урок русского языка Написание гласных и согласных букв в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
урок русского языка Написание гласных и согласных букв в корне слова 4 класс
Цели: В результате совместной деятельности составить алгоритм проверки корневых орфограмм.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ларина Наталия Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М. И.» город Усть-Илимск Иркутская область
Урок русского языка, 4 класс, УМК «Перспектива».
Раздел | Язык как средство общения | ||||||
Тема | Написание гласных и согласных букв в корне слова. | ||||||
Тип урока | Урок общеметодологической направленности | ||||||
Цели | В результате совместной деятельности составить алгоритм проверки корневых орфограмм. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||||
Основное содержание Термины и понятия | Актуализация умения выделять корень слова, подбирать однокоренные слова для проверки. Корень слова, непроизносимые согласные, безударная гласная, орфограмма, парные согласные | ||||||
Планируемый результат в рамках изучения раздела: | |||||||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | |||||
Проявлять: — интерес к изучению темы; — понимание успешности при освоении темы. | Познавательные умения: — раскрыть значение понятий «родственное (однокоренное) слово», «корень слова», «основные орфограммы в корне слова» и использовать их в активном словаре; — определять условие проверки орфограммы и обосновывать своё мнение. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; — адекватно использовать речь для представления результата. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя правило; — выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; — выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | Предметные умения: — рассказывать о правописании корня в однокоренных словах; — рассказывать о правописании орфограмм в корне слова; — выписывать из каждой группы родственные слова и выделять графически корень; — образовывать и писать однокоренные слова; — определять орфограмму в каждой группе слов и писать пропущенные буквы; — разбирать слова по составу; — определять и выписывать из текста слова с безударной гласной в корне; — подбирать однокоренные проверочные слова к орфограмме в корне слова; — писать орфограммы в новых словарных словах. | |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
1.Организационный этап. | - Всем доброе утро! С каким настроением пришли вы на урок? - Чтобы хотели пожелать друг другу? - Итак, предлагаю начать наш урок! | Отвечают на поставленные вопросы, настраиваются на хорошую работу | |||||
II. Актуализация знаний | Работа по карточкам (Приложение 1) *** учащиеся в парах получают карточки с заданием !!*** на доске запись слов как на карточке - Перед вами карточки, работая в паре, необходимо соединить слово с орфограммой, которую вы найдете в нем. Вставьте нужную букву и обозначьте орфограмму. **** работа в паре - Объясните свой выбор. - Рассмотрите внимательно предложенные вам орфограммы. Как вы думаете, какая из них лишняя? Почему? - Как можно назвать оставшиеся орфограммы? | Работают в парах по заданию на карточках, отвечают на вопросы учителя | |||||
III. Постановка темы урока | - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Так ли важно знать корневые орфограммы и уметь правильно писать корень слова? - Какие задачи поставим на урок? - Знакомы ли вам правила написания орфограмм в корне слова? - Сегодня я предлагаю вам составить общий алгоритм написания корневых орфограмм. | Ставят задачи своей деятельности | |||||
IV. Открытие нового. | Работа по листам самооценки (Приложение 2) **** выдать листы самооценки - Сейчас я предлагаю вам определить уровень своих знаний по данной теме. - У вас лежат листы самооценки, поставьте + или – в первой колонке перед каждым вопросом. **** проверка по сигналам светофора Составление алгоритма проверки корневых орфограмм - Вспомните, что такое алгоритм любых действий. Зачем он нужен? - Как вы думаете, можно ли составить общий алгоритм по работе с корневыми орфограммами? **** у учащихся карточки с этапами алгоритма (Приложение 3) - Вы получили карточки с предполагаемым алгоритмом действий, но все пункты в нем перепутаны. Попробуйте расставить их по порядку. **** работа в парах, проверка коллективно с использованием сигналов светофора. На слайде 1-2 порядок действий Физкультурная минутка Применение на практике алгоритма действий *** коллективная работа у доски, от пары выходит один ученик и выполняет работу у доски с объяснением - На доске написаны слова с пропусками, надо вставить пропущенную букву и пользуясь алгоритмом доказать свой выбор. Ле…кие, з…мля, бр…дить, доро…ка, л…совик, звез…ная, чудес…ный. - Как вы думаете, составленный нами алгоритм действий можно применить для работы только одной частью речи? Докажите. Работа по листам самооценки *** листы самооценки второй столбик (взаимооценка) - Возьмите листы самооценки, найдите второй столбик и выполните задание. - Поменяйтесь листами в паре, проверьте и оцените работу своего соседа + или -. Работа по учебнику. Самостоятельная работа по уровням сложности. - Сейчас я предлагаю вам проверить на сколько хорошо вы научились пользоваться составленным алгоритмом. Выполните данное задание самостоятельно. Стр 104 упр 179 - 1 уровень сложности – все задания 2 уровень сложности – 2 задания на выбор | Учащиеся оценивают свои знания по вопросам Составляют алгоритм Используя составленный алгоритм, выполняют задание с коллективной проверкой Оценивают работу соседа Выполняют самостоятельную работу по выбору | |||||
V. Итог урока. Рефлексия | - Итак, наш урок завершается. Предлагаю подвести итог. Выберите любое начало предложения и продолжите его. *** слайд 3 Сегодня на уроке я узнал... На этом уроке я похвалил бы себя за... После урока мне захотелось... Сегодня я сумел... - А теперь попробуйте оценить свою работу за весь урок и поставить себе балл в третьей графе листов самооценки. (В конце урока учитель собирает листы самооценки) | Ведут рефлексию своей работы | |||||
IX. Домашнее задание. | Стр 105 упр 181 на выбор: всё задание или любых два пункта |
Приложение 1
1 Проверяемая безударная гласная в корне слова | Об….езд |
2 Парные согласные в корне слова | Покр…снел |
3 Непроизносимая согласная в корне слова | Сколь….кая |
4 Написание разделительного ъ знака | Хрус….нула |
Приложение 2 Листы для самоконтроля
Ф.И.________________________________________________
Параметры | Самооценка +\- | взаимооценка+\- | рефлексия+\- |
1. Я могу правильно определить корень слова | Выдели корень слова: сладенький, лесник, убежал | ||
2. Я знаю правила проверки корневых орфограмм | Вставь букву в корне: л….нивый, пос….дить, з….мовьё | ||
3. Я умею подбирать однокоренные слова | Подбери два однокоренных слова: Лесок – |
Приложение 3 Листы с этапами алгоритма
1. Применяем правило или ищем помощи в словаре. 2. Определяем тип орфограммы. 3. Проверяем написанное. 4. Ищем орфограмму. 5. Вспоминаем правило. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Правописание гласных и согласных в корне слова".
урок русского языка...
"Правописание гласных и согласных букв в корне слова"
Конспект урока русского языка...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...
Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ
Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ...
Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс
В ходе урока дети узнают о слабой и сильной позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...
Технологическая карта урока русского языка. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. 4 класс. УМК "Школа России"
Тема урока «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова» ...
Русский язык 2класс Урок закрепления по теме "Правописание парных согласных букв в корне слова"
Урок закрепления по теме "Правописание парных согласных букв в корне слова"...