Урок по русскому языку 2 класс "Образование слов при помощи суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок по русскому языку 2 класс "Образование слов при помощи суффиксов" УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас в классе много гостей. Давайте поприветствуем их своими улыбками.

- Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, подарите капельку своего тепла. И тихонько займите свои места.

II. Минутка чистописания.

- Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

- А вот и первое задание. Отгадайте, что это за буква? Она нам поможет продолжить путешествие:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

- Правильно, это буква О.

-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами  в своих тетрадках.

- Как вы думаете, какое соединение будет следующим?

Ооа  Ооб  Оов  … (Оог)

- Пропишите эту дорожку до конца строки и повторите их еще раз.

  1. Словарная работа.

- Ребята, посмотрите на пути нам попалось слово с пропущенными гласными. Отгадать это слово поможет буква, с которой мы уже работали на уроке:

ЯГ..ДА (ягода, вывешиваю карточку со словом и картинкой «ягода»)

- Вставьте пропущенную букву, и вы узнаете, с каким словарным словом мы сегодня познакомимся. - Как вы понимаете слово «ягода»?

(Это плод). - Прочитаем слово «ягода» орфографически. Как это? (читаю, четко проговаривая каждый звук)

- К какой части речи относится словарное слово? (это имя существительное)

- Запишите слово «ягода» в словарик.  

-Поставьте ударение.

- На какую гласную падает ударение. Какую гласную нужно запомнить?

- Подберите однокоренные слова к слову ягода  (ягодка,ягодный).

- Почему вы решили, что это однокоренные слова? Какая общая часть в этих словах?


^ Ягода, ягодка, ягодина, ягодный, ягодник, ягодница.

- Так мы называем маленькую ягоду. Как же это слово образовалось? (-к-)

- Я надела увеличительные очки и вижу не ягоду, а …. (ягодина)

- Как мы назовем куст ягоды? (ягодный)

- Место где растут, выращиваются ягоды (ягодник)

- Как мы назовем сборщика ягод или продавца (разг.) (ягодница)

(окончание???)

- Скажите, как называется общая часть родственных слов?

- Обозначьте корни.

- Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)



(В словах выделяем суффиксы).

Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль. (Образование слов при помощи суффиксов)

- Все слова образовали при помощи суффиксов. А как можно назвать такой способ образования слов? Кто догадался?  (предположения детей)

- Сегодня мы продолжим разговор о суффиксах и будем образовывать слова суффиксальным способом.

– А для чего надо уметь образовывать новые слова?  (Цель урока)

VI. Работа над темой.

??? или опрос

1. – Работа в парах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.

Каждая пара получает карточку с заданием.

 Закончи предложение.

1. Суффикс – это                                         

2. Суффикс стоит                                        

3. Суффикс служит                                

4. Например:                                                 

- Проверка. ( Карточки с ответами вывешиваются на доску).

- Итак, мы будем составлять новые слова. Сорвите лепесток и образуйте новые родственные слова с данными суффиксами.

  -ик-                -ок-

           -кот-

  -ищ-           -ёнок-

  -инк-           -ок-

           -снег-

  -ов-              -н-    -а-

- С каким явлением мы встретились при образовании слов снежок, снежинка, снежный? (чередование согласных)

Найдите лишнее слово? (снега) Почему оно не является родственным словом? (это форма слова)

V. ФИЗМИНУТКА

VI. Работа над темой

- Есть ли у суффиксов значение? (….)

Игра «Правда ли…?»  (Работаем светофором)

- Правда ли,что у суффиксов –евн-, -вич-…. Уменьшительно-ласкательное значение?

-

-

-

-

VII. Работа по учебнику 

Давайте попробуем образовать новые слова. Работа по учебнику. С.133 Упр. 2

 От существительных образовать прилагательные суффиксальным способом.

(голосистый, серебристый, детский, февральский, садовый, березовый)


VIII. Самостоятельная работа.

На карточке разноуровневые задания

1 уровень

Выдели суффикс. Придумай  слово с таким же суффиксом.

             

 Столик – гвоздик,                        сынок - ____________ ,  

диванчик - ______________ ,      учитель - ___________ ,

маленький -    ___________ ,       осенний - ___________ ,                

медвежонок - ____________,      стульчик - ___________,

котище -           ___________ ,      доброта - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник,  дома,  бежит,  длинная,  подберёзовик, снега,  снежки,  заморозки,  ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

  1. Сладенький, вкусненький, тортик.
  2. Бежала, смотрели, писала.
  3. Пленник, мостик, странник
  4. Каменщик, бурильщик, учитель.
  5. Берёзка, лопатка, палка.

Проверка.

- Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)

- Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)

- Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)

IX. Игра «Покажи схему»

Слова:

 Каменщик, Андреевич, лесной, зима, заюшка, метро!, солнечный

Х. Итог урока

- Чему учились на уроке?

- Для чего  необходимо уметь образовывать новые слова?

ХI. Рефлексия

-Какое задание вам особенно понравилось?

- Что показалось сложным?

Оцените свою работу на уроке (лесенка)

 Д.З!!!Отметки!!!

 

(Кроссворд запас)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Образование слов при помощи приставок"

Русский язык 2 класс "Образование слов при помощи приставок"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...

Урок русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс "ПНШ"

Данный урок можно включить на этапе закрепления по теме "Образование слов"...

Презентация к уроку русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс "ПНШ"

Презентация дополнит урок мультимедийным сопровождением. (Урок русского языка "Образование новых слов" 2 класс "ПНШ"...

Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс ПНШ

Данный урок можно использовать на этапе закрепления по теме "Словообразование" во 2 классе....

Конспект урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов", 2 класс

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Образование слов с помощью суффиксов" . УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 4 класс

Урок русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 4 класс...