Конспект урока по русскому языку "Образование слов при помощи приставок"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Русский язык 2 класс "Образование слов при помощи приставок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку
Тема: «Образование слов при помощи приставок»
Учитель: Шамуратова Е.С.
Цели деятельности педагога:
- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с возможностями приставочного способа словообразования;
- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
- способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфических навыков;
- развивать умение работать в паре и в группе;
- развивать внимание, наблюдательность.
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Планируемые результаты (УУД):
предметные: определять способ образования слов; различать слова с приставками и слова, корень которых начинается со сходных буквосочетаний; находить слова, образованные приставочным способом.
метапредметные:
регулятивные: организация учебной деятельности, способность принять учебную задачу, самостоятельно определять последовательность выполнения действий, способность контролировать результат и исправлять возможные ошибки; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре); осуществлять самоконтроль и самопроверку
коммуникативные: внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
познавательные: поиск и отбор необходимой информации, формирование представления о способах образования слов с помощью приставок.
Личностные: ценностная ориентация учащихся, желание и умение отвечать на вопросы, умение видеть, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова; учебное пособие «Пишем грамотно» 2 класс, М.И.Кузнецова, рабочая тетрадь по русскому языку; листы самооценки, презентация.
Ход урока
1. Организационный
- Сядьте правильно. Запишите в тетрадях дату и вид работы.
- Работать мы будем под девизом.
«Ученье – путь к уменью»
- Как вы понимаете эти слова?
2. Актуализация субъективных знаний учащихся
Подготовка к изучению нового материала
- Вспомним, что было изучено на предыдущих уроках. Обычно на уроках вопросы вам задаю я или ваши товарищи.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, о чем спросили»
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальные дети должны отгадать каким был вопрос и назвать его.
Дети дают ответы устно.
1 вопрос. Какие слова называются родственными или однокоренными?
- Это слова, которые имеют общий корень и лексическое значение.
2 вопрос. Что такое корень слова?
- Это общая часть родственных слов.
3 вопрос. Что такое суффикс?
- Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
4 вопрос. Что такое приставка?
- Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
5 вопрос. Что такое окончание?
- Это изменяемая часть слова
- Посмотрите на понятия, которые мы повторили в процессе игры.
В процессе игры на экране появляются слова: «однокоренные слова», «корень слова», «суффикс», «приставка» (Слайд )
- Все эти понятия нам пригодятся на сегодняшнем уроке.
- Ребята, а вы готовы не останавливаться на достигнутом, и идти к новым открытиям. Тогда прочитайте надпись на экране. (Слайд )
Жило-было слово ход
В слове выход, в слове вход.
В слове ходики стучало
И в походе вдаль шагало.
Читают надпись.
- В этом тексте «спрятались» слова-родственники.
- Самостоятельно найдите их, запишите к себе в тетрадь, приготовьтесь объяснить, почему вы выписали именно эти слова.
Один ученик работает на закрытой доске.
- Проверьте свою работу. (Слайд 9)
Проверяют свою работу и работу ученика, который работал на закрытой доске.
- Докажите, что слова, которые вы записали, являются родственными
Учащиеся выделяют корень в каждом слове, объясняют его лексическое значение.
–Оцените свою работу по шкале «Правильность» и «Трудность»
Оценивают свою работу.
- Обратите внимание на слово ходики.
- От какого слова оно образовалось?
Отвечают:
- От слова «ход».
- С помощью, какой части слова образовалось новое слово?
- С помощью суффикса.
- Как называется такой способ словообразования?
- Суффиксальный.
- Рассмотрите слова: выход, вход, в походе.
- Можно ли сказать, что эти слова тоже образованы суффиксальным способом, т.е. с помощью суффикса?
Высказывают своё мнение.
- Как образовались эти слова?
Предположения детей:
- Может быть с помощью приставки?
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Почему этот вопрос вызвал затруднения?
- Потому что кроме суффиксального способы другого мы не изучали.
- Чему будет посвящена тема сегодняшнего урока.
Высказывают предположения.
Тема урока : Образование слов при помощи приставок.
–Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
Обдумывают свою цель.
Для своих ответов можете использовать опорные слова (Слайд
Я хочу узнать …
Я хочу научиться
- образовывать…..
- находить…..
Несколько учащихся произносят вслух собственную цель:
- Узнать новый способ образования слов.
- Научиться образовывать слова новым способом.
- Я хочу научиться находить слова, которые образованы новым способом.
- Вперед за новыми знаниями!
4. Первичное усвоение новых знаний и способов действий
- Что нужно сделать, чтобы выяснить как образовались вышеуказанные слова.
Дети рассуждают:
- Для этого надо разобрать слова по составу.
- Какие знания необходимы, чтобы разобрать слово по составу.
Повторяют последовательность разбора слов по составу.
- Поработайте в парах. Исследуйте эти слова. Разберите их по составу.
Одна пара работает у доски.
- С помощью, какой части слова образованы эти слова?
Высказывают своё мнение.
– Какой вывод сделали?
Делают вывод:
- Родственные слова образуются не только при помощи суффиксов, но и при помощи приставок.
- Как бы вы назвали такой способ образования слов?
Дети высказывают свои версии.
Откройте учебник и на странице 155. сравним свой вывод с выводом, который дан в рубрике «Тайны языка». Прочитайте.
