3 этап работы с детьми ОВЗ: всё о работе с текстом
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
В работе представлены коснпекты занятий по 3 этапу коррекционного обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, по развитию связной речи, умению определять что такое текст, структуру текста, различать разные виды текстов, работать с деформированным текстом. Материал будет полезен в работе молодым специалистам и студентам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3 этап работы с детьми ОВЗ всё о работе с текстом | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3 этап работы с детьми ОВЗ: всё о работе с текстом.
Тема: «Ознакомление с понятием текст.»
Цель: научить отличать текст от случайного набора предложений.
Опрос:
-Что такое речь?
-Какая бывает речь?
-Какая речь называется устной?
-Какая речь называется письменной?
-Для какой речи нужны: мел,чернила, магнитофон, телефон, карандаш, бумага и т. д.?
-Какая это речь: а) учитель объясняет урок;
б) мама оставила записку дочке
в) дочка читает эту записку?
Изучение нового материала:
-Из чего состоит наша речь? (из предложений)
-Что такое предложение? (законченная мысль)
-Прочитайте (запись на доске):
Оса — это насекомое. Оса-это насекомое.
Бабочка села на цветок. У осы шесть лапок.
Жук ползёт по земле. У осы есть жало.
Вопросы по заданию:
-Что написано с первом столбце? (предложения)
-Сколько предложений?
-О ком говорится в первом, втором, третьем предложении?
-Сколько картинок можно нарисовать к этой записи? (три).
-Можно ли подобрать общее название к этой записи?
-Что написано во втором столбике?(тоже предложения)
-Сколько здесь предложений?(тоже три)
-О чём говорится в первом, во втором, третьем предложении? (об осе)
-Сколько картинок можно нарисовать? (одну)
-Можно ли подобрать общее название?(можно)
-Чем похожи записи? (они про насекомых)
-Чем отличаются?(В первом столбике все предложения про разных насекомых, а во втором все про осу)
Учитель сообщает:
-Во втором столбике написан текст. (вывешивается табличка):
ТЕКСТ- группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.
Закрепление:
Учитель предлагает детям несколько карточек с заданиями, как про осу. Учащиеся определяют где текст, а где набор предложений, обосновывая свой ответ.
Например:
1)Папа читает газету на кухне. 2) Папа читает газету на кухне.
Мама печёт пирог. Его интересуют свежие новости нашего города.
Дедушка слушает музыку. Ещё ему нравится читать про спорт и туризм.
Тема: «Текст. Тема текста.»
Цель: познакомить с понятием тема, учить определять тему текста.
Повторение опрос:
-Что такое речь?
-Для чего нужна речь?
-Какая бывает речь?
-Какая речь называется устной? Письменной?
-Из чего состоит наша речь? (из предложений)
-Что называется предложением? (законченная мысль)
-А если мы напишем несколько предложений и все про осу. Как эта запись называется? (текст).
Вывешивается первая табличка. Хором вместе читают определение понятия текст.
-Ребята, можно ли сказать что все предложения про осу на одну тему? (можно)
Изучение нового материала:
-Сегодня у нас на занятие новое слово, я его уже произнесла. Послушайте:
В доме жили три медведя. Старшего звали Михайло Потапыч, среднего- Настасья Петровна, младшего — Мишутка. Медведи ушли гулять.
Вопросы по тексту:
-Можно ли прочитанное назвать текстом? (можно)
-Почему? (обращаемся к первой табличке)
-Ответьте на какую тему этот текст? (о медведях)
Вывешивается вторая табличка:
ТЕМА-это о ком или о чём говорится в тексте.
-Послушайте: Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Вопросы по содержанию:
-Можно ли назвать текстом? Почему?
-Определите тему этого текста.(о мячике)
Закрепление:
Учитель предлагает детям несколько карточек с заданиями, как про мяч. Учащиеся определяют тему текста, обосновывая свой ответ.
Например:
Лепестки астр, как лучи звёзды, расходятся во все стороны. Белые, жёлтые, красные, со множеством оттенков, светлых и тёмных, бывают астры. Растение расцветает летом и цветёт до самых морозов..
На скале стоял маленький пингвинёнок. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как купались взрослые пингвины.
