Отличным, скучным,
- Хорошим, может быть, плохим,
- Совсем ненужным, бесполезным…
- Иль поучительным…? Каким?
Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными. Дети записывают 2-3прилагательных (Это задание – дополнительное, если останется время) | Отвечать на вопросы учителя, подводить итог работы на уроке. . | Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение. |
9. | Рефлексия Метод – словесный; Приём – объяснение.
| 2 мин | А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Посмотрите на экран. Кто опишет свое состояние, свою работу?
На этом наш урок закончен! До свидания! | Оценивать свою работу на уроке.
| Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ. |