урок русского языка Написание гласных и согласных букв в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ларина Наталия Николаевна

урок русского языка Написание гласных и согласных букв в корне слова 4 класс

Цели: В результате совместной деятельности составить алгоритм проверки корневых орфограмм.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ларина Наталия Николаевна, учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М. И.»  город Усть-Илимск Иркутская область

Урок русского языка, 4 класс, УМК «Перспектива».

Раздел

Язык как средство общения  

Тема

Написание гласных и согласных букв в корне слова.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цели

В результате совместной деятельности составить алгоритм проверки корневых орфограмм.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы.

Термины и понятия

Актуализация умения выделять корень слова, подбирать однокоренные слова для проверки.

Корень слова, непроизносимые согласные, безударная гласная, орфограмма, парные согласные

Планируемый результат в рамках изучения раздела:

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— понимание успешности при освоении темы.

Познавательные умения:

 — раскрыть значение понятий «родственное (однокоренное) слово», «корень слова», «основные орфограммы в корне слова» и использовать их в активном словаре;

— определять условие проверки орфограммы и обосновывать своё мнение.

   Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;

— адекватно использовать речь для представления результата.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя правило;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом;

— выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Предметные умения:

— рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;

— рассказывать о правописании орфограмм в корне слова;

— выписывать из каждой группы родственные слова и выделять графически корень;

— образовывать и писать однокоренные слова;

— определять орфограмму в каждой группе слов и писать пропущенные буквы;

— разбирать слова по составу;

— определять и выписывать из текста слова с безударной гласной в корне;

— подбирать однокоренные проверочные слова к орфограмме в корне слова;

— писать орфограммы в новых словарных словах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.  

- Всем доброе утро! С каким настроением пришли вы на урок?

- Чтобы хотели пожелать друг другу?

- Итак, предлагаю начать наш урок!

Отвечают на поставленные вопросы, настраиваются на хорошую работу

 II.

Актуализация знаний

Работа по карточкам (Приложение 1)

*** учащиеся в парах получают карточки с заданием

!!*** на доске запись слов как на карточке

- Перед вами карточки, работая в паре, необходимо соединить слово с орфограммой, которую вы найдете в нем. Вставьте нужную букву и обозначьте орфограмму.

**** работа в паре

- Объясните свой выбор.

- Рассмотрите внимательно предложенные вам орфограммы. Как вы думаете, какая из них лишняя? Почему?

- Как можно назвать оставшиеся орфограммы?

Работают в парах по заданию на карточках, отвечают на вопросы учителя

III. Постановка темы урока

 - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Так ли важно знать корневые орфограммы и уметь правильно писать корень слова?

- Какие задачи поставим на урок?

- Знакомы ли вам правила написания орфограмм в корне слова?

- Сегодня я предлагаю вам составить общий алгоритм написания корневых орфограмм.

Ставят задачи своей деятельности

IV.  Открытие нового.

Работа по листам самооценки (Приложение 2)

**** выдать листы самооценки

- Сейчас я предлагаю вам определить уровень своих знаний по данной теме.

- У вас лежат листы самооценки, поставьте + или – в первой колонке перед каждым вопросом.

**** проверка по сигналам светофора

Составление алгоритма проверки корневых орфограмм

- Вспомните, что такое алгоритм любых действий. Зачем он нужен?

- Как вы думаете, можно ли составить общий алгоритм по работе с корневыми орфограммами?

**** у учащихся карточки с этапами алгоритма

(Приложение 3)

- Вы получили карточки с предполагаемым алгоритмом действий, но все пункты в нем перепутаны. Попробуйте расставить их по порядку.

**** работа в парах, проверка коллективно с использованием сигналов светофора. На слайде 1-2  порядок действий

Физкультурная минутка

Применение на практике алгоритма действий

*** коллективная работа у доски, от пары выходит один ученик и выполняет работу у доски с объяснением

- На доске написаны слова с пропусками, надо вставить пропущенную букву и пользуясь алгоритмом доказать свой выбор.

Ле…кие, з…мля, бр…дить, доро…ка, л…совик, звез…ная, чудес…ный.

- Как вы думаете, составленный нами алгоритм действий можно применить для работы только одной частью речи? Докажите.

Работа по листам самооценки

*** листы самооценки второй столбик (взаимооценка)

- Возьмите листы самооценки, найдите второй столбик и выполните задание.

- Поменяйтесь листами в паре, проверьте и оцените работу своего соседа + или -.

Работа по учебнику. Самостоятельная работа по уровням сложности.

- Сейчас я предлагаю вам проверить на сколько хорошо вы научились пользоваться составленным алгоритмом. Выполните данное задание самостоятельно.

Стр 104 упр 179

- 1 уровень сложности  – все задания

  2 уровень сложности – 2 задания на выбор

 Учащиеся оценивают свои знания по вопросам

Составляют алгоритм

Используя составленный алгоритм, выполняют задание с коллективной проверкой

Оценивают работу соседа

Выполняют самостоятельную работу по выбору

V.  Итог урока.  Рефлексия

- Итак, наш урок завершается. Предлагаю подвести итог. Выберите любое начало предложения и продолжите его.

*** слайд 3

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

- А теперь попробуйте оценить свою работу за весь урок и поставить себе балл в третьей графе листов самооценки.

(В конце урока учитель собирает листы самооценки)

Ведут рефлексию своей работы

IX. Домашнее задание.

Стр 105 упр 181 на выбор: всё задание или любых два пункта

Приложение 1

1 Проверяемая безударная гласная в корне слова

Об….езд

2 Парные согласные в корне слова

Покр…снел

3 Непроизносимая согласная в корне слова

Сколь….кая

4 Написание разделительного ъ знака

Хрус….нула

Приложение 2   Листы для самоконтроля

Ф.И.________________________________________________

Параметры

Самооценка +\-

взаимооценка+\-

рефлексия+\-

1.        Я могу правильно определить корень слова

Выдели корень слова: сладенький, лесник, убежал

2.        Я знаю правила проверки корневых орфограмм

Вставь букву в корне: л….нивый, пос….дить, з….мовьё

3.        Я умею подбирать однокоренные слова

Подбери два однокоренных слова: Лесок –

Приложение 3    Листы с этапами алгоритма

1. Применяем правило или ищем помощи в словаре.

2. Определяем тип орфограммы.

3. Проверяем написанное.                

4. Ищем орфограмму.

5. Вспоминаем правило.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс

В ходе урока дети узнают о слабой и сильной  позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема урока «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»                                  ...

Русский язык 2класс Урок закрепления по теме "Правописание парных согласных букв в корне слова"

Урок закрепления по теме "Правописание парных согласных букв в корне слова"...