Процесс формирования речевой и нравственной культуры маленького человека
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Митрофанова Валентина Николаевна

Язык – великая сила, и задача педагога привить интерес к слову, научить маленького ученика слушать, читать и писать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Развитие речевого творчества на уроке русского языка.

Русский язык- основной предмет в школе, вызывающий трудности у учеников. Многие ассоциируют изучение языка со знанием набора правил, терминов, грамматических разборов. На самом деле, задача учителя состоит в том, чтобы заменить скучное обучение на увлекательный творческий процесс познания и успешной деятельности .

Язык – великая сила, и задача педагога привить интерес к слову, научить маленького ученика слушать, читать и писать. Современная действительность породила языковую распущенность, а данное явление может привести к нравственному торможению личности. Именно поэтому для учителя начальной школы важно научить своего ученика вглядываться в самого себя и в окружающий мир. Тем интереснее будет ему слушать, говорить, писать, сочинять, то есть проявлять устную и письменную речевую активность.

На уроках русского языка моя работа направлена на обогащение нравственного опыта детей, на развитие способности речевого самовыражения. Поскольку работаю в школе  давно, думаю, что мои советы могут оказаться полезными для коллег.

Готовясь к урокам развития речи , я всегда очень внимательно отбираю тексты для работы. Они должны нести в себе глубокий смысл, наводить на размышления, « толкать» ребёнка к самостоятельной деятельности, вызывать желание узнавать больше,  творить. Мои дети очень любят работать с притчами Сколько мудрости, тонкости и смысла в притчах. Короткие мудрые истории  всегда давали людям повод для размышления. Это очень эффективное средство развития и воспитания, позволяющее решать задачи интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания младших школьников. Однажды попав в душу ребенка, главная мысль притчи остается в ней навсегда и как дерево дает нравственные « плоды».

 Предлагаю вашему вниманию фрагмент моего урока развития речи « Что легче?»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идёт.

- Нет, — говорит, — в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.

С какой проблемой столкнулись ребята?

Подчеркните в тексте особо « важные» по смыслу слова, выпишите их.

Где мы можем узнать значение слов?( работа с толковым словарем)

Что такое правда? Что такое ложь?

Как можно назвать человека, говорящего правду, ложь?

Почему простили только третьего мальчика?

Давайте подумаем, почему в старину так говорили:

Мир только правдою держится. Лицемерие и ложь - одно и то ж.

Правду на базаре не купишь. Ложь ложью погоняет

Правда с хорошими людьми живёт.

А вот другая ситуация.

Незнайка обманул своих друзей. Он переживал и думал про себя : « Зачем я так поступил?» Подумайте и расскажите, почему Незнайка чувствовал себя неспокойно?

Когда Незнайке станет легче на душе? Запишите свой  совет сказочному герою.

Подберите прилагательные к словам правда,ложь

Подберите глаголы к данным словам.

 С чем бы ты сравнил правду? С чем можно сравнить ложь?

Давайте придумаем слова, созвучные с нашими главными на уроке словами

Правда- звезда, не будет вреда, следа,навсегда,вражда

Ложь –молодежь,дрожь, обнадежь,встревожь, умножь

Домашнее задание.

Хотелось бы вам попробовать стать поэтами? Попробуйте сочинить поэтические строчки с со своими рифмами или с рифмами, придуманными нами на уроке. Задание можно выполнять в соревновании с родителями. Мы с удовольствием послушаем их « пробы пера» в сравнении с вашими.

Процесс формирования речевой и нравственной культуры маленького человека кропотлив, требует системной работы, методической грамотности, фантазии учителя, постоянного самообразования. Думаю, что мой труд прививает ученикам интерес к слову, речи, родному русскому языку. Ребенок по своей природе творец. А цель моей работы предоставить творцу  больше духовного света, возбудить  в нем интерес к творчеству, воспитать коммуникативно развитого человека с высоконравственной жизненной позицией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»

Актуальность проблемы:   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между лю...

Формирование нравственной культуры школьников посредством введения казачьего компонента в воспитательный процесс МБОУ Платовской СОШ

Использование национально-регионального компонента  во внеурочной  деятельности способствует формированию целостных знаний о Донском  крае, развитию  творческих и исследовательских...

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника

Безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы оказывают отрицательное воздействие, разрушают традиции и культуру нашего народа, на...

Современные средства обучения русскому языку и методики формирования речевой и языковой культуры

Современные средства обучения русскому языку и методики формирования речевой и языковой культуры, обучающихся в условиях мультикоммуникативного образовательного пространства в свете требований ФГОС...

«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».

В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....

Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников

Видео материал по теме "Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников...