Урок по русскому языку "Учимся писать согласные буквы в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема : «Учимся писать согласные буквы в корне слова»
Цель: учить детей проверять слова с парным согласным на конце слова.
Задачи:
- развивать умение распознавать слова, которые надо проверять, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом слове;
- развивать орфографическую зоркость, словесно- логическое мышление, речь, память, умение рассуждать;
- развитие умения в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех;
- воспитывать любовь к языку, любознательность, трудолюбие.
1. Орг. момент:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем
2. Мобилизующий этап.
У. Начинаем наш урок с логического упражнения. Внимательно послушайте:
В семье папа, мама и их дети Оля, Ваня любят трудиться: работать на заводе, печь пирог, протирать шкаф от пыли. Определите, как дети при этом помогают родителям?
( Мы знаем, что папа, мама и их дети любят трудиться: работать на заводе, печь пирог, протирать шкаф от пыли. Если папа уехал на завод, а мама не всегда успевает протереть пыль, значит, она печет пироги, а дети Оля и Ваня протирают шкаф от пыли).
У. Оцените ответ сигналом. Если ответ понравился - поднимаем зеленый цвет кружка. Есть замечания – желтый.
3. Тема и цель урока:
У.Назовите слова, встретившиеся в упражнении, написание которых вы можете объяснить, опираясь на известное вам правило.
( Это слова Оля, Ваня. Имена собственные пишутся с большой буквы).
У.В упражнении вы ещё встретили слова, правописание которых вы не можете объяснить. Сформулируем тему нашего урока.
( Это слова шкаф, завод, пирог. На конце этих слов встречаются парные согласные, значит тема урока "Парные согласные на конце слов")
У.Поставим перед собой цель: чему будем учиться на уроке?
Познакомимся:
( Научиться писать слова с парными согласными на конце слов, познакомиться с правилом проверки таких слов)
4. Минутка чистописания
У. Ребята, вы любите трудиться? А ваши пальчики?(пальчиковая гимнастика)
Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдёте в нашем упражнении. Она спряталась в слове, которое обозначает имя, слово состоит из двух слогов, в каждом слоге эта буква стоит на первом месте и обозначает согласный парный, звонкий, твёрдый звук.
( Сегодня пишем букву В, так как она находится в слове, которое обозначает имя Ваня. В этом слове два слога Ва-ня и начинаются они с согласного парного, звонкого, твёрдого звук)
Из каких элементов состоит буква? (ответы детей)
Пропишем в воздухе,
Вспомним правила посадки
Пишем букву в тетради(2 строчки).
У. Какую букву учились писать?
( Прописную букву В)
5. Словарная работа
Это слово встречалось в тексте упражнения. В нём есть две орфограммы: непроверяемая безударная гласная и парный согласный на конце. Какое это слово?
( Это слово завод, потому что в нём есть непроверяемая безударная гласная и парный согласный на конце)
5. Определение лексического значения слова.
У. Что вы себе представляете, когда произносите слово завод? (ответы детей)
( Завод, это крупное предприятие).
У. Где ещё можно найти информацию о слове?
( В толковом словаре)
У. В словаре это слово означает:
- Крупное промышленное предприятие
- Действие механизма, например, часы с заводом.
У.Запишем слово завод.
Придумаем предложение о заводе, опираясь на логическое упражнение. (Дети придумывают предложения)
Какую безударную гласную надо запомнить в слове завод?
6. Новая тема:
У. Произнесите слово завод. Какой звук слышится на конце слова? Какой он парный или непарный? Что мы знаем о парных согласных?
У. В нашем слове совпадает или не совпадает произношение с написанием?
У. Какие у вас будут предложения, как нам быть?
( Надо проверить)
У. Измените слово так, чтоб оно стояло во множественном числе.
( Завод – заводы).
. Может ли это слово быть проверочным для слова завод, почему?
( Может, потому, что в слове заводы звук [д] чётко слышится)
Продолжим наши наблюдения.На доске картинки(утюг,снег)
Поставим во множественное число эти слова. Могут ли слова во множественном числе быть проверочнымии ? Докажите
. Сегодня мы говорим о трудолюбии. Скажите, как эти слова относятся к теме " Труд"?
( Утюгом гладят бельё, от снега очищают дорожки).
. Что ещё объединяет эти слова?
( У всех слов парный согласный на конце).
. Какой вывод мы сможем сделать?
( Парный согласный надо проверять, т.е. изменять слово так, чтобы после согласного стоял гласный).
У. А как об этом говорится в учебнике? Читаем правило(на электронной доске правило)
Работа с правилом.
- Читаем глазками
- Расскажите друг другу (работа в парах)
- Слушаем 1,2 человека
Оцените ответы товарищей.
7. Физминутка.
Я буду называть слова. Если назову слово, в котором пишется парный согласный написание которого не совпадает с произношением, вы присядете, а если совпадает - прыгните: труд, пирог, дуб, снег, пруд, шарф,обед,суп
8. Закрепление
Упражнение "Логические цепочки"Найди лишнее слово
- Сне. , сле. ,лис., сапо.
- Моро.,вод, лё., пру.
- Гри. , обе., су,земл.
Работа в парах.
У. Вы получили листочки. Работать будете в парах. Каждый из вас подчёркивает на своём листочке правильный вариант ответа, затем проверяете друг у друга.
Пара(д,т),гру(з,с),стри(ш,ж),ястре(б,п),овра(г,к),овра(к,г)
Работа в учебниках(самостоятельно)
Стр 105 №2
9. Рефлексия:
У. Вспомним, какая была цель на нашем уроке? Как вы считаете, мы выполнили её? (сигнал: зеленая карточка-узнали много нового и все понравилось, красная-ничего нового не узнали ). Где могут пригодиться эти знания?
Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Запишите в тетради.
Терпение и тру. все перетрут.
Найдите слово с парным согласным на конце. Докажите, что вы правильно его написали.
Д. (Повторяют правило)
У. Принёс ли вам наш урок радость? Покажите сигналы.
10. домашнее задание. Придумать и записать 7 слов на изученное правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3кл. Тема: "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова" (УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев.)
Урок был представлен, как итоговая работа на дистанционных курсах по ЭОР....
Презентация к уроку по русскому языку. Тема: Безударные гласные в корне слова, непроизносимые, непроверяемые, парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Презентация к уроку....
Конспект урока по русскому языку. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова
Цели:Закрепить пройденный материал.Учить использовать знания детей о знания проверяемой согласной и гласной в корне слова.УУД:Личностные:проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельност...
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова". УМК "Перспектива"....
Русский язык 2класс Урок закрепления по теме "Правописание парных согласных букв в корне слова"
Урок закрепления по теме "Правописание парных согласных букв в корне слова"...
урок русского языка Написание гласных и согласных букв в корне слова
урок русского языка Написание гласных и согласных букв в корне слова 4 классЦели: В результате совместной деятельности составить алгоритм проверки корневых орфограмм.Научить использовать приобретённые...