Читают, сравнивают свои предположения с выводом в учебнике.
- Совпадаю наши предположения с выводом в учебнике?
Перечитайте правило ещё раз, подготовьте по этой рубрике вопросы для своих товарищей.
Задают вопросы друг другу и отвечают на них:
- Если слово образовано при помощи приставки, как называется такой способ образования слова? Почему он так называется?
- Приведите свои примеры слов, чтобы эти слова были образованы приставочным способом.
Приводят примеры
- Удалось нам узнать о новом способе образования слов.
Высказывают своё мнение.
- В жизни вам это пригодится? Для чего образуют новые слова?
Физминутка.
5. Первичная проверка понимания изученного
- Следующее задание упр. 1 на с. 139 мы будем выполнять в группах.
- Для этого вспомним правила работы в группе.
Называют правила работы в группе:
1.В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывают вежливо.
5. Если не понял, переспроси.
- Прочитайте задание.
Читают задание.
- Распределите обязанности в группе. Приступайте к выполнению задания.
Распределяют обязанности.
Дети образуют слова и записывают на листочках.
- Прочитайте, какое задание вам необходимо было выполнить?
Читают задание
Заслушиваются отчёты групп.
Проверка выполненного задания: представитель каждой группы читает получившиеся новые слова, а остальные учащиеся - контролёры.
Командиры групп зачитывают отчёты.
Каким образом вам удалось образовать новые слова?
Отвечают:
- С помощью приставки.
- Как называется такой способ образования слов?
- Приставочный.
– Зачем вам необходимо было выполнить это задание?
– Чтобы научиться образовывать родственные слова с помощью приставок.
- Молодцы! Как много интересных слов вы составили!
Физминутка
6. Первичное закрепление
Сейчас вы сможете попробовать свои силы самостоятельно упражнение 3 стр. 156
Читают задание к упражнению.
-Какие рекомендации вы можете дать друг другу, по выполнению упражнений?
Дают советы:
- Чтобы определить образовано ли слово приставочным способом, нужно найти слово, от которого оно образовано и выяснить использовалась ли для его образования приставка.
Самопроверка
Один ученик зачитывает слова.
- Выполните самопроверку. Внесите исправления.
- Кто справился без ошибок?
- Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы.
Выполняют самопроверку.
- Есть слова, которые вы не выписали? Объясните почему?
Называют слова: победить, начать, запасать.
7. Этап информации о домашнем задании.
8. Подведение итогов урока
- Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока?
–Удалось ли достичь поставленной цели?
- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового? Для ответа можно пользоваться опорными словами:
Я узнал…
Я научился
- находить…
- образовывать….
Отвечают на вопросы.
Высказывают своё мнение.
9. Оценка деятельности учащихся
-Молодцы, вы решили все поставленные задачи, на уроке были активны и внимательны, а на следующем уроке мы будем учиться писать разделительный Ъ
Оценивают результаты своего труда
1. Какие слова называются родственными? |
2. Что такое корень? |
3. Что такое суффикс? |
4. Что такое приставка? |
5. Что такое окончание? |
Прочитай пары слов. Во втором слове каждой пары, выдели ту часть слова, при помощи которой оно образовалось. Бежать — выбежать, кричать - закричать, плыть — поплыть, смотреть- посмотреть, рисовать — нарисовать, лепить — вылепить, шуметь — зашуметь, читать - прочитать, писать — записать, чертить — прочертить, плыть — переплыть, ужинать — поужинать. |
Фамилия Имя_________________________________________________________________
1. Закончи правило.
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется _________________________________________________________.
Способ образования новых слов при помощи приставки называется ________________________________________________________.
2. Догадайся, какая приставка подходит ко всем словам группы. Допиши подходящую приставку.
(на, вы, над) ______строить, ______резать, _______кусить, _______ломить
(до, вы, про) _____гулка, _______бежка, ________ветривание, _______лить
(по, про, за) _____встречать, _______ужинать, ______добреть, _______желтеть
_____________________________________________________________________________
Фамилия Имя ____________________________________________________________
1. Закончи правило.
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется _________________________________________________________.
Способ образования новых слов при помощи приставки называется ________________________________________________________.
2. Догадайся, какая приставка подходит ко всем словам группы. Допиши подходящую приставку.
(на, вы, над) ______строить, ______резать, _______кусить, _______ломить
(до, вы, про) _____гулка, _______бежка, ________ветривание, _______лить
(по, про, за) _____встречать, _______ужинать, ______добреть, _______желтеть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Конспект урока по русскому языку "Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне". 2 класс(1-4)
Конспект урока содержит фотографии кадров презентации....
Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"
Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...
Конспект урока по русскому языку "Слова-признаки. Различие предметов по величине, форме, цвету" с мультимедийной презенатцией
Конспект урока по русскому языку для 3 классапо программе VIII вида. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока по русскому языку. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И ПРИСТАВОК
Цель: 1. Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; 2.Развивать орфографическую зоркость, развивать речь; 3 Воспитать аккуратн...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание приставок и предлогов"
· Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; повторить изученные орфограммы;·...
конспект урока по русскому языку "Слова, обозначающие признак предмета. Связь слов в предложении"
урок предназнвчен для детей с умстенной отсалостью 7,8 класс...