Подводится итог:
Текст- это группа предложений, связанных по смыслу.
Тема текста — это о ком или о чём говорится в тексте.
Тема: «Признаки текста. Главная мысль».
Цель: повторить знакомые признаки текста; научить выделять главную мысль текста; научить определять главную мысль при составлении текста.
Повторение:
-Что такое речь?
-Для чего нужна речь?
-Какая бывает речь?
-Какая речь называется устной? Письменной?
-Из чего состоит наша речь?
На доске таблички ТЕКСТ и ТЕМА.
Изучение нового материала
-Послушайте:
Какую только работу не выполняет трудяга-вертолёт. Он доставляет грузы в такие места, куда не проехать по земле. Вертолёт-связист на севере развозит почту. С вертолётов опыляют поля, на которых растут овощи. С вертолётов ведут разведку косяков рыбы в море.
-Сколько предложений я прочитала? (много, несколько)
-Как можно назвать прочитанное? (текст)
-Почему?
Обращаемся к первой табличке с понятием ТЕКСТ и читаем определение хором.
-Определите тему этого текста.(о вертолёте)
Вопросы к тексту:
-Ребята, а теперь подумайте: о вертолёте можно рассказать, как он выглядит, где его строят, кто на нём работает и многое другое. А что я выбрала для своего рассказа? (какую работу выполняет вертолёт).
- Это и есть главная мысль рассказа.
Вывешивается третья табличка с определением понятия ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ- это то, что говорится в тексте о предмете.
Послушайте:
Барсук прекрасный строитель. Сначала он роет один коридор, который кончается гнездом. Но с каждым годом барсук усложняет своё жилище. Появляются новые ходы, коридоры до 20 метров вглубь. Жилище зверь строит на солнечной стороне холма.
-Докажите, что это текст.
-Определите тему текста. (о барсуке)
-Определите главную мысль текста. (как барсук строит нору)
Закрепление:
Учитель предлагает детям несколько карточек с заданиями, как про барсука. Учащиеся определяют тему текста, обосновывая свой ответ.
Например:
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была на дне. Галке нельзя было достать воду.
Она стала кидать в кувшин камушки. Вода стала выше. Галка напилась. Вот так галка!
Подводится итог:
Текст- это группа предложений, связанных по смыслу.
Тема текста — это о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль- это то, что говорится в тексте о предмете.
Тема: «Признаки текста. Опорные слова».
Цель: познакомить с понятием ОПОРНЫЕ СЛОВА; повторить признаки текста.
Повторение. Опрос:
На доске таблички ТЕКСТ, ТЕМА, ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.
-Послушайте:
Стихи умею сочинять. Строители возводят дом.
Читает папа мой газету. Брат с папой в шахматы играют.
Диктант написан мной на «пять». На удочку попался сом.
Собака молча ест котлету. На небе солнышко сияет.
-Можно ли это назвать текстом?(нет)
- Почему?(повторяем определение понятия текст)
-Можно ли здесь определить тему? (нет)
-Почему? (повторяем определение понятия главная мысль).
Изучение нового материала:
Игра «Угадай сказку»
1.Коза, козлята, кузнец, съел.
2.Дед, баба, курочка, мышка, яичко.
3.Муха, денежка, базар, самовар, паук, комар.
Игра «Найди лишнее слово»
Лиса, журавль, в гости, тарелка, кувшин, воробей.
Маша, заблудилась, медведи, избушка, испекла, убежала, теремок.
Игра «Добавь слово»
Старик, старуха, испекла, …..
Теремок, мышка, лягушка,......
-Как вы угадали сказки? (помогали главные слова из сказок)
- Слова по которым легко угадывать текст, называют ОПОРНЫМИ СЛОВАМИ.
ОПОРНЫЕ СЛОВА — это слова, по которым можно определить тему текста.
Закрепление:
Учитель предлагает детям несколько карточек с заданиями, как про сказки. Учащиеся определяют тему текста. А потом из текстов выделяют опорные слова.
Например:
1. Ключик, черепаха, Мальвина, папа Карло. (дополните ряд), угадайте сказку.
2. За окном стих дождь. Последние капельки побежали по стёклам. Из укрытия вышли утки. Они почистили свои перья. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Над рекой легла радуга.
Дети выбирают опорные слова: дождь, капельки, укрытие, утки, перья, солнышко, радуга.
Подводим общий итог по всему изученному материалу:
- Что такое текст?
- В каждом тексте есть тема, что такое тема? (о ком или о чём говорится в тексте).
-В каждом тексте есть главная мысль, что такое главная мысль? (что я расскажу о предмете).
- Для каждого текста подбираются слова, без которых нельзя обойтись. Это опорные слова.
Деформированный текст. «Вот так рыбаки».
Цель: закрепление понятия о тексте как о группе последовательно связанных предложений.
Повторение опрос:
-Что такое речь?
-Для чего нужна речь?
-Из чего состоит речь?
-Что называется предложением?
Работа с текстом. Текст на доске.
Это банка для рыбы. Был летний день. Вот и черви. Коля и Витя пришли на речку удить рыбу. Дома забыли. Вот так рыбаки! А удочки где?
Вопросы:
-Что мы прочитали? (предложения, несколько предложений)
-Можно ли назвать написанное текстом?
- Почему? Докажите.
Читаем определение понятия текст.
Делаем вывод: записать предложения надо строго по порядку совершаемых действий.
-Если это текст, то у него должна быть тема.
Читаем определение понятия ТЕМА
-Определите тему этого рассказа (о Коле и Вите).
Читаем определение понятия ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.
-Определите главную мысль этого текста. (удочки забыли)
Коллективное исправление текста. Запись предложений (коллективно с проговариванием).
-С чего начнём наш рассказ?
- Назовите тему рассказа.
- Находим следующее предложение.
- Что про них рассказываем?
- Каковы следующие действия мальчиков?
- Что же случилось?
-Какой подведём итог походу на рыбалку?
Итог работы.
- Читаем то, что написали. (хором и индивидуально)
- Получился ли текст? Докажите.
-Какова его тема?
- Какова главная мысль?
-Назовите последовательность событий: пошли, банка, черви, удочки забыли.
- Как называются эти слова? (опорные)
Читаем определение понятия опорные слова.
Тема: Ознакомление с понятием изложение.
Цель: объяснить, что значит излагать текст; учить составлять ответы на вопросы.
-Сегодня мы будем учиться писать изложение.
Излагать — это значит пересказывать услышанное или прочитанное. Я прочитаю, а вы запомните и расскажите письменно, что услышали.
Читается текст (на доске текста нет)
Три котёнка.
Три серых котёнка увидели мышку. Они бросились за ней. Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята — за ней. Мышка убежала, а из банки вылезли три белых котёнка. (29 слов)
Беседа о признаках текста.
- Можно ли назвать текстом.(Да предложения связаны по смыслу, про одно и тоже)
- Определите тему.(котята и мышка)
- Назовите главную мысль.(что говорится о котятах и мышке?) (бежали за мышкой и стали белые)
Беседа по содержанию.
- Кого увидели котята?
- Что они сделали?
- А что мышка сделала?
- Что случилось с котятами?
- Почему?
Обучение составлению ответов на вопросы.
Вопросы заранее написаны на доске и не закрыты. Пусть дети на перемене их читают.
- Кого увидели три серых котёнка? (мышку)
- За кем они бросились? (за ней)
- Куда прыгнула мышка? (в банку с мукой)
- Что сделали котята? (бросились за ней)
- Что сделала мышка? (убежала)
- Какие вылезли котята из банки? (белые)
Хором читаем вопросы.
- Хором составляем ответ, в обратном порядке читаем слова вопроса и вместо слова КОГО подставляем слово МЫШКУ.
Дети должны понять, что ответ строится из слов вопроса. Затем дети самостоятельно записывают предложение. Здесь допускается вариативность.
Таким образом, на первом уроке работа идёт над каждым предложением коллективно и отдельно., т. е. читаем, отвечаем, пишем.
После записи текста обязательно прочитать 5-6 работ вслух в классе.
Учителю надо учесть: котята-они, мышка-она, что сделала- убежала.
Тема: Обучение написанию изложения.
Цель: закрепить понятие о признаках текста; продолжить научить составлять ответы на вопросы.
Повторение:
- Что такое речь?
- Из чего состоит речь?
