Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «б» классе по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Цель: обощить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «б» классе
по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Дидактическая цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне.
Задачи: образовательные: сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне, подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова
- развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
- воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности и достижения товарищей; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
- организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов;
Регулятивные УУД:
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
- планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
- действие по намеченному плану;
- выполнения действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
- оценивание своих действий и полученного результата.
Коммуникативные УУД:
- участие в общей беседе, выполнение принятых правил речевого поведения;
- участие в совместной деятельности;
- умение работать в парах;
- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.
Методы обучения: частично - поисковый, продуктивно - практический, инструктивно - практический, наглядно - иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная работа;
работа в парах;
индивидуальная работа.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
дидактические карточки для каждого ученика, компьютер, мультимедиа, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Мобилизующее начало (психологический настрой на работу).
1. Прозвенел звонок, начинается урок русского языка.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Вдохните в себя воздух, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
Сядьте правильно.
2. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
Напишите соединение заглавной буквы Н со строчной. Обратите внимание на наклон буквы. Наклонные прямые должны быть одной высоты. Красота буквы зависит от одинакового наклона у обоих элементов и правильного расстояния между ними.
- Посмотрите на доску, прочитайте написанные на ней слова.
ноябрь Незнайка новый навредит
- Есть ли здесь словарное слово? Назовите его. (ноябрь)
- Почему слово Незнайка написано с большой буквы? (Имя героя мультфильма)
- Подберите к слову новый антоним. (старый)
- Спишите слова и подчеркните слабые места в словах.
2. Словарная работа
- Отгадайте загадку:
Быстро плавает в пруду,
Ловит целый день еду.
«Кто же ты? Шепни на ушко».
« Ква!» – ответила (лягушка).
Султан подготовил сообщение о лягушках.
- Лягушки - полезнейшие существа, так как поедая насекомых, в том числе — вредных, регулируют их численность, спасая наши огороды от слизняков, жуков, улиток. Они живут и в воде, и на суше.
- Изначально это слово имело вид лягуха, а образовано оно от существительного ляга – «нога». Своему названию это хладнокровное животное обязано длинным задним ногам.
- Запишите еще раз это слово через запятую. Постарайтесь продиктовать себе это слово, напишите по памяти, не глядя на доску.
- Поставьте ударение простым карандашом в слове и подчеркните гласную, которую нужно запомнить. (лягушка)
Теперь выполним звукобуквенный разбор этого слова. Ставим ударение, определяем количество звуков и букв, а также количество слогов.
(7 букв и звуков, 3 слога ля-гу-шка)
- Попробуем составить предложение с этим словом.
В нашем пруду плавает и квакает лягушка.
II. Актуализация знаний.
• Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
– Я хочу вам рассказать историю.
Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
“Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет”.
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима?
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом (на доске)
Произношение отличается от написания, поэтому необходимо подбирать проверочное слово.
Ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся.
Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)
— Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)
— Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)
Упр. 142 (с. 93).
— Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр — один, тигры — много. Отличаются количеством предметов.)
— Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один и тот же предмет, но береза — одна, березы — много.)
— Это формы одного и того же слова.
— Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок — это одно и то же слово? (Нет. Тигр — взрослое животное, тигренок — детеныш тигра. Это однокоренные слова.)
— Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза — дерево, березовый — это то, что из березы.)
— Что записано в первом столбике? (Формы одного слова.)
— Что записано во втором столбике? (Однокоренные слова.)
Физкультминутка
На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет -
Всем друзьям физкульт-привет!
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 143 (с. 94).
— Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)
— Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?
— Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах? (Валы — вал, волы — вол.)
(Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)
— Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)
— Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)
— Объясните ее смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.)
— Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
Упр. 144 (с. 94).
— Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.)
— Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.)
— Запишите слова так же, как в учебнике. Поставьте ударение.
— Выполните задания по учебнику.
— Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)
Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Прочитайте правило.
— Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.)
— Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.)
VII. Рефлексия
Карточка
Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.
слон — слон лиса — лисы
семья — семьи сосны — сосна
сады — садик снега — снег
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
— Какие слова подчеркнули? Почему?
(Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какой гласный звук называется безударным? ( Гласный звук в безударном слоге)
— Как правильно написать безударный звук в корне слова?
(Подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука)
— Что такое проверочное слово? (Это слово в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук)
Оцените всю свою деятельность на уроке.
На доске три «волшебных дерева»: красное, желтое и зеленое. Прикрепите свои листочки
на красное дерево - если у вас все получилось, не было затруднений
на желтое дерево – если чаще все получается, но были ошибки;
на зеленое дерево - остались вопросы, часто затрудняюсь.
Домашнее задание
Выполнить упр. 145 (с. 95).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: « Правописание приставок на-, за-, над-».
На уроке дети приступают к изучению темы:« Правописание приставок на-, за-, над-» Работают с пословицей, устойчивыми выражениями. Проводится словарно-орфографическая работа, закрепление пройденн...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"
Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме:" Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".
: Цель этого урока развивать умение правильно писать безударные окончания существительных в Род., Дат., Пр. падежах....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему:" правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"
Умение распозновать имена прилагательные в тексте и уметь использовать их в речи.Находить общие и отличительные признаки в сравниваемых понятиях. Знать правописание окончании имен прилагательных при и...
Проект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова"
Урок проект русского языка во 2 классе по теме "Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова"....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:"Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах"
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Правописание жи-ши, ча-ща,чу-щу в словах" Этот урок был дан на районном объединении директоров школ в декабре 2018 года, который проходил...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»...