Урок по русскому языку "Учимся писать согласные буквы в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

урок по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Учимся писать согласные буквы в корне слова»

Цель: учить детей проверять слова с парным согласным на конце слова.

Задачи:

  • развивать умение распознавать слова, которые надо проверять, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом слове;
  • развивать орфографическую зоркость, словесно- логическое мышление, речь, память, умение рассуждать;
  • развитие умения в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех;
  • воспитывать любовь к языку, любознательность, трудолюбие.

1. Орг. момент:

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем, 
И работать начинаем

2. Мобилизующий этап.

У. Начинаем наш урок с логического упражнения. Внимательно послушайте:

В семье папа, мама и их дети  Оля, Ваня любят трудиться: работать на заводе, печь пирог, протирать шкаф от пыли. Определите, как дети при этом помогают родителям?

Мы знаем, что папа, мама и их дети любят трудиться: работать на заводе, печь пирог, протирать шкаф от пыли. Если папа уехал на завод, а мама не всегда успевает протереть пыль, значит, она печет пироги, а дети Оля  и Ваня  протирают шкаф от пыли).

У. Оцените ответ сигналом. Если ответ понравился - поднимаем зеленый цвет кружка. Есть замечания – желтый.

3. Тема и цель урока:

У.Назовите слова, встретившиеся в упражнении, написание которых вы можете объяснить, опираясь на известное вам правило.

( Это слова Оля, Ваня. Имена собственные пишутся с большой буквы).

У.В  упражнении вы ещё встретили слова, правописание которых вы не можете объяснить. Сформулируем тему нашего урока.

( Это слова шкаф, завод, пирог. На конце этих слов встречаются парные согласные, значит тема урока "Парные согласные на конце слов")

У.Поставим перед собой цель: чему будем учиться на уроке?

Познакомимся:

(  Научиться писать слова с парными согласными на конце слов, познакомиться с правилом проверки таких слов)

4. Минутка чистописания

У. Ребята, вы любите трудиться? А ваши пальчики?(пальчиковая гимнастика)

Букву, над написанием которой мы будем работать, вы найдёте в нашем  упражнении. Она спряталась в слове, которое обозначает имя, слово состоит из двух слогов, в каждом слоге эта буква стоит на первом месте и обозначает согласный парный, звонкий, твёрдый звук.

( Сегодня пишем букву Втак как она находится в слове, которое обозначает имя Ваня. В этом слове два слога Ва-ня и начинаются они с согласного парного, звонкого, твёрдого звук)

Из каких элементов состоит буква? (ответы детей)

Пропишем в воздухе,

Вспомним правила посадки

Пишем букву в тетради(2 строчки).

У. Какую букву учились писать?

Прописную букву В)

5. Словарная работа

Это слово встречалось в тексте  упражнения. В нём есть две орфограммы: непроверяемая безударная гласная и парный согласный на конце. Какое это слово?

Это слово завод, потому что в нём есть непроверяемая безударная гласная и парный согласный на конце)

5. Определение лексического значения слова.

У. Что вы себе представляете, когда произносите слово завод? (ответы детей)

( Завод, это крупное предприятие).

У. Где ещё можно найти информацию о слове?

В толковом словаре)

У. В словаре это слово означает:

  1. Крупное промышленное предприятие
  2. Действие механизма, например, часы с заводом.

У.Запишем слово завод.

 Придумаем предложение о заводе, опираясь на логическое упражнение. (Дети придумывают предложения)

Какую безударную гласную надо запомнить в слове завод?

6. Новая тема:

У. Произнесите слово завод. Какой звук слышится на конце слова? Какой он парный или непарный? Что мы знаем о парных согласных?

У. В нашем слове совпадает или не совпадает произношение с написанием?

У. Какие у вас будут предложения, как нам быть?

( Надо проверить)

У. Измените слово так, чтоб оно стояло во множественном числе.

Завод – заводы).

Может ли это слово быть проверочным для слова завод, почему?

Может, потому, что в слове заводы звук [д] чётко слышится)

 Продолжим наши наблюдения.На доске картинки(утюг,снег)

Поставим во множественное число эти слова. Могут ли слова во множественном числе быть проверочнымии ? Докажите

Сегодня мы говорим о трудолюбии. Скажите, как эти слова относятся к теме " Труд"?

( Утюгом гладят бельё, от снега очищают дорожки).

Что ещё объединяет эти слова?

( У всех слов парный согласный на конце).

Какой вывод мы сможем сделать?

( Парный согласный надо проверять, т.е. изменять слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

У. А как об этом говорится в учебнике? Читаем правило(на электронной доске правило)

Работа с правилом.

  • Читаем глазками
  • Расскажите друг другу (работа в парах)
  • Слушаем 1,2 человека

Оцените ответы товарищей.

7. Физминутка.

Я буду называть слова. Если назову слово, в котором пишется парный согласный написание которого не совпадает с произношением, вы присядете, а если совпадает - прыгните: труд, пирог, дуб, снег, пруд, шарф,обед,суп

8. Закрепление

Упражнение "Логические цепочки"Найди лишнее слово

  1. Сне. , сле. ,лис., сапо.
  2. Моро.,вод, лё., пру.
  3. Гри. , обе., су,земл.

Работа в парах.

У. Вы получили листочки. Работать будете в парах. Каждый из вас подчёркивает на своём листочке правильный вариант ответа, затем проверяете друг у друга.

Пара(д,т),гру(з,с),стри(ш,ж),ястре(б,п),овра(г,к),овра(к,г)

Работа в учебниках(самостоятельно)

Стр 105 №2

9. Рефлексия:

У. Вспомним, какая была цель на нашем уроке? Как вы считаете, мы выполнили её? (сигнал: зеленая карточка-узнали много нового и все понравилось, красная-ничего нового не узнали ). Где могут пригодиться эти знания?

Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Запишите в тетради.

Терпение и тру. все перетрут.

Найдите слово с парным согласным на конце. Докажите, что вы правильно его написали.

Д. (Повторяют правило)

У. Принёс ли вам наш урок радость? Покажите сигналы.

10. домашнее задание. Придумать и записать 7 слов  на изученное правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3кл. Тема: "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова" (УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев.)

Урок был представлен, как итоговая работа на дистанционных курсах по ЭОР....

Конспект урока по русскому языку. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

Цели:Закрепить пройденный материал.Учить использовать знания детей о знания проверяемой согласной и гласной в корне слова.УУД:Личностные:проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельност...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание проверяемых парных согласных букв в корне слова". УМК "Перспектива"....

Русский язык 2класс Урок закрепления по теме "Правописание парных согласных букв в корне слова"

Урок закрепления по теме "Правописание парных согласных букв в корне слова"...

урок русского языка Написание гласных и согласных букв в корне слова

урок русского языка Написание гласных и согласных букв в корне слова 4 классЦели: В результате совместной деятельности составить алгоритм проверки корневых орфограмм.Научить использовать приобретённые...