Доклад по теме "Этапы работы над изложением в начальной школе"
материал
Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.
Готовя класс к изложению, учитель выбирает те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи. На каждом этапе применяются свои, соответствующие поставленным задачам приемы работы. Работа над изложением строится по-разному, но тем не менее можно говорить об общих принципах ее построения. Рассмотрим примерный план работы над изложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_raboty_nad_izlozheniem.docx | 227.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«Школа–интернат № 18»
МКОУ «Ш-И №18»
Россия, 652471, город Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Прокопьевская, 18А
тел. (8-384-53) 4-13-89; 4-14-57 Е-mail: anschool18@mail.ru
Этапы работы
над изложением
в начальной школе
Выполнила
учитель начальных классов
Бондарева О.Л.
2020
(Слайд №1) Этапы работы над изложением
Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.
Готовя класс к изложению, учитель выбирает те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи. На каждом этапе применяются свои, соответствующие поставленным задачам приемы работы. Работа над изложением строится по-разному, но тем не менее можно говорить об общих принципах ее построения. Рассмотрим примерный план работы над изложением.
(Слайд №2) Вступительная беседа
Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, диапозитивы, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.
Вступительную беседу можно не проводить, если данный текст для изложения предельно прост и понятен учащимся.
(Слайд №3) Восприятие текста
Чтение текста учащимися проводится с целью первоначального знакомства с ним. Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы приёмы, представленные вашему вниманию на слайде
Важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие текста («Почему текст назван...?», «Сформулируйте тему, основную мысль текста»)
(Слайд №4) Беседа по содержанию теста
Разбор текста - дело очень важное и вместе с тем трудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему, основную мысль, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно - следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и определить и уметь обосновать свое отношение к воспринятому. «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажите, что...», «Как вы считаете, кто прав...».
Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически нецелесообразно, т.к. у ребят пропадает интерес к работе.
(Слайд №5) Анализ структуры текста
Целесообразно, чтобы текст - образец был перед глазами учащихся. Они в процессе анализа, с одной стороны, могут убедиться, что текст делится на части, каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а с другой, - наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распалось, а было единым структурным целым.
Систематическое использование анализа структуры текста как приема работы позволяет предупредить типичные речевые ошибки, недочеты, встречающиеся в изложении учащихся.
(Слайд №6) Составление плана
Как правило, анализ текста завершается составлением плана. Среди приемов работы с текстом составление плана занимает особое место. Требования к плану будут зависеть от вида предстоящего изложения.
План может быть предложен в готовом виде, составлен коллективно под руководством учителя устно, могут быть предложены для сравнения и обучения 2-3 варианта плана. Наконец план составляется каждым учеником самостоятельно.
(Слайд №7) Словарная работа
Очень важная роль должна отводиться словарной работе. Словарная работа при подготовке к изложению играет неоценимую роль. Нельзя всю работу сводить к объяснению значений слов, словарная работа должна проходить на всех этапах: при чтении текста, при составлении плана, при работе над вопросами, при инсценировке частей текста, при пересказе.
Подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
(Слайд №8) Устный пересказ
Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения). В четвертом классе дети начинают обучаться краткому пересказу (уже самостоятельно выделяют основную мысль каждой части текста), а также выполняют усложненные задания — например, пересказ от другого лица. В 4 классе устный пересказ необязателен, если текст прост и понятен, и если беседа по содержанию и работа над языком были проведены на высоком уровне.
(Слайд №9)
Текст читает учитель или ученики. Написание изложения проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются. При проверке изложения учитель напоминает о сложных словах на доске. В школе для глухих самопроверке надо учить специально. Может быть также организована взаимопроверка или проверка работ слабых учеников сильными.
(Слайд №10) План урока
Для обучения изложению и совершенствования связной речи глухих учащихся необходимо реализовать дифференцированный подход на уроках развития речи. Это обеспечит каждому ученику доступный ему темп работы, ее содержание, степень самостоятельности, а также переход от одного уровня речевого развития к другому. Таким образом, изложение — один из ведущих видов работы над самостоятельной речью, так как здесь отрабатываются все основные элементы в их взаимосвязи и единстве: лексика, грамматический строй, разнообразие фразеологии, стиль языка, орфография.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над изложением в начальной школе.
Работа над изложением, как развитием коммуникативной речи в настоящее время является актуальной для начальной школы. ...
Работа над изложением в начальной школе
Презентации к урокам по развитию речи (изложения)...
Работа над изложением в начальной школе
Изложение — традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах школы и полу...
Работа над изложением в начальной школе
Развитие у детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, является сложной задачей, требующей комплексного подхода. Один из важнейших компонентов работы – написание изложения....
Презентация к докладу " Этапы работы над изложением" в начальной школе
В данном ресурсе содержится презентация к докладу по теме " Этапы работы над изложением" в началной школе с ОВЗ...
Методическое пособие "Методика работы над изложением в начальной школе". Автор: Играева И. А.- учитель начальных классов Зерноградский район Ростовской области.
Материал для учителей начальной школы....
Организация самостоятельной работы при работе над изложением в начальной школе.
Работа над изложением.Как помочь ребёнку самостоятельно подготовиться к написанию изложения....