- Достаточно ли одного предложения, чтобы понять что-то о событиях? (нет, надо несколько предложений)
-Как мы называем несколько предложений, связанных по смыслу?
- Сегодня продолжим учиться писать текст.
- Что такое изложение?(пересказ того, что услышали или прочитали)
Читается текст, на доске текста нет.
Щука и кот.
В ведре была щука. Кот Васька учуял добычу. Он сунул лапу в ведро. Но у щуки зубы острые. Схватила щука кота за лапу. Помнит кот эту встречу. (30 слов).
Беседа о признаках текста.
- Можно назвать прочитанное текстом? (да)
- Почему?
-Определите тему. (кот и щука)
- Назовите главную мысль.(щука схватила кота)
Здесь можно уточнить название рассказа «Как щука поймала кота»)
Беседа по содержанию.
- Кто был в ведре?
- Почему кот полез в ведро?
- Что случилось с котом?
- Почему он помнит эту встречу?
Обучение составлению ответов на вопросы.
Вопросы заранее написаны на доске и не закрыты. Дети читают вопросы на перемене.
Ответы на вопросы:
-Кто был в ведре?(щука)
-Что учуял кот Васька? (добычу)
- Куда он сунул лапу? (в ведро)
- Что сделала щука? (схватила кота за лапу)
- Что помнит кот? ( эту встречу)
Работа ведётся как и на предыдущем уроке: хором читают вопрос, хором составляют ответ, самостоятельно его записывают. Можно с вариантами.
Учителю надо учесть:
….был в ведре? - Щука (значит, была щука)
Щука- она, кот -он.
Сделала-схватила (предупредить ошибку: Щука сделала, схватила кота)
В конце урока прочитать 5-6 работ
Тема: Изложение «Ёжик».
Цель: учиться использовать при пересказе имена прилагательные, учиться редактировать текст.
Этот урок хорошо провести после знакомства с понятием ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА.
-Послушайте сказочку:
Пошёл ёжил ночью по лесу гулять. Увидел клюквинку и наколол на иголочку. Увидел листья и тоже наколол. Заметил ёжик в луже звезду . хотел он и её наколоть, да ничего не вышло. Подумал ёжик, подумал и накрыл звезду лопушком. Пусть до утра полежит.
А утром под лопухом вместо звезды нашёл ёжик солнышко. Вот ёж смеялся.
Признаки текста:
- Можно ли назвать это текстом? Докажите.
- Какова его тема?
- Определите главную мысль.
Вопросы по содержанию:
- Когда ёж пошёл гулять?
- Что делал на прогулке?
- Что он увидел в луже?
- Как он поступил со звездой?
- Что утром увидел ёж?
- Если бы пришлось рисовать картину к этой сказке, какие карандаши и краски вы бы взяли?
- Красок у нас нет, как нам «раскрасить» нашу сказку?
Вопросник написан на доске. Во время устного разбора вписываются слова, украшающие сказку (выделенные слова вписываются при разборе)
Ёжик какой? (серый)
Когда и куда пошёл ёжик? (ночью, по лесу)
Что он увидел и наколол? (красную клюквинку, жёлтые листья, тоже)
Что заметил ёжик в луже?(голубую звезду)
Как поступил со звездой? (хотел наколоть, её, ничего не вышло, подумал, накрыл, мягким лопушком, полежит до утра).
Что утром увидел ёж в луже? (красное солнышко)
Учащиеся записывают текст с опорой на вопросы и опорные слова.
В конце урока прочитать 5-6 работ.
Тема: текст-повествование. План.
Цель: дать понятие о тексте-повествовании, его особенностях, учитьс составлять план.
На доске предложение: хотела галка пить.
- Что прочитали? (предложение)
- что называется предложением?
- О ком говорится в предложении? (о галке)
- Что говорится о галке? (хотела пить)
- Можно ли узнать, как напилась галка? (нет)
- А теперь давайте прочтём.
Вывешивается текст «Галка» по Л.Толстому.
- Что прочитали? (текст, рассказ)
- Докажите, что это текст? (несколько предложений,связанных по смыслу, всё про галку).
- Определите тему этого текста. (про галку).
- Определите главную мысль. (как галка сумела попить воды).
- Теперь мы должны определить строгий порядок записи предложенийэ
Вывесить три картинки. Все перепутаны. Коллективно выстраиваем их по порядку. (на первой- галка и рядом кувшин, на второй- галка на кувшине сидит с камушком в клюве, на третьей- вода переполнила кувшин).
- Как вы думаете, что мы составили с помощью этих картинок? (план)
Каждый текст составляется по определённой схеме.
Вывешивается таблица «Текст- повествование».
ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ
Сменяющие друг друга последовательные события
Схема | План | Используй |
Начало действия Развитие действия Кульминация Итог, конец | Что случилось? Где? Почему? Как? Когда? | Однажды… Как-то раз…Когда-то… Вдруг… И вот… вот и всё. |
В первый раз названия частей плана проговариваются устнго, а в тетради записываются названия частей схемы в качестве плана:
- Начало действия.
- Развитие действия.
- Кульминация
- Итог.
1картинка.
- Что случилось с галкой?
-Что она увидела?
- Это начало действия. Дадим название: Хотела галка пить.
- Почему не сразу напилась? (вода на дне – не достать)
- Это развитие событий. Дадим название: Вода на дне.
2 картинка.
-Что придумала галка?
-Почему этот момент самый важный, главный? (это кульминация)
- Дадим название: Галка бросает камешки.
3 картинка.
- Чем закончился рассказ?
- Это конец рассказа, итог. Дадим название: Галка напилась.
- Подводим итог. Повествованием называется текст в котором сообщается, повествуется о каких-либо событиях (хотела, узнала, стала бросать, напилась, улетела)
Читаем на плакате определение понятия ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ,
Только после такого разбора дети самостоятельно записывают текст (изложение)
Тема: Текст-повествование. Изложение.
Цель: закрепить понятие о тексте-повествовании, его особенностях, плану.
Читается текст:
Папа принёс домой птенца. Лена насыпала ему крошки. Бедняга даже не посмотрел на еду. Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу.
На другой день Лена бежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке.
Когда птенец подрос, Лена открыла форточку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел.
Признаки текста.
– Почему это текст?
- Определите тему. (про воробья)
- Определите главную мысль.(как воробьиха спасла птенца)
Это предложение выносим в название в название рассказа. Записываем его в тетрадь.
Беседа по содержанию:
- Откуда взялся воробей?
- Как он вёл себя у людей?
- Что произошло на улице?
- Почему Лена торопилась из школы?
- Кто же кормил птенца?
- Почему Лена не сразу выпустила птенца из клетки?
Работа по таблице «Текст-повествование»
- Вспомните схему. Где завязка, развитие, кульминация, итог?
Составление плана.
Части плана обязательно пишутся на доске и к ним в процессе работы или заранее пишутся опорные слова к каждой части отдельно.
Текст читается отдельно по образцам.
Коллективно даётся название каждой части.
На доске получается:
Начало | Папа принёс птенца | Насыпала, бедняга, даже не посмотрел |
Развитие | Бедняга не ест крошки | Вынесла, на улицу, поставили, слетелась |
Кульминация | Воробьиха кормит птенца | Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке |
Итог | Птенец улетел | Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел |
Дети самостоятельно записывают текст в тетрадь.
Тема: Текст-описание.
Цель: дать понятие о тексте –описании, познакомить с новой схемой текста.
С плаката читается текст:
Мать-и-мачеха – первые в есенние цветы. Золотые ГОЛОВКИ цветка похожи на цветки одуванчика. сТЕБЛИ покрыты красноватыми чашуйками. ЛИСТЬЯ в верхней стороны гладкие и холодные, снизу- мягкие и тёплые.
Признаки текста:
- Докажите, что это текст.
- У текста есть тема. Определите тему (о цветке)
- Сколько картинок мы рисовали для текста-повествования? (несколько)
- А для этого текта сколько нужно картинок? (одна)
- Почему? (показать картинку мать-и-мачеха. Всё на одной картинке)
Понятие о тексте-описании.
ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ
Описание- это рассказ об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов.
Схема | План | Используй |
Общий признак | Предмет и его признаки | Как, будто |
Признаки частей: Рост, вес, цвет, лицо, голова слева, справа, вблизи, вдали | Что? –Какое? Что?- На чём? | Словно, похоже на |
Оценка предмета |
Разбор схемы текста.
