Этапы работы над изложением
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Этапы работы над изложением
При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности.
Одно из главных направлений работы – развитие связной речи учащихся. От успешного решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте и проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания в продолжение всех четырёх лет обучения.
В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Это одна из актуальных проблем школьного обучения. Развитие речи - это ведущий принцип в работе по чтению, грамматике, правописанию.
Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_-_kopiya.pptx | 193.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры». В.А.Сухомлинский
При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности . Одно из главных направлений работы – развитие связной речи учащихся. От успешного решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте и проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания в продолжение всех четырёх лет обучения.
В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Это одна из актуальных проблем школьного обучения. Развитие речи - это ведущий принцип в работе по чтению, грамматике, правописанию. Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста . Понимание связывает в единый процесс мышление и речь.
Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь . Изложение - это письменный пересказ готового текста (один из видов орфографических упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся).
Методика работы над изложением предполагает следующую последовательность действий: Чтение текста учителем или учащимися. Беседа по содержанию текста, цель которой - выявление понимания прочитанного, установление качества восприятия художественного текста. Знакомство с предложенным планом, его обдумывание или составление плана (коллективно или самостоятельно). Словарно-орфографическая подготовка. Пересказ по плану. Написание текста изложения. Самопроверка и совершенствование написанного.
Виды изложений Изложение – восстановление деформированного текста Изложение по готовому плану Изложение по коллективно составленному плану Изложение по самостоятельно составленному плану (начинается работа с придумывания надписей к картинному плану; графическое рисование иллюстраций, восстановление картинного плана). Изложение по измененному плану (коллективное составление плана, беседа о том, в чем это повествование отступает от последовательности событий в жизни, и постановка цели новой работы над планом; изменение в плане и подробный пересказ по нему). Изложение, близкое к тексту (подробное).
Ход урока при работе над изложением . Вводная беседа. Первичное знакомство - восприятие текста. 3. Общая беседа по содержанию. 4. Организация познавательной деятельности. Работа с текстом. 5. Обобщающая работа с текстом. 6. Самостоятельная запись текста. 7. Проверка написанного и оценка результатов.
Беседа по содержанию текста Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста . Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.
Анализ структуры текста Назначение анализа структуры текста - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым. Цель анализа - помочь учащимся осознать структурные особенности текста. Текст делится на смысловые части. Анализ текста сопровождается составлением плана.
Требования к текстам для изложений предельное начало текста, обычно независимое первое предложение с обычным порядком слов или реже соединение законченных предложений; отчётливая связь с начальным предложением следующих за ним предложений, связи смежных предложений; структурное выражение законченности всего текста при завершении фабулы.
Составление плана План может быть дан в готовом виде, может быть деформированным, а также может коллективно составляться во время сбора рабочих материалов. Опорные слова и сочетания слов для лексической и орфографической работы могут подбираться в ходе урока, могут быть даны и в готовом виде. При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение ). Требование к плану будет зависеть от вида изложения.
Устный пересказ текста Завершается работа устным пересказом - вторичное восприятие текста. Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. О собенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.
При подготовке к изложению может быть использован и такой прием работы, как составление рабочих материалов. Назначение этого приема - помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста . Рабочие материалы - это строительный материал для создания будущего текста; использовать их необходимо творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего высказывания. В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например: обобщающие слова или предложения при написании сжатых изложений. Рабочие материалы
Проверка обучающих изложений, как и любых других письменных работ, требует от учителя не только внимания, но и уважения к труду ученика. Пленкин Н.А. отмечает : " Лежащая перед нами ученическая тетрадь, это наивное и несовершенное создание детской мысли, - уже произведение начинающего автора, пусть еще неопытного и неумелого, но уже автора".
Оценивание изложений Оценка 5 ставится , если: содержание работы полностью соответствует теме; нет фактических ошибок; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря; достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых ошибки и 1 грамматическая.
Оценка 4 ставится в том случае, если: содержание работы в основном соответствует теме; содержание в основном достоверно, единичные фактические неточности; нарушение последовательности в изложении мысли; лексический и грамматический строй речи разнообразен; стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Допускается не более 2 недочетов в содержании, 3-4 речевых недочета, 2 грамматических ошибки.
Оценка 3 ставится, если: имеются существенные отклонения от темы; достоверность в главном, но есть фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь, однообразны синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление; стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. Допускаются 4 недочета в содержании, 5 речевых и 4 грамматических ошибок.
Оценка 2 выставляется в том случае, когда текст не соответствует теме; допущено много неточностей; нарушена последовательность изложения во всех частях, связь между ними, не соответствует плану; беден словарь; нарушение стилевого единства текста. Допускаются 6 недочетов в содержании, 7 речевых и 7 грамматических ошибок.
Схематический процесс изложения текста: Изложение Восприятие Воспроизведение (на слух) Слушание (зрительно) Чтение Смысловой анализ Выделение главного Сортировка материала Ответы на вопросы Запоминание (составление плана, тезисов, конспектов) Самопроверка Пересказ (передача смысла в определенной последовательности, использование ключевых слов, опора на структуру типа речи, стилевые особенности плана) Устное или письменное, подробное, сжатое, выборочное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по курсу внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" на тему "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом"
Технологическая карта занятия "Знакомство с понятием "Этап". Этап работы над проектом". 2 класс...
Презентация к уроку "Знакомство с понятием "Этап". Этапы работы над проектом"
Презентация к занятию по курсу "Учусь создавать проекты" на тему "Знакомство с поняием "Этап". Этапы работы над проектом". 2 класс....
Доклад по теме "Этапы работы над изложением в начальной школе"
Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над ...
Презентация к докладу " Этапы работы над изложением" в начальной школе
В данном ресурсе содержится презентация к докладу по теме " Этапы работы над изложением" в началной школе с ОВЗ...
Организация самостоятельной работы при работе над изложением в начальной школе.
Работа над изложением.Как помочь ребёнку самостоятельно подготовиться к написанию изложения....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...
3 этап работы с детьми ОВЗ: всё о работе с текстом
В работе представлены коснпекты занятий по 3 этапу коррекционного обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, по развитию связной речи, умению определять что такое текст, структуру текста, различат...