Схема накладывается на конкретный рассказ о цветке. (Во время разбора схему текста-описания записать в тетрадях в качестве плана)
Обратить внимание:
А) для текста-повествования нужны глаголы, действия;
Б) для текста-описания нужны прилагательные, так как отвечаем на вопрос: какой предмет?
В) описанию помогают сравнения с чем-либо. Используются слова: похоже на…, как будто, словно…
После разбора на доске остаётся:
Общий признак весенние
Признаки частей:
- головка одуванчик
- стебли покрыты чешуйками
- листья с верхней, с нижней (сверху, снизу)
Оценка предмета нравится, удивительный
Тема: изложение-описание.
Цель: закрепить понятие о тексте-описании, особенностях плана.
- Какие виды текстов вы знаете?
- Назовите особенности текста-повествования (последовательность действия, несколько картинок).
- Назовите особенности текста-описания (одновременное разглядывание признаков предмета, можно нарисовать одну картинку)
Чтение текста.
Живые удочки.
Обитатели в море встречаются удивительные. Раз моряки вытащили на палубу небольшую рыбу. У неё была зубастая пасть, а из головы росла удочка. На конце удочки рыба зажигает фонарик.
- он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбёшки плывут посмотреть на фонарик и попадают в пасть рыбы.
Это хитрая рыба удильщик. Живёт эта рыба в глубинах морей и ловится редко.
Беседа по содержанию.
- О ком услышали?
- Чем удивительна эта рыба?
- Где живёт удильщик?
-Почему она хищница?
Признаки текста.
- Докажите, что это текст.
- Определите тему текста, главную мысль текста.
- Сколько картинок можно нарисовать к этому рассказу? (одну)
- Определите тип текста. (описание)
- Вспомните особенности текста-описания.
Составление плана.
Общий признак Удивительный обитатель моря встречаются, вытащили,
небольшую
Признаки частей Как выглядит рыба:
- пасть: зубатая, из головы, зажигает фонарик
- удочка: горит во мраке, светлячок, плывут, нападают
- фонарик
Оценка предмета Редкая хищница удильщик, в глубинах
Во время работы обратить внимание: горит как ночной светлячок.
Тема: текст-рассуждение.
Цель: познакомить с рассуждением, показать, что рассуждение состоит из двух частей: то, что объясняется, и само объяснение, показать, что можно не только рассуждать, но и доказывать .
- Ребята, все вы читали книгу о весёлых приключениях Незнайки и его друзей. Вспомните, как звали жителей Цветочного города. (коротышками)
- Почему их так звали?
Попросите ответить полным предложением. На доске появляется запись: ПОТОМУ ЧТО.
- Почему Незнайку так звали?
- А Знайку?
- Хотите узнать, как называется ручей, который протекал по городу? (Огурцовой рекой)
- Интересно узнать почему. Я начну, а вы продолжите: коротышки звали ручей Огуречной рекой, потому что по берегам росло много …
Можно использовать слова ТАК КАК, вынести их на доску.
- А почему город назывался Цветочный? (потому что росло много цветов)
Можно использовать при ответе слово ВЕДЬ и вынесите его на доску.
-Вы правильно отвечали. Если дать полный ответ, то получится рассуждение. Это ответ на вопрос ПОЧЕМУ? Такой ответ всегда состоит из двух частей.
На доске наверху предложение: НЕЗНАЙКУ ЗВАЛИ ТАК, ПОТОМУ ЧТО ОН НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ.
Под предложением предыдущие записи:
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ВЕДЬ.
- Посмотрите на предложение. Первая часть ответа – это то что объясняется, а вторая – это само объяснение.
На доске появляется запись:
то, что объясняется потому что объяснение
так как
ведь
Послушайте:
Шёл Серёжа по траве,
Бил цветы по голове,
Бил панамкой, бил ладошкой,
Не хотим играть с Серёжкой.
Записать в тетради полный ответ на вопрос: почему ребята не хотят играть с Серёжкой.
Цель: учить правильно писать объяснение со словом ТАК КАК.
Послушайте:
Снег над деревней,
Снег ложится на деревья,
На заборы он ложится
И на лысые пеньки.
Почему же он боится
Тёплой маленькой руки?
Записать полный ответ в тетрадь, используя слова ТАК КАК.
В ответах использовать слова: Я ДУМАЮ, МНЕ КАЖЕТСЯ, ПО-МОЕМУ. Записать в тетрадь одно из новых словосочетаний.
Тема: Текст- рассуждение.
Цель: познакомить со схемой текста- рассуждения.
Повторение:
- Ребята помните сказку про Снегурочку?
- Почему Снегурочка боялась в лес идти?
- Коля считает, что она не любила грибы, ягоды собирать, а Оля считает, что она боялась растаять.
(Выберем правильный ответ)
- На какой вопрос мы отвечали? (почему?)
- Мы не только объясняли, но и рассуждали при ответе. Очень часто одного предложения не хватает для объяснения или рассуждения. Тогда нужен текст.
Чтение текста:
Тысячи лет назад люди уже строили дворцы из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой.
Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится.
В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло и зимой, и летом.
Поэтому так много во всём мире домов из кирпича.
Признаки текста:
- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, про одно и тоже)
- Определите тему. (про кирпич)
- А дальше последовательность действий есть? (нет)
- Описание внешнего вида есть? (нет)
- Картинки можно нарисовать? (не получается)
- На какой вопрос мы отвечаем? (почему)
Это новый тип текста- ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ.
Вывешивается новый плакат.
Текст-рассуждение- это объяснение событий, причин их появления.
Схема | План | Используй |
Тезис (основная мысль) | Почему? | Потому что, поэтому |
Доказательства: примеры, объяснения | Во-первых Во-вторых | Так как, ведь значит, следовательно, итак. |
Вывод |
При анализе схемы и самого текста пишем в тетрадях:
1.Тезис (основная мысль) Почему понравился кирпич.
2.Доказательства Во-первых,….
Во-вторых,…
В-третьих,….
Кроме того…
3.Вывод Много домов.
Справа на доске выписываем опорные слова для каждой части отдельно: 1. Тысячи, тому назад, строили, очень; 2. Делают, повсюду, под рукой, не горит, не боится, в самый, не трескается, тепло, прохладно; 3. Во всём мире.
Тема: изложение –рассуждение.
Цель: закрепить признаки текста-рассуждения, вспомнить схему такого текста.
- Назовите типы текстов, отличительные признаки каждого типа текста.
Чтение текста:
Конёк на крыше.
В старину избы часто украшали коньками. Кто был первым помощником человека? Конечно конь!
Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.
Многие венка конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.
Без коней не было бы почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А нападал враг на русскую землю, то на войну шёл добрый конь. И, случалось, он выносил с поля боя раненого хозяина, спасал ему жизнь.
Живёт конёк на крыше. Дождик польёт- станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым. Ещё выше поднимает голову, гордится собой.
- Определите тип этого текста.
- Можно ли нарисовать несколько картинок, показывающих последовательность действий? (нет).
- Годится ли к этому тексту одна картинка, будем ли говорить о внешнем виде предмета?(нет)
- Можно ли обойтись совсем без картинок? (да, мы будем рассуждать, почему именно конёк стал украшением русской избы).
- Следовательно, это текст –рассуждение.
- Вспомните схему текста-рассуждения. (можно использовать таблицу). Выдвигается тезис (основная мысль), затем проводятся доказательства (даются примеры и объяснения), и затем делается вывод по рассуждениям.
Составляем план:
Тезис 1. Почему конёк на крыше? В старину украшали,
помощником, конечно
Доказательства 2. Конь-первый помощник:
а) на земле крестьянину, пахать, боронить, сеять
б) транспорт многие века, ездили, поклажу.
в) почта не было бы, почтовые, вести, расстояния
г) на войне нападал, шёл, и, случалось, выносил раненого, спасал
Вывод 3.Конёк гордится собой на крыше прольёт, станет, выглянет, поднимает, выше.
Учащиеся записывают текст в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...
Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...
Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Коррекционно-развивающая работа на уроках литературного чтения при работе с детьми имеющих ЗПР
Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает научение ребенка быстрому чтению. В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп...